Ленбах и его Дом в Мюнхене


Франц фон Ленбах мало известен в "широких массах", но в конце 19-го века это был признанный и востребованный высшими кругами общества портретист. Вместе с Францем фон Штуком и Фридрихом Августом фон Каульбахом он считается представителем мюнхенской школы изобразительного искусства. На его портретах был отображен практически весь германский истеблишмент того времени, одних портретов Бисмарка начитывается не менее 10. Естественно, работы художника оплачивались очень хорошо, настолько хорошо, что он мог себе позволить нанять архитектора Габриэля фон Зайдля для постройки своей огромной виллы в флорентийском стиле, получившей название "Lenbachhaus".
Ленбах был высокопрофессиональным и трудолюбивым художником-реалистом, постоянно совершенствовал свое мастерство, особенно на старте своей карьеры, несколько раз ездил подолгу в Италию, совершил путешествие в Египет.
Волупия, у древних римлян и греков богиня, олицетворяющая удовольствие и веселье. Апулей называл Волупию дочерью Психеи и Эрота


Франц фон Дефреггер, портрет Франца фон Ленбаха

Два портрета Бисмарка, многочисленные портреты Железного канцлера работы Ленбаха продаются сейчас по подозрительно низким ценам (5-6 тысяч евро), видимо ученики из мастерской художника трудились днем и ночью делая "авторские" копии.


С началом строительства виллы и видимо нуждаясь в деньгах Ленбах стал делать портреты с фотографий. Это была весьма распространенная практика в то время, но Ленбах еще и срезал углы, стараясь завершить портреты как можно быстрее, естественно, в ущерб качеству.
В конце своей жизни Ленбах по какой-то причине охладел к мужским портретам и переключился на женские. Выходило очень даже неплохо!
Женский портрет, 1900

Портрет Fräulein Guschlbauer

Портрет Лили Мерк

Цветовая гамма настолько роскошная, что дизайнеры до сих пор используют эту картину для интерьеров, даже подушки выпускают.

Лежащая обнаженная, 1902

Пара картин Ленбаха очень похожих по стилю на его приятеля, Франца фон Штука.

Ecstasy, 1903

Франц фон Штук, Саломея, правда похоже на Волупию?

Франц фон Ленбах, автопортрет с семьей, 1903

Музеем дом Ленбаха стал в 1929-ом году после того как в 1924-ом город приобрел его у наследников художника.В музее представлены в первую очередь работы художников XVIII—XIX веков, работавших в Мюнхене: Яна Полака, Кристофа Шварца, Жоржа Лемере, Вильгельма фон Кобелля, Иоганна Георга фон Диллиса, Карла Ротмана, Карла Шпицвега, Эдуарда Шлейха, Карла Теодора фон Пилоти, Франца фон Штука, Франца фон Ленбаха, Фридриха Августа фон Каульбаха.
В музее демонстрируются также работы художников-участников мюнхенского Сецессиона, Ловиса Коринта, Макса Слефогта и Фрица фон Уде. Свою международную славу музей снискал однако благодаря собранию работ, созданных художественной группой «Синий всадник»: Алексея Явленского, Василия Кандинского, Габриэлы Мюнтер, Франца Марка, Августа Маке, Марианны Верёвкиной и Пауля Клее.
Коллекция работ, созданных художниками Синего всадника" настолько обширна, что заслуживает отдельного поста, а пока, прогуляемся по саду музея.




Чем отличается "мюнхенская школа" от все остальных германских школ сказать трудно, давайте пройдемся по галерее с работами, созданными на рубеже веков, в конце 19-го и начале 20-го века.
Томас Теодор Гейне, Рыболов, 1892

Довольно невинная и идиллическая картина, через три года Томас Гейне станет соучредителем сатирического еженедельника Симплициссимус (Simplicissimus), который вскоре стал одним из популярнейших периодических изданий Германии и будет печатать свои рисунки и карикатуры вплоть до 1933 года. Он также создаст и эмблему газеты — красного бульдога.

Оскар Цвинчер (Oskar Zwintscher), Зеркальный портрет музы, 1901

Юлиус Хютер, Солнечные ванны, 1911

Жюль Фер, Портрет дамы

Маттиас Шмид, В Ателье художника, 1888.
У Шмида очень хорошо получались жанровые сценки, игривая натурщица настоящее украшение этой картины. Троица слева это каменщик, столяр и трубочист, которые пришли с инспекцией камина, но настоящая цель конечно проверить слухи о творящемся в ателье разврате. Натурщица, розовощекая крестьянская девушка, хоть демонстративно и прикрыла свои прелести, явно не испытывает особой стыдливости.

Еще одна сцена на тему ателье, Фритц фон Уде, Ангел в ателье, 1910

Габриель фон Макс, Урок антропологии, 1910

Перемещаемся в бурные 20-ые
По дороге проходим мимо магазина сувениров
Какие феечки симпатичные, еще и вращаются!


Альберт Буркарт, Женщина с кувшином, 1929

Альберт Буркарт, Дети на балконе, 1929

Рудольф Шлихтер, Портрет Бертольда Брехта, 1926

Георг Шримпф, писатель Оскар Мария Граф, 1918
Приятный портрет в стиле Neue Sachlichkeit

В 1919 году Шримпф входил в Группу революционных художников, принявших участие в деятельности Баварской Советской республики. Нацисты ему это припомнили, было объявлено, что Шримпф принадлежит к «вырожденному искусству». Среди изъятых по приказу Геббельса из немецких музеев 16 тысяч произведений искусства были 33 картины Шримпфа. В 1938 году художник умер в Берлине.
Габриель Мюнтер, Женщина в кресле, 1929

Как и положено каждому приличному музею, в доме Ленбаха имеется раздел современной живописи.

Особых шедевров там не наблюдается, за исключением двойного портрета нашего родного Владимира Ильича.
Энди Ворхол, «Черный Ленин» и «Красный Ленин», 1987

С ленинских портретов работы Уорхола было сделано 120 трафаретных оттисков, которые с успехом продаются на аукционах за несколько десятков тысяч долларов. Один из трафаретных оттисков «Красного Ленина» до 2013 года принадлежал российскому олигарху Борису Березовскому. После проигранного процесса Роману Абрамовичу Березовский вынужден был оплачивать судебные издержки, составившие свыше 50 миллионов долларов. Финансовые дела Березовского в тот период находились в упадке, и ему пришлось заняться распродажей имущества. Изначально оттиск «Красного Ленина» оценивался в 46,3-75,5 тысяч долларов, однако на торгах Christie’s 20 марта 2013 года «Красный Ленин» был продан за 166 тысяч долларов. С учетом аукционного сбора цена составила 202 тысячи долларов. Всего спустя три дня после аукциона Березовский покончил с собой (если покончил, в чем я сильно сомневаюсь)...
Но нам пора на второй этаж, где демонстрируется одно из самых больших собраний работ художников из объединения "Синий Всадник".

Продолжение следует...
|
</> |