"Летающие крепости" Владимира Петлякова

топ 100 блогов volynko27.06.2024

27 июня 1891 года родился Владимир Михайлович Петляков, выдающийся советский авиаконструктор. Широкую известность ему принесли две его машины – это прежде всего легендарный пикирующий бомбардировщик Пе-2 и тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Пе-8. 

Летающие крепости Владимира Петлякова

Создавая их, он стремился сделать самолеты минимальными по весу, надежными и несложными в эксплуатации, удобными для массового производства.

После окончания в 1911 году таганрогского 8-классного технического училища, Владимир, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учёбу.
После Октябрьской революции Петляков смог продолжить учёбу, а одновременно стал работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчётно-испытательном бюро.

 В составе конструкторской группы А.Н. Туполева он принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолётов Конструкторского бюро (КБ) Туполева.
В период 1925-1936 годов Владимир Михайлович возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолётов Туполева. 

Первый экземпляр АНТ-4
Первый экземпляр АНТ-4

Петляков руководил созданием и внедрением в серийное производство первых тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), участвовал в создании самого большого самолёта того времени АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
В 1936 году он стал заместителем главного конструктора ЦАГИ, затем – главным конструктором на авиационном заводе. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолёт ТБ-7 (АНТ-42) – получивший название Пе-8.

Марки СССР 1946 год Авиация Самолет Тяжелый бомбардировщик Петляков-8 ПЕ-8
Марки СССР 1946 год Авиация Самолет Тяжелый бомбардировщик Петляков-8 ПЕ-8

В период репрессий Владимир Петляков в 1937 году был арестован, но, как и другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве. 

В то время ему дали задание спроектировать высотный истребитель. Такая машина была построена, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости.

Тяжелый бомбардировщик Петляков-8
Тяжелый бомбардировщик Петляков-8

Тогда Петлякову поручили проектирование пикирующего бомбардировщика, и он в кратчайшие сроки справился с заданием. 

Пикирующий бомбардировщик Пе-2
Пикирующий бомбардировщик Пе-2

Лаврентий Берия, курировавший закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены.

 За удачную разработку новой машины Владимира Михайловича в 1940 году освободили, а через год он был удостоен Сталинской премии I-й степени.

Летающие крепости Владимира Петлякова

Производство этих самолётов, получивших название Пе-2, наладили на Казанском авиационном заводе. 

С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства пикирующих бомбардировщиков.

Авиаконструктор неоднократно обращался к высшему руководству СССР с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих.

Погиб Владимир Михайлович Петляков 12 января 1942 года. Он и его заместитель вылетели в Москву на двух новых Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. 

Летающие крепости Владимира Петлякова

Один из самолетов, в котором находился Петляков, разбился... Похоронен авиаконструктор на Арском кладбище в Казани.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Nouse, Inkeri! - ...
Давно в нашем блоге не касались темы сортирной культуры. А ведь тема, что называется вопиёт. Часть сортирников, которые с пафосом покинули Россию из-за СВО периодически возвращается, и даже умудряется наезжать, например, на таких патриотичных исполнителей как Шаман. Казалось бы главных ...
Продолжается обсуждение концепции нового учебника по отечественной истории. Научное сообщество на днях обсудило, как освещать советский период в истории: он считается наиболее сложным для трактовки. Ответственный секретарь Российского исторического общества Андрей Петров рассказал, что ...
Конфликт начался вчера вечером. Чернобыльцы первый раз получили уменьшенные правительством пенсии. Раньше им давали 5000-7000 гривен, а теперь 900-2000. Причем свои пенсии они годами отстаивали в судах, и вот теперь власть свела все их усилия на нет. ...
Для желающих провести сегодняшний вечер, ломая голову, - задание. В Израиле младшего школьника учителя описывают по пунктам «анкеты функционирования», я называю её «Что он может хорошо». За очень хороший уровень умения ставится 10 баллов, за ...