Леопард — повелитель дождя?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
После нескольких лет раздумий я стал склоняться к мысли, что популярный символ точек на неолитической керамике из Малой Азии и Северного Междуречья может быть тождественен символике леопарда, отображавшего верховное божество (или божества) данного региона. Ведь сам выбор именно этого кошачьего должен был чем-то мотивироваться. Собственно, почему не лев? Ведь в дальнейшем, как мы знаем, символом Богини Матери стал именно он. Как мне теперь кажется, характерные пятна на шкуре и сделали его в неолите севера Передней Азии главным символом божества. Пятна на шкуре леопарда могли казаться тогдашним людям отображением капель воды или как вариант — кругов на воде, возникавших от падения капель.
Ниже, изображения леопардов халафской культуры (6-5 тыс. до н.э.). Интересно, что точки на их шкурах выходят за силуэты самих животных. Во многом именно эти леопарды сподвигли меня на подобные размышления.
![ÐеопаÑÐ´Ñ Ð½Ð° кеÑамике из ТеллÑ-ÐÑпаÑиÑ, ХалаÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÑлÑÑÑÑа, СевеÑнÑй ÐÑак. ÐÑиÑанÑкий мÑзей. ФоÑо википедиÑ. ÐеопаÑÐ´Ñ Ð½Ð° кеÑамике из ТеллÑ-ÐÑпаÑиÑ, ХалаÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÑлÑÑÑÑа, СевеÑнÑй ÐÑак. ÐÑиÑанÑкий мÑзей. ФоÑо википедиÑ.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-0e26dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3710988/3710988_original.jpg)
С раннего неолита многочисленные точки на керамике символизировали именно дождь. На изображениях халафской культуры эти точки почти всегда совмещаются с так называемыми букраниями — символическим отображением бычьих голов.
Для справки, именно халафскую культуру российские исследователи Вяч. Вс. Иванов и Т.В. Гамкрелидзе изначально считали предтечей всех индоевропейцев. Хотя, впоследствии, Иванов согласился считать предками индоевропейцев жителей Чатал Хююка.
На данный момент нет однозначного мнения каким образом дождевые точки связывались с быками (вариант, коровами). Мария Гимбутас когда-то в сущности предлагала считать головы рогатых быков отображением женской репродуктивной системы, которая, как можно догадаться, оплодотворялась дождем. Я писал об этой проблеме ранее.
Ниже, очень интересное халафское изображения дождя и быков на керамике. Конкретно здесь дождь идет скорее из бычьих рогов, а не наоборот. Хотя известны изображения с точками и поверх рогов букраний. Очень интересны символы кружков из точек и с точкой посередине. Возможно, это капли воды, упавшие на водную гладь, то есть это круги на воде.
![ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ
алаÑÑкой кеÑамики. ФоÑо википедиÑ. ФÑÐ°Ð³Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñ
алаÑÑкой кеÑамики. ФоÑо википедиÑ.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-1a434b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3711453/3711453_original.jpg)
Сразу нужно отметить, что мужская (фаллическая) символика на неолитической керамике практически отсутствовала. Известны только женские подобные символы. Но само понимание оплодотворения несомненно присутствовало уже в неолите. Можно ли предположить, что эту функцию тогда связывали только с женским полом?
![ÐивоÑнÑе под дождем. ÐеÑамика кÑÑо-аÑакÑкой кÑлÑÑÑÑÑ. ÐÑзей ÐÑзÑÑÑма. ФоÑо Ðика ÐÑÑемана. ÐивоÑнÑе под дождем. ÐеÑамика кÑÑо-аÑакÑкой кÑлÑÑÑÑÑ. ÐÑзей ÐÑзÑÑÑма. ФоÑо Ðика ÐÑÑемана.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-8050c0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3711875/3711875_original.jpg)
![ТипиÑнÑй азиаÑÑкий леопаÑд. ФоÑо википедиÑ. ТипиÑнÑй азиаÑÑкий леопаÑд. ФоÑо википедиÑ.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-8b491b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3711682/3711682_original.jpg)
В Чатал Хююке пятна на шерсти леопардов похожи на какие-то кляксы. В то же время они достаточно реалистичны. Далее эти пятна подвергаются стилизации — это или точки или возможно аккуратные кружки. Последние весьма загадочны.
