"Летающие крепости" Владимира Петлякова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
27 июня 1891 года родился Владимир Михайлович Петляков, выдающийся советский авиаконструктор. Широкую известность ему принесли две его машины – это прежде всего легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8.
![Летающие крепости Владимира Петлякова](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-1b72e1.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/4184/uNZk_s6ddsM.jpg)
Создавая их, он стремился сделать самолеты минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства.
После окончания в 1911 году таганрогского 8-классного
технического училища, Владимир, скопив 25 рублей, поехал в Москву
поступать в Императорское Московское техническое училище. Он
поступил на механический факультет, но из-за материальных
трудностей был вынужден прервать учёбу.
После Октябрьской революции Петляков смог продолжить учёбу, а
одновременно стал работать лаборантом в аэродинамической
лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.
В составе конструкторской группы А.Н. Туполева он принимал
участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и
самолётов Конструкторского бюро (КБ) Туполева.
В период 1925-1936 годов Владимир Михайлович возглавлял в КБ группу
крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов
Туполева.
![ÐеÑвÑй ÑкземплÑÑ ÐÐТ-4 ÐеÑвÑй ÑкземплÑÑ ÐÐТ-4](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-ae423b.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1634555/pub_63e4aa32e4f072340270fe63_63e615671706344f30043509/scale_1200)
Петляков руководил созданием и внедрением в серийное
производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3
(АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того
времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
В 1936 году он стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, затем
– главным конструктором на авиационном заводе. Опыт, полученный в
КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) –
получивший название Пе-8.
![ÐаÑки СССР1946 год ÐвиаÑÐ¸Ñ Ð¡Ð°Ð¼Ð¾Ð»ÐµÑ Ð¢ÑжелÑй бомбаÑдиÑовÑик ÐеÑлÑков-8 ÐÐ-8 ÐаÑки СССР1946 год ÐвиаÑÐ¸Ñ Ð¡Ð°Ð¼Ð¾Ð»ÐµÑ Ð¢ÑжелÑй бомбаÑдиÑовÑик ÐеÑлÑков-8 ÐÐ-8](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-82b4c3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/volynko/7849152/10204935/10204935_original.jpg)
В период репрессий Владимир Петляков в 1937 году был арестован, но, как и другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве.
В то время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Такая машина была построена, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости.
![ТÑжелÑй бомбаÑдиÑовÑик ÐеÑлÑков-8 ТÑжелÑй бомбаÑдиÑовÑик ÐеÑлÑков-8](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-1c1bfe.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/4184/ZfdwtAfNinA.jpg)
Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он в кратчайшие сроки справился с заданием.
![ÐикиÑÑÑÑий бомбаÑдиÑовÑик Ðе-2 ÐикиÑÑÑÑий бомбаÑдиÑовÑик Ðе-2](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-4e3283.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/4184/msfq3Ua9cms.jpg)
Лаврентий Берия, курировавший закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены.
За удачную разработку новой машины Владимира Михайловича в 1940 году освободили, а через год он был удостоен Сталинской премии I-й степени.
![Летающие крепости Владимира Петлякова](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-b8490b.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/4184/3S4ERYt99_M.jpg)
Производство этих самолётов, получивших название Пе-2, наладили на Казанском авиационном заводе.
С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства пикирующих бомбардировщиков.
Авиаконструктор неоднократно обращался к высшему руководству СССР с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.
Погиб Владимир Михайлович Петляков 12 января 1942 года. Он и его заместитель вылетели в Москву на двух новых Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта.
![Летающие крепости Владимира Петлякова](/images/main/letayuschie-kreposti-vladimira-petlyakova-ba0a25.jpg?from=https://366days.ru/media/article_images/4184/JvN_5BNJ7UA.jpg)
Один из самолетов, в котором находился Петляков, разбился... Похоронен авиаконструктор на Арском кладбище в Казани.
|
</> |