Книги, март 2021
nur_so — 27.03.2021 Всего четыреМихаил Елизаров «Земля»
И имя писателя, и название романа обманчиво – я ожидала что-то вроде «Угрюм-река», ну или хотя бы что-то в стиле «Зулейхи». Роман совершенно о другом, а Елизарову всего 48 лет. Из Википедии узнала, что он даже в Ганновере пару лет жил, а к ганноверцам у меня особое отношение.
Роман на 829 страниц, но читается быстро. Главный герой – Кротышев, Крот, Владимир. Мальчик, который копал в песочнице могилы, парень, который копал в стройбате могилу, мужчина, который работал землекопом на кладбище.
С одной стороны, это очень современный, молодёжный, бравурный и местами очень нецензурный роман. С другой стороны, это роман о смерти, о бытие, о предсмертии, об оболочке и кладбище. Там есть экскурсы в философию, которые так и льются изо рта эпатажной девушки Алины с красочными татуировками по всему телу. Но там есть и атмосфера братков конца 90-х и 2000-х. Та Россия мне уже незнакома, от этого хотелось читать и продолжать жить там, и думать, а как бы это было и к чему бы это привело.
Несмотря на такой объём, роман бурлит и льётся горной рекой, и ты плывёшь в этом потоке, совершенно не ожидая, куда вынесет.
Над шутками-прибаутками, вульгарными и пошлыми, иногда даже хочется смеяться. Их столько, что даже возмущаться по этому поводу не возможно.
После 500-600 страниц немного поднадоедают разговоры про смерть и околосмертное буйство живых. Но и это тоже мне было интересно, потому что я никогда не интересовалась этой суб-культурой.
Это ни в коем случае не было потерянным временем.
Но! Мне не понравился конец романа. Он смазан, его нет.
Ещё больше меня поразило моё личное совпадение. После книги о пяти вещах (прошлый месяц) я возмущалась, что мне там было мало опыта умирающих и, вообще, предсмертия. Про Елизарова я вроде узнала из книги Юзефович. И я НЕ читала, о чём книга. У меня на очереди сотни книг. А я почему-то открыла в ридере именно эту. Именно вовремя. И смерть мне была преподнесена в таком иронично-циничном и очень жизненном стиле, что я даже думаю о ней, как о невероятно увлекающем продолжении моего бытия.
И цитаты:
На странице 12 уже упоминается смерть:
...много лет спустя мне разъяснили мои сумрачные учителя, что не энгельсовский обезьяний труд, а именно смерть сделала человека человеком, что сознание собственной смертности и является нашим настоящим рождением. Смерть принимает нас в люди.
Немного солдатского фольклора:
- Вот так и в жизни. Когда ссышь, не слышишь голоса истины.
Лежит на дороге солдат из стройбата. Не пулей убит, заябала лопата.
Смерть и дембель чем-то схожи. Смерть придёт и дембель тоже.
Странный диалог:
- Ты просто пойми: они все умерли
- Кто?
- Люди, которые жили до нас. Все до одного.
- И что делать?
- Надо попытаться не умереть.
- И как это сделать?
- Тренировки. Каждый день укреплять жизнь.
Завтра ни для кого не наступит, потому что категории «завтра» не существует. Есть только вечно длящееся «сейчас».
Про похороны:
Люди пытаются вместе с покойником затолкать под землю и смерть, вынести её на периферию памяти, избыть из повседневности.
Нам кажется, что памятью мы как бы воскрешаем мёртвого, но по сути пытаемся удержать собственную ускользнувшую тень. Выуживая силой переживаний кладбищенского призрака из могилы, не возвращаем его к жизни и сами не становимся живее, а лишь налаживаем внутренний диалог со смертью.
Смерть находится за секунду до будущего в отсутствие настоящего! – Present Instant Contineous! Смерть это подступающее завтра, которое никогда не превратится в сегодня.
Юсси Адлер-Ольсен «Женщина в клетке»
Крими-триллер во всей красе. Для чтения на ночь вполне сойдёт.
Опять усталый, но хотя бы непьющий, разведённый и с пост-травматическим синдромом комиссар полиции, у которого в помощниках сириец Ассад, смышлённый и владеющий правилам коммуникации. Они оказываются единственными сотрудниками особого отдела Q, заданием которого раскрывать забытые преступления.
Хотя особо интриги и нет, но действие захватывает и читается увлекательно.
Дженин Камминс «Американская грязь»
Сильный роман на важную тему – мигранты и нелегалы, а именно из Мексики в США. Я темой никогда не интересовалась, как и Мексикой и их криминалом, тем интереснее было читать.
Правда, в течение 50-70 страниц порывалась бросить, мне было слишком а-ля «мексиканско-бразильский сериал». Но потом решила перетерпеть. Конечно, этот сериальный дух присутствовал весь роман, а может это издержки перевода, не знаю. Но содержание держало в напряжении настолько, что я читала до двух ночи и проснулась в семь утра, чтобы продолжить.
В центре романа Лидия и сын Луко, единственные оставшиеся в живых после мести картели её мужу-журналисту из-за статья в газете о местном предводителе картели. Лидия и Лука чудом спаслись и пытаются убежать из Мексики в США. В общем, книга о трудностях побега.
Конечно, там есть и другие, не менее трогающие персонажи и ситуации.
В конце романа одна сцена чуть ли не довела меня до слёз, так задело, вернее, напомнило мне мою ситуацию в начале переезда в Германию.
Автор четыре года собирала материал для романа, у неё были сомнения, имеет ли она право, как белая, писать на такую тему, сумеет ли она прочувствовать весь ужас ситуации, в которой оказываются мигранты.
Дженнифер Линч «Твин-Пикс. Тайный дневник Лоры Палмер»
Культовый сериал я не смотрела и после этой так себе книги смотреть не буду.
Книга ни о чём, вернее, о жизни девочки-подростка, ведущей тайную жизнь в кокаиновом тумане и групповом сексе.
Бросила читать:
Кристин Ханна «Улица светлячков» - после 120 страниц, это очень примитивный роман. Не знаю, насколько там плохой перевод, но мне кажется, что оригинал совершенно не мой жанр. В общем, книга хуже сериала.
Wendy Walker “Kalte Seele, dunkles Herz“ (на русский перевели как «Эмма в ночи»): бросила ровно на половине, стало жаль время. Роман хоть и идёт под жанром «триллер» - очень нудное повествование, сюжет избитый (мать-нарциссистка), что даже не хочется узнать настоящую причину исчезновения девочек.
Мэтт Дикинсон «Обратная сторона Эвереста» - не зацепило, хоть и моя любимая "гималайная" тема про альпинистов.
Ольга Славникова «Конец Монплезира» - не зацепило, мне сумбурно.
Что у вас из прочитанного?
|
</> |