![СдвоеннÑе леопаÑÐ´Ñ Ð¸Ð· ЧаÑал Ð¥ÑÑка, 6 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий в ÐнкаÑе. СдвоеннÑе леопаÑÐ´Ñ Ð¸Ð· ЧаÑал Ð¥ÑÑка, 6 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий в ÐнкаÑе.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-a1ce24.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3708903/3708903_original.jpg)
![Леопард — повелитель дождя? Леопард — повелитель дождя?](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-fa06a3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3709090/3709090_original.jpg)
Возможно, что многочисленные кружки на различных изображениях начиная с середины бронзового века тоже как-то связаны с пятнами леопардов и дождем. Высказывались разные мнения на их счет. Самое популярное - якобы это изображения звезд и звездного неба. Хотя по сути это абсолютно умозрительное предположение, вытекающее только из популярности астрологии в древнем мире.
Ниже, идолы из Канеша (ныне Кайсери) конца 3 тыс. до н.э. Это стилизованные изображения Богини Матери, видны перекрещивающиеся повязки на ее теле, женские треугольники. Идол, слева, демонстрирует характерную двойственность верховного женского божества. И все они утыканы аккуратными кружками. Предполагалось также, что это могут быть стилизованные изображения глаз, ибо глаза у идолов выполнены в том же стиле. То есть, это такие «всевидящие» божества. Но мне кажется, что можно сравнить эти кружки с пятнами леопардов. Ведь леопард все также продолжал символизировать Богиню.
![ÐÑамоÑнÑе Ð¸Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð¸Ð· ÐанеÑа, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ 3 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий и ÐÑзей ÐайÑеÑи. ÐÑамоÑнÑе Ð¸Ð´Ð¾Ð»Ñ Ð¸Ð· ÐанеÑа, ÐºÐ¾Ð½ÐµÑ 3 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий и ÐÑзей ÐайÑеÑи.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-aba187.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3709864/3709864_original.jpg)
Персонаж, ниже, похож на леопардов с первого фото здесь (см. выше) в том смысле, что его кружки также выходят за линию силуэта. Я когда-то в шутку назвал это состояние «леопардовым духом», но вполне возможно, что это было вполне верное определение.
![Ðдол из ÐанеÑа. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий. Ðдол из ÐанеÑа. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-4c266b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3706900/3706900_original.jpg)
Эти кружки заметны почти на всех изображениях из Канеша.
![ÐÑамоÑное изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑеÑÑв и кÑÑги вокÑÑг, ÐанеÑ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий. ÐÑамоÑное изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑеÑÑв и кÑÑги вокÑÑг, ÐанеÑ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-0a6034.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3709557/3709557_original.jpg)
![Человек и лев из ÐанеÑа Ñ ÐºÑÑгами вокÑÑг. Человек и лев из ÐанеÑа Ñ ÐºÑÑгами вокÑÑг.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-f612e3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3710133/3710133_original.jpg)
![Ðва лÑва из ÐанеÑа. Ðва лÑва из ÐанеÑа.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-f6fe13.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3710367/3710367_original.jpg)
Можно было бы вообще проигнорировать это явление и посчитать его наивной декорацией для фона. Но очень уж оно устойчиво в течении многих тысячелетий. Даже на ранних христианских предметах эти кружки изображались на постоянной основе. О чем я сделаю отдельный пост.
