рейтинг блогов

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6

топ 100 блогов elika25.07.2023 Тема для сегодняшнего выпуска «Летней лИСтКУССТВенницы» выбрана мной по трём субъективным причинам. Во-первых, в фильме, о съёмках которого пойдёт речь, конечно же, есть лето. Во-вторых, его снимали в моём родном городе. В-третьих... я просто очень люблю это кино :) Возможно, что и вы тоже. А если вы вдруг его ещё не смотрели, то от души советую срочно это сделать.

Итак, 24 июня 1978 года впервые по Центральному каналу советского телевидения показали захватывающий двухсерийный детектив «Золотая мина», который снял режиссёр Евгений Татарский. Это был только второй фильм Евгения Татарского, не считая его дипломной короткометражки «Пожар во флигеле», которая получила Гран-при на фестивале телефильмов в Мюнхене. Именно в своей дипломной работе Татарский впервые снял Олега Даля, с которым был очень дружен. Даль не отказал другу, хотя роль там была буквально на пару минут.
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Режиссёр Евгений Татарский | Олег Даль в дипломной киноработе Е. Татарского (фильм был снят по знаменитым «Денискиным рассказам» Виктора Драгунского)

Когда же через несколько лет Татарский задумал снимать остросюжетный детектив, то в роли Косова-Брунова он видел только Олега Даля. Сценарий про беглого преступника написал ещё в шестидесятые годы не профессиональный сценарист, а милиционер Павел Грахов. В Госкино этот сценарий не утвердили, и он почти 10 лет пролежал на полке Ленфильма. Татарский наткнулся на него совершенно случайно и попросил своего друга, сценариста Артура Макарова, за месяц сделать из этой истории «конфетку». Артур Макаров — кстати, приёмный сын Тамары Макаровой и Сергея Герасимова. Он был близким другим Шукшина, Высоцкого, Тарковского и написал десятки сценариев, в том числе и к таким фильмам как «Приезжая», «Колье Шарлотты», «Новые приключения неуловимых». Вы, может быть, его помните и по фильму «Калина красная», в котором он играет одного из членов воровской «малины»:
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Артур Макаров в фильме «Калина красная» | Артур Макаров с Жанной Прохоренко

Так вот, Макарову эта история жутко понравилась, и сценарий будущей «Золотой мины» он действительно написал в установленный срок, то есть за 10 дней. Переписал он его, правда, изрядно, от первоначальной истории осталось мало. Героя Олега Даля он сделал более обаятельным: хотел, чтобы зрители сочувствовали ему. А ещё Артур Макаров поставил Татарскому условие: обязательно снять в фильме его любимую гражданскую жену Жанну Прохоренко. Роль сестры Брунова он заранее писал для неё. Режиссёр согласился и слово сдержал.

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Жанна Прохоренко сыграла в картине Лидию Леонидовну Брунову

Вообще, актёров режиссёр подбирал очень тщательно: Михаил Глузский, Евгений Киндинов, Игорь Ефимов, Игорь Янковский, Игорь Дмитриев, Татьяна Ткач, Лев Лемке, Олег Ефремов (тот, который Олег Владимирович, не Николаевич)… Многие из них потом снялись в его картине «Приключения принца Флоризеля».

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 А вот Любовь Полищук и Лариса Удовиченко попали в этот фильм абсолютно случайно. И огромное спасибо за это ассистенту режиссёра Нелли Барковой (если, конечно, не врёт Википедия, то звали её так). На роль лейтенанта милиции Татьяны Лебедевой Татарский решил попробовать актрису Светлану Смехнову, ему понравилось, как она сыграла в фильме «Дочки – матери» одну из дочерей.

Светлана Смехнова и Лариса Удовиченко

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Своей ассистентке режиссёр сказал, чтобы она привела на пробы ту, «которая сыграл дочку Елены Алексеевны и Вадима Антоновича». Сказать-то сказал, но не уточнил, какую именно из двух дочерей звать на пробы. Ассистентка пригласила Удовиченко, которая в том фильме играла дочку Галю. Вот так 22-летняя Лариса Удовиченко и попала в «Золотую мину». Она прошла пробы, режиссёру всё понравилось. Он, правда, потом сказал своей помощнице, что изначально совсем не ту актрису имел в виду, но Удовиченко на роль всё же утвердил.

