Лекции в Русском музее
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Испробовали мы с Каролиной ещё один способ приобщения к культуре – прослушали в Русском музее цикл лекций «Повседневная жизнь России в изобразительном искусстве XVIII-XIX вв.»
Автором выступила Серафима Николаевна Коломейцева – хочу запомнить это имя, как лектор она мне очень понравилась. Лекции проводились в формате презентаций, на слайдах – фотографии картин и других произведений искусства из собрания Русского музея. 4 лекции длительностью по 2 часа каждая, и заскучать не довелось ни на одной!
Тематика лекций:
- «Благородное сословие в служении и развлечениях»;
- «Народные будни и праздники»;
- «Традиции императорского двора»;
- «Иностранцы в России».
Лекции оказались, к сожалению, неровными по уровню; точнее, даже не по уровню, а по соответствию заявленной тематике. От первых двух я был просто в восторге: столько новой для меня информации, и так интересно изложенной, так что оставалось только жалеть, что я не делал конспектов.
![Ðимние Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ñ Ð´Ð²Ð¾ÑÑнÑÑва: каÑание Ñ Ð³Ð¾Ñок на Ñеке Ðеве Ðимние Ð·Ð°Ð±Ð°Ð²Ñ Ð´Ð²Ð¾ÑÑнÑÑва: каÑание Ñ Ð³Ð¾Ñок на Ñеке Ðеве](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-2cb08b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3872517/3872517_800.png)
![ÐÑеÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¸ÑÑÑка ÐÑеÑÑÑÑнÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¸ÑÑÑка](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-cf70df.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3872953/3872953_800.png)
Но уже в третьей лекции акценты сместились: центр внимания оказался смещён со структур повседневности и их постепенной трансформации под влиянием происходивших в стране изменений на личности императоров и великих князей; и такое впечатление осталось, будто лишь балы да ассамблеи составляли основу повседневной жизни императорского двора. Оно и понятно: видимо, трудно было отыскать иллюстративный материал, помимо парадных портретов да изображений балов да маскарадов. Ну разве что вот военные парады ещё. В общем, некоторое чувство неудовлетворенности, ощущение недостаточного раскрытия интереснейшей темы у меня осталось.
![ÐоÑÑи ÑÑезжаÑÑÑÑ Ð½Ð° аÑÑÐ°Ð¼Ð±Ð»ÐµÑ Ð² леÑний двоÑÐµÑ ÐлизавеÑÑ ÐеÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ ÐоÑÑи ÑÑезжаÑÑÑÑ Ð½Ð° аÑÑÐ°Ð¼Ð±Ð»ÐµÑ Ð² леÑний двоÑÐµÑ ÐлизавеÑÑ ÐеÑÑовнÑ](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-6181b0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3873101/3873101_800.png)
А вот Каролина осталась довольна вполне: она у нас, похоже, визуал (как и положено художникам), и череда парадных портретов помогла ей четче отложить у себя в памяти череду императоров и императриц (опуская тех, кто правил недолго и не оставил заметного следа в истории): Петр I ->...->Анна Иоанновна->...Елизавета Петровна->...Екатерина Великая->Павел I->Александр I->Николай I->Александр II->Александр III->Николай II.
В лекции об иностранцах в России о повседневной их жизни не оказалось по сути сказано вообше ни слова; речь шла о судьбах конкретных людей, с попытками выделить в этих судьбах что-то типическое, исходя из возможности сгруппировать их по четырём основным категориям:
- предприниматели;
- авантюристы;
- военные;
- деятели искусства (художники, скульпторы, архитекторы).
Но выделять типическое оказалось невероятно трудно: судьбы каждого из тех, чьи портреты хранятся в Русском музее, оказались настолько яркими и наполненными необычайными событиями, что, как говорится, лес, увы, оказался незаметен за деревьями. Зато сколько новой информации, сколько необычного и запоминающегося!
Я, например, не знал, что основоположником «русского стиля» в архитектуре XIX века стал немец Константин Тон; что архитектором Спаса-на-Крови выступил шотландец Альфред Парланд; что авторами больших серий рисунков, запечатлевших жизнь Петербурга XIX века стали француз Ладюрнер и немец Беггров; и т.д.,и т.п.
![ÐадÑÑнеÑ. ÐвоÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ. ÐадÑÑнеÑ. ÐвоÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð»Ð¾ÑадÑ.](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-798a2c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3873426/3873426_800.jpg)
![ÐеггÑов. ÐÑка Ðлавного ÑÑаба ÐеггÑов. ÐÑка Ðлавного ÑÑаба](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-958339.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3873598/3873598_800.png)
![ÐеггÑов. ФонÑанка ÐеггÑов. ФонÑанка](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-0c2441.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3873967/3873967_800.png)
![ÐеггÑов. Ðева. ÐеггÑов. Ðева.](/images/main/lekcii-v-russkom-muzee-6cab81.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/bigstonedragon/11140139/3874165/3874165_800.png)
Много можно было бы здесь написать, но остановлюсь лишь на одной ещё истории – о Мраморном дворце и драматической судьбе его автора, архитектора Ринальди. Он так и не увидел своё детище завершенным: упав со строительных лесов, он получил серьёзные травмы и уехал доживать свои дни на родину, в тёплую солнечную Италию, где, правда, получал пожизненную пенсию от Екатерины II. А строительство дворца тем временем оказалось заморожено: все возможные статьи бюджета урезались в связи с необходимостью изыскания средств на финансирование подавления восстания Пугачева (первую историю которого, кстати, тоже написал проживавший в России иностранец, венгр Павел Рунич). В результате дворец, строившийся для графа Григория Орлова, был таки достроен, но всего за несколько месяцев до смерти графа. После чего дворец служил последовательно резиденцией для трёх великих князей, и все трое – Константины, из-за чего он даже одно время прозывался «Константиновским»! Последним был князь-поэт, прославившийся под псевдонимом «К.Р.»
Такие вот дела :-)
|
</> |