![ÐÑево жизни Ñ Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñми и кÑÑгами вокÑÑг. ФÑигийÑкий ÑоÑÑд, 7 века до н.Ñ. ÐÑзей ÐоÑдиона. ÐÑево жизни Ñ Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñми и кÑÑгами вокÑÑг. ФÑигийÑкий ÑоÑÑд, 7 века до н.Ñ. ÐÑзей ÐоÑдиона.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-f4509c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3706301/3706301_original.jpg)
![Ðев Ñ ÐºÑÑжками вокÑÑг. ФÑигийÑкий ÑоÑÑд, 7 век до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий. Ðев Ñ ÐºÑÑжками вокÑÑг. ФÑигийÑкий ÑоÑÑд, 7 век до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-7fe5f6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3706728/3706728_original.jpg)
Как мне кажется, подобные круги с точками можно сравнить также со стилизованной женской грудью на ранней керамике. На хеттском сосуде два таких круга в рамке символизируют именно подобное.
![ХеÑÑÑкий ÑоÑÑд, 2 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий. ХеÑÑÑкий ÑоÑÑд, 2 ÑÑÑ. до н.Ñ. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-3e4534.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3706622/3706622_original.jpg)
![ÐÑÑпнÑй Ñ
еÑÑÑкий кеÑамиÑеÑкий ÑоÑÑд Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÐºÑÑжками. ÐеÑомненно ÑÑо ÑÑилизованное изобÑажение женÑкой гÑÑди. ÐÑÑпнÑй Ñ
еÑÑÑкий кеÑамиÑеÑкий ÑоÑÑд Ñ Ð´Ð²ÑÐ¼Ñ ÐºÑÑжками. ÐеÑомненно ÑÑо ÑÑилизованное изобÑажение женÑкой гÑÑди.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-4277e6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3707217/3707217_original.jpg)
Невероятно интересно изображение двух кругов с точками на керамике поздней куро-аракской культуры. На фото, ниже, мы видим как из них вытекают некие ручейки. Скорее всего, это символ женской груди, который уподобляется здесь источнику влаги вообще. Ибо такие же ручейки текут сверху вниз по всему сосуду. В центре, косой крест, который формирует образ двойного топора — это важнейшая символика Богини Матери.
То есть фактически, кружки могут символизировать множественность источников воды или жидкостей в разных смыслах. Некую божественную влагу, которая растворяется вокруг.
![СоÑÑд кÑÑо-аÑакÑкой кÑлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð· Ñайона озеÑа Ðан, 2 ÑÑÑ. до н.Ñ. СоÑÑд кÑÑо-аÑакÑкой кÑлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð· Ñайона озеÑа Ðан, 2 ÑÑÑ. до н.Ñ.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-6f149a.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3708600/3708600_original.jpg)
Возможно тот же смысл мы имеем на многочисленных урартских вотивных изображениях. Почти все персонажи этих пластинок усыпаны многочисленными кружками. Справа, два близнеца, весьма схожие со сдоенными фригийскими идолами, о коих я писал ранее.
![УÑаÑÑÑкие воÑивнÑе бÑонзовÑе плаÑÑинки. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий. УÑаÑÑÑкие воÑивнÑе бÑонзовÑе плаÑÑинки. ÐÑзей анаÑолийÑкиÑ
ÑивилизаÑий.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-487eb5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3710908/3710908_original.jpg)
Кружки на ранних христианских крестах я разберу позднее. Сейчас же только пара изображений бронзовых крестов из музея Кютахьи. Многочисленные окружности на них полностью аналогичны подобным изображениям на архаичной керамике. При этом нужно отметить, что именно в христианское время эта древнейшая символика стала особенно популярной.
![Ранние визанÑийÑкие кÑеÑÑÑ Ð¸Ð· мÑÐ·ÐµÑ ÐÑÑаÑ
Ñи. Ранние визанÑийÑкие кÑеÑÑÑ Ð¸Ð· мÑÐ·ÐµÑ ÐÑÑаÑ
Ñи.](/images/main/leopard-povelitel-dojdya-1f31ea.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/maximus101/19795028/3710655/3710655_original.jpg)
Читайте также:
Лев как Сын Божий и его изображение на гербе Ирана
Происхождение мавританской (подковообразной) арки. Ее связь с фригийскими аниконическими идолами
Засеянное поле или Мать Сыра Земля. Знак Богини Матери ставший государственным символом Византии
|
</> |