Легизм - страшный способ правления, уничтожающий возможность созидать

топ 100 блогов vesninalj30.03.2021 Пост длинный, сразу предупреждаю, но лично для меня это были новые знания, которые шокировали и какая-то аналогия возникает невольно, но пока не могу определиться, чтобы озвучить ее…

«Восток – дело тонкое», не знаю, насколько оно тонкое, но мне очень многое непонятно, в частности в Китае, а если непонятно, то вызывает опасения, плюс, читая исторические книги, попадается много информации о жестокости азиатов.
Например фраза «человек- ничто, государство все» ассоциировалась у меня с Францией и Людовиком 14, ничего подобного….
Я полезла искать информацию, как можно было так «воспитать нацию», чтобы она была такой послушной и целеустремленной. И нашла совершенно кошмарный и одновременно интересный Легизм – методы правления и управления в древнем Китае, созданный тремя его идеологами в статье Матвея Вологжанина.
Чтобы не быть очень многословной, потому что эмоций было много, я приведу некоторые цитаты
«Когда люди наслаждаются, они развращаются, а когда они развращаются, рождается лень, поэтому, если управлять людьми путем наказаний, они станут боязливы, а когда они боязливы, не осмелятся творить злодеяний. Если же наставлять людей с помощью справедливости, они избалуются, а когда люди избалованы, рушится порядок».
Легисты составили положения, которые все должны были принять за основу жизни:
1.Человек от природы жаден, эгоистичен и ленив.
2.Смысл человеческой жизни в том, чтобы создать сильное государство и служить ему.
3.Сильное государство может быть только тогда, когда все решает один человек, которому все остальные беспрекословно подчиняются.
4.Слово правителя — закон для всех. Он один выше закона.
5.Человеком и государством можно хорошо управлять только при помощи страха и боли. Ибо смотри п. 1.

«В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. Если наказания будут применяться уже после того, как преступление совершено, невозможно искоренить злодеяния, поэтому стремящийся к владычеству в Поднебесной должен наказывать еще до того, как совершен проступок».Т.е. человек еще не совершил проступка, но его уже нужно наказать…
Был проведен следующий эксперимент у северных ворот города установили шест и объявили, кто перенесот лет в другое место, получит награду – примерно 25 кг золота. Люди не знали, как поступить, зная жестокость правителей, но один рискнул и перенес столб, ему вручили золото. Чего добивалась власть этим поступком? К приказам надо относиться внимательно и без размышлений немедленно их исполнять.
«Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное — народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ».

Обычно власти прикрывались требованиями богов или заботой о населении, легисты же не скрывали ничего – благо народа считалось вреднейшей вещью, они не обещали ни счастья, ни процветания, ни мира, ни сытной жизни.

«Государство объявлялось венцом и мерой всего, правитель же был гончаром, который возводит это царство из человеческой глины. И чем больше страдает глина, чем сильнее ее мнут и давят, тем совершеннее получится сосуд. Легисты прямо говорили: богатым, сильным и умным человеком тяжело управлять. В идеальном государстве подданные должны быть глупыми, голодными и несчастными. Только тогда у людей не останется своей воли, своей гордости и своих сил и все общество начнет работать как единый организм, повинуясь командам сверху без размышлений. И никакого мира! Государство всегда обязано воевать, потому что только при постоянной войне оно будет закаляться и крепнуть, обеспечивая при этом своим жителям тот уровень голода, холода и страха, который необходим для поддержания порядка.

«Красноречие и острый ум способствуют беспорядкам; этика и музыка способствуют распущенности нравов; доброта и человеколюбие — мать проступков; назначение и выдвижение на должности добродетельных людей — источник порока».
Все общество разделили на 20 рангов! Выше ранг – больше льгот ,например, слуги и качество одежда получше. Подданным разрешалось заниматься лишь 4-мя видами работ
«Выращивать зерно, рис или просо (а вот овощи и фрукты разрешались лишь как небольшое дополнение к основным посадкам).
Быть государственным служащим (чиновником, работником, занятым на государственных стройках, счетоводом и т. д.).
Ткать недорогую ткань.
Быть военным, когда призовут (военная служба была обязательной практически для всех).
Разрешалось также производить простую утварь или немного торговать, ремесленники и торговцы были признаны «паразитами» и подлежали уничтожению.»
К паразитам также были причислены музыканты, писатели, учителя, врачи и прочая интеллигенция. Все книги, кроме трактатов о легизме, сжигались.

Все семьи объединили в «пятки», «десятки» и «сотни». За преступление одной семьи головы складывал весь пяток. Если в районе было много злоупотреблений, кара могла настигнуть десяток и даже сотню. Впрочем, если бдительные соседи успевали составить донос о преступлении, их не наказывали.
Человек мог подниматься по лестнице рангов, донося на соседей и сослуживцев. Неправедных доносов власть не боялась, так как было заявлено, что лучше казнить десять невиновных, чем оставить без наказания одного виноватого. Также на один ранг поднимался воин за каждые пять отрубленных в бою голов противника.

