Легкие крейсера типа «Нинхай»

Этот день таки настал. Сегодня у нас, возможно, последний китайский вторник в классическом формате - в виде выдержек по отдельным кораблям из незавершенного справочника. Ибо это последние корабли периода до 1945 года, по которым есть более-менее полные данные. Не исключено, что по мере пополнения сведений по каким-то другим корабликам, они еще появятся здесь, но я бы на это не слишком рассчитывал. Впрочем, китайские вторники, скорее всего продолжатся, но в каком-то другом виде. Китайский флот сколь неизвестен, столь и интересен.
Что же касается героев сегодняшнего рассказа, то напомню, что по ним у нас выходила целая мини-монография, посему особо перегружать данный пост картинками не имеет смысла.

"Нинхай" на якоре близ Шанхая, 1937 год
История проекта началась в 1929 году, когда китайское военно-морское министерство обратилось к фирмам Великобритании, США, Германии и Японии с предложением о возможности постройки небольших крейсеров. Был выбран проект японской фирмы «Harima Zosensho», с которой 5.12.1930 заключили контракт на строительство головного «Нинхай». Постройка «Пинхай» велась на Цзяньнаньской верфи в Китае при техническом содействии Японии (с августа 1934 года группу из 50 японских специалистов возглавлял директор верфи «Harima»), а с 30 октября 1935 по 18 июня 1936 г. крейсер доделывался в Японии на верфи «Harima». Механизмы и вооружение обоих кораблей были японских образцов.
Оба корабля получили названия в честь географических объектов: Нинхай – полуостров на северном побережье провинции Шаньдун, Пинхай – залив на юго-восточном побережье провинции Фуцзянь.
«Нинхай» (宁海) заложен на верфи «Harima» в Аиои 20 февраля 1931 г. (заводской номер 1000); спущен на воду 10 октября 1931 г.; вошел в строй 21 июля 1932 г.
Китайские крейсера разрабатывались на основе проекта японского легкого крейсера «Юбари», хотя и имели существенные отличия во внешнем виде, размещении вооружения и схеме бронирования. Главный пояс толщиной 25,4 мм прикрывал только отсеки силовой установки. Он начинался от верхней палубы и имел высоту 3,35 м. В нос и в корму от него по ватерлинии тянулся более узкий пояс высотой 1,52 м и толщиной 76 мм, прикрывавший погреба, причем его верхняя кромка находилась выше, а нижняя ниже нижней кромки главного пояса. Броневая палуба была плоской. Над машинно-котельными отделениями она располагалась на уровне верхней палубы и имела толщину 19 мм, над погребами – на уровне верхней платформы и имела толщину 25,4 мм. Башни и боевая рубка со всех сторон защищались 25-мм броней.
Вооружение по проекту состояло из трех спаренных 140-мм/50 орудий Тип 3, аналогичных стоявшим на всех японских легких крейсерах, построенных в 1920-е гг., при этом башни были идентичны установленным на «Юбари». Максимальный угол возвышения составлял 30°, что обеспечивало дальность стрельбы до 19 100 м. Башни размещались по «ретирадной» схеме: одна на полубаке, две в корме. Система управления огнем изготавливалась в Японии по лицензии британской фирмы «Vickers». Она располагалась на треногой фок-мачте и включала пост центральной наводки и КДП с 3,5-метровым дальномером. Зенитное вооружение состояло из шести 76-мм/40 орудий Тип 3, располагавшихся по ромбовидной схеме. В районе дымовой трубы побортно стояли два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата Тип 6 с четырьмя запасными торпедами, которые, правда, обычно не принимались.
Проектом предусматривался прием двух гидросамолетов, в т.ч. одного в закрытый ангар, однако катапульты для их запуска не имелось. Для головного корабля фирмой «Аити» был создан самолет AB-3, на базе которого в Цзяннаньском арсенале построили машину «Сянь». Однако обе они оказались неудачными, и в конечном итоге на протяжении почти всей службы «Нинхай» самолетов не нес.
