Лев Николаевич Толстой "Война и мир"
nur_so — 05.04.2021Аудиокнига, слушала под вязание и не могла оторваться. Удалось перевязать свитер два раза, а роман всё ещё не заканчивался. Конец четвёртой книги четвёртого тома и эпилог дочитывала в электронном варианте.
Чтец Евгений Терновский
Том 1 – 16 часов 49 минут
Том 2 – 19 часов 05 минут
Том 3 – 20 часов 11 минут
Том 4 – 17 часов 45 минут
Не буду оригиальной – гениальный роман, который я в школе читала только отрывками и по всей видимости, вообще не запомнила о чём, кроме неба Аустерлица.
Восхищена всем: какие персонажи, как Толстой описывает внешность, повадки, разговор, характеры, сколько параллелей к современному обществу. А рассуждения об истории с точки зрения математики, экскурсы в философию, стратегию военных действий – всё по отдельности невероятно грандиозно и просто дух захватывает от мощи Льва Николаевича.
Слушала-читала и не понимала, кто придумал проходить ЭТО в школе? Даже самый гениальный ученик/ца из-за нехватки времени просто не в состоянии охватить и понять, о чём писал Толстой.
Следующее написанное – не сочинение. Не отзыв, а просто мои впечатления, записанные по ходу прослушивания книги.
Первый том
Слушала прямо запоем, пока не слипались глаза и не уставали руки от вязания, благо был отпуск.
В томе три части. Первая часть – нас вводят в светское общество, знакомят с главными героями: Анна Шерер, Болконские, Трубецкие, Курагины, Безуховы. Кто-то кому-то приходится дальней или даже близкой роднёй, у кого-то связи чуть ли не с императором. Если вы думаете, что светская жизнь это сплошные празднества, то вы ошибаетесь. Это постоянный нетворкинг, умение вести разговор, умение устроиться в жизни по принципу «чтоб у нас всё было, а нам за это ничего не было».
С первых строк чувствуется огромная симпатия Толстого ко всем членам семьи Болконских: вот таким, как старый князь, должен быть настоящий русский дворянин. У него и дети под стать – Андрей, который откровенно не любит светское общество, и Марья, пусть даже Толстой её описывает как дурнушку, но зато какая она светлая душой. В общем-то, это пока единственная женщина, которая ну хоть как-то прилично представлена.
Интересное замечание старого княза Болконского:
Нездоровы бывают только дураки да развратники.
Спорно, конечно, но отчасти он даже прав. Вообще, князь хоть и строг, но такой вот правильный. Он настаивал на образовании Мари, обучая её геометрии. И её глубокую религиозность не то , чтобы порицал, но и не приветствовал. И когда стал вопрос замужества он ей сказал, что у неё есть право выбора. И так же сказал незадачливому жениху с папашей. Мне эта точка зрения князя и его прямота очень импонируют.
Не могу не отметить замечательное, живое описание анатомических особенностей того или иного персонажа: короткая губа с чёрными усиками – это про Лизу, жену Андрея Болконского; девица с длинной талией – это про старую княжку Безухову; огромный рот у Наташи Ростовой; часто встречаются маленькие ручки – у Андрея Болконского да и у Васи Денисова. Описание Пьера Безухова и так всем знакомо.
Конечно, и красавицы пристутствовали, но все красивые люди у Толстого с душком.
Например, дети Курагина. Курагин-отец типчик тот ещё. В наше время он тоже далеко бы пошёл, ну министром тоже бы стал. Он такой вот великий манипулятор, причём неспециально, дар такой. Как видит человека, общается, и в голове сразу план вырисовывается, в каких целях и где этот человек может быть полезен. Это талант, надо сказать.
Странно, но я не помню, чтобы мы в школе разбирали фигуру Курагина. А он того стоит, хоть и неприятный персонаж. Но с такими персонажами неплохо бы знакомиться на страницах книг, чем потом, в реальной жизни и не суметь распознать. Или даже самому что-то намотать на ус из навыков Курагина.
Так вот к детям Курагина. Дети у него красивые, что дочь, что сыновья, по описанию. Но с душком. Что-то там было, типа оба брата, Ипполит и Анатоль, были влюблены в свою родную сестру Элен. Когда Безухов стал признанным сыном умершего крафа Безухова и наследовал огромное состояние, Курагин-отец решил подсунуть ему свою дочь. И началось...Вообще, когда Пьер был ещё в статусе незаконорожденного, всё светское общество относилось к нему с презрением, кроме Болконских. Андрей на глазах менялся, когда общался с Пьером.
Так вот, Элен Курагина в течение нескольких светских вечером таки нашла повод потрясти грудью перед его носом (она всегда носила платья с глубокими вырезами и сзади, и спереди), и Пьер увлёкся. А сам не мог понять, как так получилось, ночами разговаривал сам с собой и чувствовал, что это что-то нехоршее, порочное, но под давлением света и Курагиных пришлось ему сделать предложение. В конце концов, принятие решения облегчило его страдания от неопределённости.
Ну а непутёвого и тоже порочного сына Анатоля Курагин решил женить на некрасивой Мари Болконской. Боже, как я переживала, чтобы этого не случилось. Но случилось другое, с Ростовой. И это случившееся было просто отвратительно.
