"Летающие крепости" Владимира Петлякова

27 июня 1891 года родился Владимир Михайлович Петляков, выдающийся советский авиаконструктор. Широкую известность ему принесли две его машины – это прежде всего легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8.

Создавая их, он стремился сделать самолеты минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства.
После окончания в 1911 году таганрогского 8-классного
технического училища, Владимир, скопив 25 рублей, поехал в Москву
поступать в Императорское Московское техническое училище. Он
поступил на механический факультет, но из-за материальных
трудностей был вынужден прервать учёбу.
После Октябрьской революции Петляков смог продолжить учёбу, а
одновременно стал работать лаборантом в аэродинамической
лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы А.Н. Туполева он принимал
участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и
самолётов Конструкторского бюро (КБ) Туполева.
В период 1925-1936 годов Владимир Михайлович возглавлял в КБ группу
крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов
Туполева.

Петляков руководил созданием и внедрением в серийное
производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3
(АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того
времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
В 1936 году он стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, затем
– главным конструктором на авиационном заводе. Опыт, полученный в
КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) –
получивший название Пе-8.

В период репрессий Владимир Петляков в 1937 году был арестован, но, как и другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве.
В то время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Такая машина была построена, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости.

Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он в кратчайшие сроки справился с заданием.

Лаврентий Берия, курировавший закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены.
За удачную разработку новой машины Владимира Михайловича в 1940 году освободили, а через год он был удостоен Сталинской премии I-й степени.

Производство этих самолётов, получивших название Пе-2, наладили на Казанском авиационном заводе.
С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства пикирующих бомбардировщиков.
Авиаконструктор неоднократно обращался к высшему руководству СССР с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.
Погиб Владимир Михайлович Петляков 12 января 1942 года. Он и его заместитель вылетели в Москву на двух новых Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта.

Один из самолетов, в котором находился Петляков, разбился... Похоронен авиаконструктор на Арском кладбище в Казани.
|
</> |