Силовая установка состояла из четырех водотрубных котлов «Кампон» (рабочее давление пара 15,5 атм.) и трех вертикальных 4-цилиндровых паровых тройного расширения мощностью по 3500 л.с. Все механизмы изготавливались фирмой «Mitsubishi». Применение архаичных паровых машин вместо общепризнанных турбин было обусловлено низкой квалификацией личного состава и стало шагом назад по сравнению с предыдущими китайскими крейсерами программы 1910 года. Котлы располагались в четырех изолированных отсеках, причем два носовых отапливались углем, а два кормовых имели нефтяное отопление. Паровые машины стояли в двух машинных отделениях: бортовые – в носовом, центральная – в кормовом. На пробах 24 мая 1932 г. «Нинхай» развил 22,207 уз при мощности 10 579 л.с.
Испытания головного крейсера выявили серьезные проблемы с остойчивостью, свойственные всему японскому кораблестроению того периода и подтвердившиеся 12 марта 1934 г. инцидентом с миноносцем «Томодзуру». В итоге, во время достройки «Пинхай» был принят ряд мер, направленных на улучшение остойчивости, однако ухудшивших «боевые» качества корабля. В частности, были уменьшены надстройки, массивная треногая фок-мачта с постом управления огнем заменена более легкой, ликвидирован ангар и авиационное вооружение, вдвое сокращено число 76-мм зениток и 7,7-мм пулеметов. Обновленная система управления огнем «Пинхай» состояла из двух 3,5-м дальномеров в носовом и кормовом постах. Главные же изменения коснулись силовой установки: средняя машина была снята, а на ее месте уложен твердый балласт, так что формально однотипные корабли имели разное число валов. На испытаниях «Пинхай» показал 21,256 уз при мощности 7488 л.с.
«Нинхай» прибыл в Шанхай 26 августа 1932 г. и с момента ввода в строй являлся флагманом 1-й эскадры. 23 сентября 1937 г. поврежден самолетами с японского авианосца «Кага», 25 сентября 1937 г. потоплен самолетами авианосца «Кага» на мелководье на реке Янцзы у Цзянъиня. 5 декабря 1937 г. захвачен японской армией, поднят японцами в апреле 1938 года, переименован в «Микура», но в строй не вводился. В начале 1944 года переоборудован в эскортный корабль и 1 июня 1944 г. введен в состав японского флота под наименованием «Иосима». 10 октября 1944 г. потоплен американской подводной лодкой «Shad» (SS-235) у острова Хонсю (33º40’ с.ш., 138º18’ в.д.).
«Пинхай» 23 сентября 1937 г. поврежден самолетами с японского авианосца «Кага» и затонул на мелководье на реке Янцзы у Цзянъиня. 5 декабря 1937 г. захвачен японской армией, поднят японцами в апреле 1938 года, переименован в «Мисима», но в строй не вводился. В начале 1944 года переоборудован в эскортный корабль и 1 июня 1944 г. введен в состав японского флота под наименованием «Ясосима». 25 ноября 1944 г. потоплен самолетами с американских авианосцев «Ticonderoga» (CV-14) и «Langley» (CVL-27) у острова Лусон (15°26’ с.ш., 119°20’ в.д.).
Тактико-технические характеристики:
![zz ÐинÑ
ай 1932 [ЧÑÐ½Ñ Ð®Ñ].jpg zz ÐинÑ
ай 1932 [ЧÑÐ½Ñ Ð®Ñ].jpg](/images/main/legkie-kreysera-tipa-ninhay-123bec.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1377977/1377977_600.jpg)
"Нинхай", 1932 год (графика Чэнь Юэ)
![zz ÐинÑ
ай 1937 [ЧÑÐ½Ñ Ð®Ñ].jpg zz ÐинÑ
ай 1937 [ЧÑÐ½Ñ Ð®Ñ].jpg](/images/main/legkie-kreysera-tipa-ninhay-91df10.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1378136/1378136_600.jpg)
"Пинхай", 1937 год (графика Чэнь Юэ)

"Нинхай" в 1932 году

"Пинхай" на испытаниях в Сетоути в 1936 году
|
</> |