Летнее кино: старый новый жанр
sacai — 23.06.2023Давным-давно, когда социализм уже условно построили, а внутреннего и внешнего врага условно победили, деятелям культуры требовались новые темы, которыми можно было бы двигать в широкие народные массы разумное, доброе, не обязательно вечное. Так появился жанр производственного романа, ну и производственного фильма, соответственно.
С тех пор социализм не только построили, но и успешно развалили, а строителям капитализма тема борьбы хорошего с лучшим как-то не зашла, поэтому такое кино перестали снимать. Последним производственным триллером, который я видел, был французский «Черный ящик». И вдруг...
Обычно от фильма с участием государства не ждешь ничего
особенного. А если такой продукт называют главным фильмом года,
планка еще немного падает куда-то в район плинтуса. С таким
настроением мы шли в «Формулу кино» в Питере, не планируя ничего
больше, чем скоротать последний наш вечер в этом городе.
И ожидания, внезапно, не оправдались.
Вообще-то, производственного кино у нас снимали довольно много в последнее время. Да и про космос тоже снимали: «Время первых», «Салют-7», вот это вот все... Так, да не так: то были фильмы о событиях, которые уже произошли и задокументированы в прошлом. А в настоящем производственном жанре действие всегда происходит в настоящем.
Злые языки утверждают, что фильм «Вызов» возник из желания обскакать Тома Круза, который, посидев в очередной раз за штурвалом истребителя в «Маверике», собрался прыгнуть еще выше... Ну, Круз в космос так и не полетел, но от идеи сделать по-настоящему не отказались. И ведь таки получилось
Оказалось, что и правда можно за несколько месяцев подготовить и забросить на орбиту не профессионального космонавта, не пилота и даже не инженера, а вовсе гуманитария. И не в качестве туриста, а работать. Собственно, вокруг этого и построен фильм
И потому все остальные сюжетные линии не так важны, они лишь антураж. И второстепенные персонажи могут и должны быть схематичными
Ведь производственная драма в первую очередь показывает работу. К слову сказать, не понимаю критиков, которые называли фильм скучным: человек в силу своей природы может бесконечно смотреть на огонь, воду и как работают другие.
И работа здесь показана весьма правдоподобно, с точки зрения инженера
Да, я, как пациент со стажем, в курсе, что некоторые медицинские приборы невозможно одновременно держать правильно и эффектно. Но инженерные решения, предложенные в фильме, вполне имеют право на жизнь, и тем самым затягивают зрелище уже на территорию другого устаревшего жанра: фантастики ближнего прицела.
Конечно, пусть все космонавты будут здоровы, насколько это возможно в такой враждебной среде, но необходимость забросить в космос врача и проводить там срочные операции возникнет чуть ли не послезавтра, если только планы на лунные базы не останутся планами. Как только на те базы выедет побольше народу, тут-то нестандартные решения по вытаскиванию подручными средствами с того света и пригодятся.
И потому неправы те, кто ругает «Вызов» за нецелевое расходование средств. Это сейчас оно выглядит нецелевым, а лет через дцать фильм будут смотреть, как учебный. Тем более, что там нет привязки к каким-либо текущим событиям, кроме разве что рекламы. Product placement традиционно сделан весомо, грубо, зримо и в лоб, даже младший это заметил.
Кстати, о детях: вообще-то нас на просмотр уговорила дочь, ну и сына пришлось с собой взять. Но, несмотря на рейтинг 12+, для шестилетки там ничего такого нет, кроме пары драматических сцен, на которых ребенок всплакнул от впечатлительности.
В итоге, это тот редкий случай, когда я могу рекомендовать отечественное кино к семейному просмотру.
|
</> |