Был запрещен алкоголь. Всех известных пьяниц и торговцев вином в один знаменательный день арестовали, стащили на площадь и показательно сварили в больших котлах с вином.
«Жизнь граждан превратилась в паутину из запретов и постановлений. Регламентировалось все: количество блюд, которые можно подавать к семейному столу, цвет платьев, форма причесок, толщина циновок и высота скамеек, форма деревьев во дворе, частота проветривания жилых помещений и число поклонов, которые надлежит совершить перед началом посева. Все сельскохозяйственные работы проводились под надзором чиновников, которые распоряжались сроками и видами посадок, скупали большую часть выращенного зерна по фиксированной смехотворной ставке и налагали на пятки, десятки и сотни наказания, если урожай оказывался неудовлетворительным»
.
«Основным видом наказания служила смертная казнь в затейливых вариациях - «разрывание человека четырьмя повозками», «засекание до смерти палками тонкими и средними», «вырывание кишок с последующим на этих кишках повешением» и т.д. За крупную кражу, хулу на государя или убийство казнили и виновного, и его пяток,и всю родню в трех поколениях «вверх и вниз», то есть от его дедов до его внуков. Правда, только по отцовской линии, зато вместе с их с детьми и женами.
За сомнение в верности и уместности принимаемых законов также полагалась смертная казнь.
Трусливых следует наказывать тем, что они больше всего ненавидят, — смертью. Тогда трусливый люд, подстрекаемый наказаниями, превратится в храбрый, а храбрый народ будет биться до смерти, страна не будет иметь себе равных и непременно добьется владычества в Поднебесной».
Когда количество казней создало проблемы с кадрами по царству разослали клич – «дают землю! Всем! Бесплатно! Приходи и вспахивай любой незанятый пустырь, он будет твоим. На десять лет — освобождение от налогов, на три поколения — от воинской повинности!»
Легистскому государству понадобилось чуть больше века, чтобы подчинить себе весь Китай. Его объединение произошло в конце III века до нашей эры, под властью еще одного императора-легиста — Цинь Шихуанди. Его легендарным зверствам отведено немало томов китайской историографии (только закапывание заживо 450 конфуцианских проповедников чего стоит),
Никто не должен высказывать собственное мнение и высказывать его своему правителю, ни те, кто обладает обширными знаниями, красноречием, остротой ума, ни те, кто честны и бескорыстны.
Сильных надо сломить, красноречивых — заставить прикусить языки.

Однако после смерти императора империя пала, его род истребили аж до пятого колена.
Легизм перестал быть официальной идеологией страны, однако, его элементы всегда присутствовали, как в Азии, так и а Африке:
Человек — ничто, государство — все.
Сильный человек — причина слабого государства.
Закон важнее справедливости, важнее добра и важнее здравого смысла.
Тот, кто сверху, всегда прав.

Возможно, именно поэтому великая древняя и могучая цивилизация перестала развиваться. Это стало государство для маленьких людей….
«Рис, воробьи и председатель Мао — слабая тень злой улыбки, брошенной через века. Цивилизованный мир мог ужасаться, глядя, как миллионы китайцев умирают от голода, потому что весь рис в стране по приказу великого руководителя Мао был посажен в землю на полметра глубже, чем следует. Цивилизованный мир мог хихикать, наблюдая, как китайцы хором гоняются за воробьями по приказу партии. Цивилизованный мир мог недоумевать, гадая, откуда у жителей Поднебесной берутся эти неисчерпаемые запасы покорности».
Только сейчас Китай вернул себя, как сильное государство, которое набирает вес в мире и заставил себя уважать.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Почему птиц, сидящих на высоковольтных проводах, не бьет током? Все просто: между местами, где птица касается провода, почти нет разницы потенциалов. Сев на провод, птица приобретает потенциал провода — и только; току из тела птицы, окруженного воздухом, некуда течь, кроме как обратно ...
В последнее время количество мата в комментах просто зашкаливает. В этой связи я решил отбросить в сторону излишнюю толерантность и мягкое отношение к ...
Вчера несколько изданий и неофициальная страница Steam «ВКонтакте» подтвердили, что жители полуострова больше не могут приобретать игры в Steam. Попытка проведения транзакции приводит к показу сообщения о том, что покупка невозможна из-за торговых санкций США. ... Возможно, обходные п ...
Однажды всеми любимый и известный Борис Березовский (в народе БАБ) рассказал на очередном собрании в Госдуме в чем отличие англичанина от еврея: "Англичанин уходит не прощаясь, а еврей прощается и не уходит" (Березовский, 2003 год). «Пересмотр всех этих дел и принятых по ним решений ...