А вот в роли любовницы Косова-Брунова Татарский хотел видеть роковую блондинку. Всё ту же свою помощницу Нелли он попросил найти актрису, которая мелькнула в фильме «Семья Зацепиных», который только-только вышел тогда на экраны. Нелли специально посмотрела и пересмотрела всех актрис, которые снялись в этом фильме. Если не считать юную Елену Сафонову (но она шатенка), получалось, что на этот раз режиссёр имел в виду актрису Ирину Азер.
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Ирина Азер в фильме «Семья Зацепиных» | Любовь Полищук в фильме «Семья Зацепиных»

Но, видимо, ассистентка Нелли не расслышала пожелание режиссёра про блондинку и… позвала на пробы Любовь Полищук, которая тоже играла в этом фильме. В общем, ассистент режиссёра от Бога! :) Любови Полищук, кстати, в год съëмок «Золотой мины» было 29 лет, и она была ещё совсем не известной актрисой, а Олегу Далю было 36, и к этому времени он уже был легендой.

Из воспоминаний Любови Полищук:
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 «Я работала ещё в Московском Мюзик-холле. Приезжает помощник режиссёра, говорит, что меня пригласили на съёмки с Олегом Далем. Приезжаем мы в Питер… Я чувствую — какая-то ерунда. Выясняется, режиссёр Татарский сказал ассистентке: "Привези манекенщицу, миниатюрную блондинку с карими глазами". Привозят меня, темноволосую дылду. Представьте себе состояние режиссёра. Причём для съёмок уже был взят в аренду кораблик, съёмочный день должен был в любом случае состояться. Это одна из самых трудных сцен. И тут ещё приходит Даль. Я на подкошенных ножках, глазки в кучку. Он всё сразу понял. Снял очки, взял мою руку в свои ладони, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушёл вот этот холод, я выпрямила спину, почувствовала себя артисткой и его партнёршей. Мы пошли и сыграли всё с одного дубля».
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Позже критики признали эту сцену одной из самых сильных в нашем кино. Кстати, а помните, что сначала к Полищук подходит вовсе не Даль, а какой-то подвыпивший мужик? Так вот, это была чистая импровизация! Татарский попросил актёра Олега Хроменкова подойти к Полищук и подыграть подвыпившего мужчину, который якобы хочет к ней подсесть. Реакция актрисы была незамедлительной, она уже была в образе и сходу его отшила: «Перебьёшься, я делегацию жду!» Все были просто в восторге, и этот момент оставили в фильме. Кстати, вскоре Олег Даль на съёмках фильма «Приключения принца Флоризеля» уже сам выбрал в партнёрши именно Любовь Полищук.

И музыка Исаака Шварца здесь удивительно гармонична, как точно он угадал настроение всей картины… Правда, надо отметить, в финальной сцене задержания Брунова-Косова, которое проводит капитан Крошин в одном из баров в Ялте, звучит известная мелодия под названием «Монисто» (другое название «Гадалка») в исполнении ленинградского ансамбля «Джаз-комфорт», которую написал другой известный ленинградский композитор Дмитрий Киржаев. А вот на даче у зубного техника Меликтесяна из магнитофона звучит инструментальная версия песни «Финская баня» композитора Раймонда Паулса в исполнении эстрадного оркестра Латвийского радио и телевидения под управлением Алниса Закиса (она была издана в 1971 году на виниловом альбоме оркестра из серии «Приглашение к танцу»). Под неё танцуют Подниекс и действовавшая под прикрытием Лебедева.

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Блестяще справился с «экзаменом на импровизацию» и актёр Игорь Дмитриев, сыгравший пластического хирурга Яна Подниекса. Получить живую реакцию от актёра режиссёр решил при помощи актрисы Людмилы Ксенофонтовой. «Придумай, Людочка, что-нибудь, чтобы ворваться к нему с какой-то просьбой», — обратился режиссёр к актрисе. Если пересмотреть этот эпизод, видно, как удивлён Игорь Дмитриев, когда открывается дверь, и немолодая дама ему говорит: «Ян Карлович, так значит юный овал?!» «Юный овал, конечно…», — растерянно повторяет тот и тут же находится, заговорщически добавляя Удовиченко: «Она сумасшедшая!» А уж как блистал Игорь Дмитриев в сцене ареста своего героя на Финляндском вокзале! Надо сказать, что вся эта сцена была целиком сымпровизирована прямо в толпе случайных пассажиров. Дмитриева посадили на электричку за одну станцию до вокзала, а «арестовывать» его должны были… реальные оперативники ленинградской милиции! Оперативникам Татарский показал фотографию Дмитриева, а самому актёру предоставил полную свободу действий. «На какой платформе и в каком вагоне он будет?» — поинтересовались сотрудники милиции. «Я не знаю, — это ваша работа!» — жёстко ответил режиссёр.

