Ленд-лиз с продолжением


Об инциденте, произошедшем на аэродроме Сухая Речка, в 165 км от Владивостока, знают немногие. 8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C “Шутинг Стар” (“Метеор”) нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края. В результате на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.
Этот случай долгое время замалчивался и советской, и американской сторонами. Однако один из непосредственных участников той атаки американский летчик Олтон Квонбек рассказал, что дело происходило следующим образом. Шла война в Корее, они совершали обычный боевой вылет.
Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации еще не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило американцев сведений о погоде на Дальнем Востоке. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров. На высоте 3 тыс. метров в облаках пилоты обнаружили просвет в облаках, снизились и оказались над широкой речной долиной.
По пыльной дороге на запад двигался грузовик. Американцы решили его догнать и, преследуя машину, вышли на аэродром, похожий на северокорейский военный аэродром Чхонджин, обозначенный как одна из возможных целей. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика.
В два ряда были выстроены около 20 машин типа Р-39 и Р-63 с большими красными звездами с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо на исходе. Американцы, выпустив с первого же захода несколько очередей, и удостоверившись, что цель поражена, развернулись и направились к базе. На отходе от цели неожиданно увидели остров рядом с побережьем. Немного обеспокоившись и сверившись с картой, они решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому.
Вернувшись, летчики доложили, что атаковали аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и неожиданно оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими “Кингкобрами”, поставлявшимися в СССР по ленд-лизу. Камера также показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, в их баках не было топлива, а значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев. Пилоты ошиблись.
Уже на следующий день 9 октября министр иностранных дел СССР Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался “вероломным нарушением советских границ” и “провокационным актом”. СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.
Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что “правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы” и что “правительство США готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности”.
После инцидента советское военное руководство приняло срочные меры. В Приморье пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных “МИГах” в Подмосковье. Был срочно создан 64-й авиационный корпус, началась подготовка к перевооружению и возобновилось боевое дежурство в полках, которое не велось со времени окончания Второй мировой войны.
|
</> |