Вторая часть про войну, куда ушёл Болконский служить адьютантом Кутузова, и при каждом случае просясь на передовую. На войну ушёл и Николя Ростов, брат Наташи, сначала при Денисове, потом гусаром стал.
Я даже про войну с удовольствием слушала, про отношения между собой, про битвы, про после битвы, про донесения императорам, про союз с Австрией. Заканчивается как раз ранением Андрея Болконского, когда он смотря в небо, познал дзен. И даже проходящий мимо Наполеон, его в общем-то кумир, и обратившийся к нему, показался Андрею ничтожно неважным по сравнению с этим высоким небом.
Третья часть смешанная, там и про войну, и про мирную жизнь в Петербурге и Москве, про сватовство Мари Болконской, про отпуск Николая Ростова.
Второй том
Запишу больше для себя.
Поражает, очень поражает любовь к императору и это огромное чувство патриотизма, которое могут испытывать и испытывают гусары, солдаты, офицеры по отношению к императору.
Но назад к «ВиМ»: и Толстой не обошёл тему страсти к игре. Бедный, бедный Николя Ростов. Кстати, чувство азарта в карточной (или другой) игре на деньги мне тоже совершенно непонятно. И я чуть ли не вслух умоляла, Николя, беги, беги от Долохова. Ну ведь нехороший он человек, это же с самого начала было ясно.
И про Безухова: каковы хитрецы эти масоны. Взяли, подсадили старичка. Быстро в оборот Пьера и на тебе, одна из заповедей масонщиков: будь щедрым. А Пьер уже готов отписать всё своё состояние. Не ну как так???
Очень понравилась глава (главы), где Пьер заезжает в гости к Болконскому. Очень живая дискуссия получилась между Болконским и Пьером о благодетели. Наверное, когда-нибудь в написанном виде перечитаю. Высказывания Болконского очень мне близки. И, к сожалению, я совершенно не помню, говорили ли мы об этом в школе.
Пьер начал строить больницы и школы для своих «мужиков». А Андрей считает, что такое благодетельство мужиков не только не осчастливит, а даже скорее сделает несчастным и навредит. И тут Андрей необъяснимым образом «честнее» (как я кстати прочитала «Обитель» Прилепина, там как раз пример про мужиков и Толстого).
В какой-то степени Болконский перекликается с Андреем Курпатовым:
Есть только два несчастья – угрызения совести и болезнь. Избегая этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь.
Первый бал Наташи Ростовой как-то поднадоел, это не моя тема. Так же как и ужасная эта охота Николаши Ростова.
Помолвка Болконского с Ростовой – трогательно, конечно. Вообще, Болконский это для меня главный герой, очень-очень близкий и понятный. Впрочем, как и его отец, и его сестра...к концу второго тома и старый Болконский, и Мария стали менее симпатичны. Странный финт Болконского с мадам Бурье мне совершенно непонятен. Да и антипатия Мари к Наташе, возникшая до знакомства, тоже не очень понятна.
Третий том
Много войны, много проницательности Толстого, как мне показалось.
Интересное описание самоуверенности, присущее той или иной национальности:
Немцы бывают самоуверенными на основании отвлечённой идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что всё, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя, и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет. Немец самоуверен хуже всех, и твёрже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него абсолютная истина.
Про гомеопатов:
...почему всегда есть и будут мнимые излечители, гомеопаты и аллопаты: потому что они удовлетворяли нравственной потребности больной и людей, любящих больную. Они удовлетворяли той вечной человеческой потребности надежды на облегчение, потребности сочувствия и деятельности, которые испытывает человек во время страдания.
Очень важная и интересная первая глава третьей книги третьего тома – об истории и математике. Перечитаю ещё раз, там даже про софизм Ахиллеса и черепахи. Вот уж не ожидала.
Четвёртый том
Много войны, французов и Бородинское сражение, много рассуждений на стратегические темы, Кутузова и прочих военных деятелей.
Все бегут из Москвы, Москва горит. Пьер попадает в плен к французам, а смертельно раненный Болконский волею судьбы оказывается вместе с Ростовыми. Наташа после истории с Курагиным, сильно болела душевно, и как хорошо, что они перед смертью Андрея всё-таки нашли друг друга.
Убивают Петеньку Ростова – мне никого так не было жаль, как его. Шальная пуля, а перед этим он так сердечно всех угощал изюмом. Как я теперь буду есть изюм, не вспоминая Петеньку, не знаю.
Эпилог
Пьер и Наташа поженились, как и Мари с Николя Ростовым. Сонечка так и осталась, как назвала её Ростова, ссылаясь на Евангелие, пустоцветом.
И опять рассуждения об истории и свободе:
Для истории признание свободы людей как силы, могущей влиять на исторические события, то есть не подчиненной законам, - есть то же, что для астрономии признание свободной силы движения небесных сил.
Признание это уничтожает возможность существования законов, то есть какого бы то ни было знания. Если существует хоть одно свободно двигающееся тело, то не существует более законов Кеплера и Ньютона и не существует более никакого представления о движении небесных тел. Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного исторического закона и никакого представления об исторических событиях.
Безусловно, это одно из лучших произведений, которое я читала в своей жизни.
|
</> |