Ленин и шахматы. "Играть больше не придётся"
maysuryan — 20.07.2020П.Ф. Судаков. "Владимир Ильич Ленин на отдыхе". 1950-е
20 июля — международный день шахмат. Известно, что заядлым шахматистом был В.И. Ульянов-Ленин. Игре в шахматы Владимир Ильич выучился ещё в детстве, в возрасте восьми-девяти лет, когда они с братом Александром устраивали шахматные баталии с отцом. "Сначала отец нас обыгрывал, — рассказывал сам Ленин, — потом мы с братом достали руководство к шахматной игре и стали отца обыгрывать. Раз — мы наверху жили — встретил отца, идёт из нашей комнаты со свечой в руке и несёт руководство по шахматной игре. Затем за него засел"...
Игра настолько поглощала Владимира Ильича, что виделась ему и во сне. Крупская рассказывала, как спящий Владимир Ильич вскрикивал: "Если он конём пойдёт сюда, я отвечу турой!". Его брат Дмитрий рассказывал: "Играя со слабейшими игроками, чтобы уравновесить силы, давал вперёд ту или другую фигуру. Когда же партнёр из самолюбия отказывался, Владимир Ильич обычно заявлял: "Какой же интерес для меня играть на равных силах, когда нет надобности думать, бороться, выкручиваться"... У него главный интерес в шахматах состоял в упорной борьбе, чтобы сделать наилучший ход, в том, чтобы найти выход из трудного, иногда почти безнадёжного положения... Бывало, когда сделаешь в игре глупость и этим дашь ему лёгкий выигрыш, он говаривал, смеясь: "Ну, это не я выиграл, а ты проиграл"".
Лев Котляров (1925—2007). Семья Ульяновых. 1969
Старый большевик Пантелеймон Лепешинский (1868—1944) оставил довольно яркое описание поведения Владимира Ильича во время одной из шахматных партий. "Ярче всего натура Ильича, как прирождённого спортсмена, сказывалась в шахматной игре, — писал он. — Помню, между прочим, как мы втроем, т. е. я, Старков и Кржижановский, стали играть с Ильичём по совещанию... И, о счастье, о восторг, Ильич "сдрейфил"!.. Ильич терпит поражение. Он уже потерял одну фигуру, и дела его очень неважны. Победа обеспечена за нами.
Рожи у представителей шахматной "Антанты" — весёлые, плутовские, с оскалом белых зубов, и всё более и более ширятся... Враг сидит в застывшей позе над доской, как каменное изваяние, олицетворяющее сверхчеловеческое напряжение мысли. На его огромном лбу, с характерными "сократовскими" выпуклостями, выступили капельки пота, голова низко наклонена к шахматной доске, глаза неподвижно устремлены на тот уголок, где сосредоточен был стратегический главный пункт битвы...
В.И. Ленин в гостях у А.М. Горького играет в шахматы с А.А. Богдановым. Апрель 1908. Капри, Италия
По-видимому, если бы кто-нибудь крикнул тогда: "пожар, горит, спасайтесь...", он бы и бровью не шевельнул. Цель его жизни в данную минуту заключалась в том, чтобы не поддаться, чтобы устоять, чтобы не признать себя побеждённым. Лучше умереть от кровоизлияния в мозг, а всё-таки не капитулировать, а всё-таки выйти с честью из затруднительного положения...
Легкомысленная "Антанта" ничего этого не замечает.
Первым забил тревогу её лидер.
— Ба-ба, ба-ба! да это что-то нами непредвиденное, — голосом, полным тревоги, реагирует он на сделанный Ильичём великолепный маневр. — Гм... гм... це дiло треба розжувати, — бормочет он себе под нос.
Но, увы, разжевать нужно было раньше, а теперь уже поздно... С этого момента их лица всё более и более вытягиваются, а у Ильича глазки загораются лукавым огоньком. Союзники начинают переругиваться между собою, попрекая друг друга в ротозействе, а их победитель весело-превесело улыбается и вытирает платком пот со лба...".
Вообще-то фраза "лучше умереть от кровоизлияния в мозг", написанная Лепешинским ещё при жизни Ильича, звучит теперь, конечно, довольно зловеще... Видимо, действительно, Ильич чересчур увлекался любым занятием, за которое брался, слишком отдавал ему всего се6я. Но в этом, вероятно, заключался и секрет его успехов — причём не только за шахматной доской.
Известная карикатура Боурдмена Робинсона (1876—1952) "Игра в шахматы — Ленин, Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо" и комментарий к ней из журнала "Крокодил" за 1924 год
И, как ни увлекался Ленин спортом, но всегда готов был его оставить для более важных занятий. "Шахматы чересчур захватывают, — говорил он, — это мешает работе... Не надо забывать, что шахматы всё-таки только игра, а не дело". Вскоре после Октября 1917 года старые товарищи, Ленин и Лепешинский, встречались в Смольном. Это были горячие дни для новой власти, когда противники предсказывали ей скорое и неминуемое падение. Во время этого разговора Лепешинский шутливо спросил: "А что, не сыграть ли нам как-нибудь в шахматишки, а? Помните старые-то времена?"
"Боже мой, — вспоминал он, — какой весёлый, раскатистый хохот удалось мне исторгнуть своей фразой из груди Ильича! Его глаза перестали смотреть вдаль и привычно залукавились, оглядывая того чудака, который так "вовремя" вспомнил о шахматах.
— Нет, — сказал наконец серьёзно Ильич, немного успокоившись от охватившего его смеха. — Теперь уж не до шахмат. Играть больше, вероятно, не придётся".