Летающая бочка с керосином


Ровно 80 лет назад, 25 февраля 1945 года, впервые поднялся в воздух прототип первого в мире реактивного истребителя сопровождения дальних бомбардировщиков Белл XP-83, оснащенного двумя ТРД Дженерал Электрик XJ-33, которые обеспечивали ему максимальную скорость 840 км/ч.
Дальность полета этой машины составляла 1500 морских миль (2780 км), а поскольку турбореактивные движки были довольно прожорливыми, вся центоальная часть фюзеляжа и консоли крыла истребителя представляли собой топливные баки объемом 4370 литров и полной массой — порядка четырех тонн. Под крыло можно было дополнительно подвесить два ПТБ общим объемом 1100 литров, что увеличивало дальность до 3300 км.
Таким образом, топливо составляло более трети взлетной массы машины, достигавшей около 12,5 тонн, а ХР-83 оказался самым тяжелым одноместным истребителем Второй мировой войны. В качестве вооружения использовались шесть экспериментальных 15-миллиметровых крупнокалиберных пулеметов Т17Е3, сделанных на базе трофейного немецкого крупнокалиберного авиапулемета MG151, а в качестве альтернативного варианта — четыре 20-мм пушки "Испано".
На испытаниях самолет показал вполне удовлетворительные летные характеристики, за исключением чрезмерно длинной взлетно-посадочной дистанции, резко сокращавшей количество аэродромов, на которых XP-83 мог базироваться. Это, а также — обвальное сокращение военных расходов по окончании Второй мировой войны поставило крест на машине, оставшейся в двух прототипах. Один из них разбился в 1946 году из-за пожара двигателя (летчику-испытателю удалось катапультироваться), а второй в 1947-м отправили на слом.
Далее — компоновочная схема и пара фоток прототипа ХР-83, сделанных во время испытаний. По ним видно, насколько крупным он был.



|
</> |