К чести оперативников они быстро нашли гражданина из ориентировки, взяли его под локотки, и тут пришла минута славы Игоря Дмитриева. Великий артист оторвался по полной. «Хулиганы, куда вы меня тащите?!» — отбивался актёр, а камера снимала удивлённую реакцию людей на перроне. Татарскому потом руководство телевидения пеняло на то, как он изобразил задержание советского гражданина родной милицией. «А что вы меня попрекаете? — искренне удивился режиссёр. — Это же настоящие оперативники!» :))

А потом была ещё одна сцена ареста и снова оперативные работники. Но уже из Ялты. Финальное задержание Брунова-Косова тоже снимали любимым репортажным методом. Никаких репетиций не было. «А как его брать?» — спросили режиссёра неискушённые в кино сотрудники милиции. «Берите по-настоящему, как бы вы задерживали особо опасного преступника», — только и ответил им Татарский. Олег Даль, тоже увлечённый игрой в импровизацию, тайком предложил режиссёру, что в момент задержания он перепрыгнет через барную стойку. В эпизоде видно, как оперативники схватили Даля буквально налету и вцепились в него на полном серьёзе, перехватив за горло. Дубль сделали только для самого последнего кадра, когда бандита выводят из кафе. Олег Даль захотел внести свой вклад в сценарий и сказать в финале фразу от себя лично. Уходя, он повернулся к сдавшей его подруге и сквозь зубы бросил: «Сука!» Это последнее слово, сказанное в фильме перед титрами. И хотя на дворе стояли 70-е, ни единой претензии к этому эпизоду у начальства, как ни странно, не возникло.
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Татарский вообще очень хотел, чтобы в фильме не было фальши. Поэтому даже в массовках у него играли не актёры, а люди с улицы. Снимали фильм, как вы уже поняли, без штатива, а с камерой на плече. Так оператору было, конечно, тяжелее, но зато получался эффект репортажной съёмки. Съёмки шли днём на улицах Ленинграда, и даже не останавливали движение. Чтобы всё, как в жизни.

Олег Даль снимался в фильме в своей личной одежде. Он, наверное, один из первых в СССР, кто стал носить модные водолазки и джинсовые куртки. Да и Евгений Киндинов снимался в своих личных костюмах, модных джинсах и импортных рубашках. Режиссёр в плане одежды вообще дал актёрам и актрисам полную свободу.
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
В середине 70-х использование каскадёров в советском кино ещё не было повсеместной практикой. Поэтому актёр Игорь Добряков самостоятельно исполнил опаснейший трюк, перебравшись с едущего на большой скорости мотоцикла в кузов грузовика. Первый дубль был испорчен, так как за мотоциклом погналось ГАИ, увидев пассажира без шлема. А вот в сцене погони по бездорожью на «Волге» вместо Ларисы Удовиченко (не имевшей водительских прав) пришлось использовать дублёра-мужчину. Здоровенному мужику повязали красную косынку, как у актрисы, а оператору Евгений Татарский дал строгое указание: «Только не снимай его волосатые руки!»

По итогу политическое управление МВД СССР выдало авторам фильма список из 64 замечаний. Но в 1977 году одним из заместителей министра милицейского ведомства стал Юрий Чурбанов, зять Брежнева. Лента ему понравилась, её допустили в прокат без исправлений. Даже то самое нецензурное слово, что Даль сквозь зубы произносит в финальной сцене ареста, не стали вырезать.

Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6 Когда у Татарского спросили, кто за фильм достоин премии от МВД, режиссёр назвал фамилию милиционера Грахова, написавшего первую версию сценария. На всесоюзном конкурсе сценариев о советской милиции, проведённом Госкино и МВД СССР, отставник получил пухлый конверт. Ну, а режиссёр уже готовился к следующей работе, где снова блистали Олег Даль, Любовь Полищук, Игорь Дмитриев, Евгений Киндинов… И, как вы уже догадываетесь, это был фильм «Приключения принца Флоризеля». Но об этом, не менее замечательном фильме, мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Летняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
Это был шестой выпуск моей "Летней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бельгийское монуменТанковое искусство (by yuripasholok ) ...
Как-то раз мне на почту поступил прекрасный образец мужской логики. Разъяренный бывший вояка на три абзаца распинался передо мной, какие мужики герои, как они нас защищают, как в армии тяжело и прочее, а феминистки им палки в колеса ставят (каким ...
...ну и, конечно же, обещанная девочка-дождь. Я сказал, что выложу её сегодня, а своё слово надо держать. Очень, очень мне нравится эта картинка. 大きなサイズをクリックして下さい Куколки, висящие на зонтике - это традиционные японские талисманы для ...
Одной из часто всплывающих тем является толщина люков российского перспективного танка Т-14 на платформе "Армата". В связи с этим нередко вспоминают другие тонкие материи. Вот так, например, выглядит верхняя лобовая броня "Меркавы". ...
Ночевали с Лизкой вместе. Было как в анекдоте: две женщины двенадцать лет сидели в одной камере, а когда их выпустили, ещё два часа стояли под воротами тюрьмы, договаривали. Вот и мы засвистелись в кровати аж до шести утра. Начали со шмоточек, поговорили о сыре, яблоках и детстве, вспомнил ...