LBD Анны Карениной - размышления о типаже и стиле
na_shpilke — 16.12.2012
В догонку предыдущему посту и закрывая
каренинские сезоны на нашем канале, сегодня
предлагаю отойти от посыла литературного и переключиться на посыл
эстетический - обсудить разных Анн с точки зрения типажа внешности
и стиля костюмов, в особенности черного платья,
того
самого.
Грета Гарбо была, пожалуй, самой первой известной Анной Карениной -
еще в далеком 1935 году. Но и сегодня говорить о том, обладала ли
она типажом, подходящим для того, чтобы играть Анну, у меня не
поворачивается язык, ибо внешность Гарбо была больше, чем просто
внешность. Сама по себе она была символом эпохи и одновременно её
продуктом.

Поэтому Анна в её исполнении это не Каренина Толстого, это
Каренина-Гарбо, которая могла родиться только в то время, только в
ту эпоху. Ибо вряд ли Толстой представлял себе, что лицо русской
дворянки будет обладать такой почти математической точностью и
пронзительностью, которая совсем не свойственна славянам. И даже
если вернуться к истокам, вспоминая, что описание Карениной
родилось из образа дочери А. Пушкина (чья внешность тоже была
далека от славянских корней), в типаже Гарбо напрочь отсутствуют и
намек на ту южную экзотичность, которая скользила в Марии Гартунг.
А у Греты Гарбо очень западное и современное по меркам своего
времени лицо. Именно поэтому и в своем роковом черном платье её
Анна получилась весьма современной, истинной дочерью эпохи Золотого
Голливуда.


Сравните платье Анны и платья окружающих её посетительниц
бала. Именно в этой сцене можно увидеть, насколько Гарбо-Каренина
это воплощение своей эпохи. Её платье не только отличается цветом
(черное на фоне нежных светлых пастелей), но и кроем - Гарбо вполне
могла, не переодеваясь, продолжить вечер вне съемочной площадки.
Таким образом бальное платье Анны получалось современно вдвойне -
один раз цветом (как и задумывал Толстой), другой - кроем (это уже
ремарка создателей фильма). А весь образ Анны-Греты - это своего
рода отображение той эпохи, символ, играющий другой символ.
Анна Каренина образца 48-го в исполнении Вивьен Ли на первый взгляд
значительно ближе к изначальной "романной" Анне:

Начать хотя бы с того, что Ли, как и описанная Толстым
Каренина, предъявляет зрителю и копну густых черных вьющихся волос,
и серые глаза в обрамлении густых черных ресниц. Но как и Гарбо,
Вивьен Ли обладала очень "западным" лицом - с той же
скульптурной четкостью, которая горазо чаще встречается у западных
и северных европейцев. С точки зрения типажа сама Ли была настоящей
Зимой - высококонтрастной и четкой. А Анна задумывалась скорее как
смешанный типаж Зима-Лето, которому при высоко контрастном колорите
свойственны больше плавности и округлости, способных при неверном
оформлении перерасти в рыхлость и нечеткость черт и стана (не зря
сам Толстой говорит о полноте Карениной). Наверное поэтому такое
несоответсвие художники по костюмам усиленно смягчали костюмами,
которые максимально должны были соответствовать эпохе самой
Карениной (сравните платье Карениной-Ли и Карениной-Гарбо).
Пожалуй, одной из наиболее подходящих по типажу внешности к
оригинальной Карениной, была легендарная русская исполнительница
роли Алла Тарасова:

И как видно, её бальное черное платье совсем лишено каких-либо
ухищрений - у него весьма простой силуэт, из деталей -
гирлянда анютиных глазок (проскальзывающая в описании Анны в
романе). И в отличие от наряда Вивьен Ли, т.к. внешность у
Тарасовой как раз способна перекочевать от плавно-округлой к
рыхлой, её платье куда более четкое, "жесткое", гладкое и хорошо
удерживающее форму.
Татьяна Самойлова, "главная Каренина Советского Союза", обладала
всеми нужными внешними качествами: и контрастной внешностью, и
нужной плавностью, и даже необходимыми по задумке Толского
южно-экзотическими нотками, наследием "арапского" прошлого самого
Пушкина. Анализируя её образ в прошлом посте, в голову напросилось
вот такое сравнение:


Поэтому её черное бальное платье создано по тем же принципам,
что и платье Тарасовой. Тем более, что экзотические ноты внешности
требуют еще больше лаконичности и даже сдержанности в наряде, иначе
подобная яркая внешность теряет элегантность и отправляет нас на
восточно-пестрый базар. А вот дорогая простота, адептом коей был и
сам Толстой, делает такую внешность изысканой:
По-своему удачна и соответствует типажу и Татьяна Друбич,
последняя (пока) русская Каренина - в её лице, возможно, нет
экзотичности, но черты как раз предъявяют зрителю нужный типаж
Зима-Лето. Плюс, внешность у Друбич не насколько контрастная, что
дополнительно смягчает её образ. Лицо её Карениной получается не
настолько драматичным, так что для того, чтобы убедить зрителя и
Вронского, что перед ними действительно femme fatale, более сложным
и драматическим является её черное бальное:

Во многом заслуга успеха - высокие полу-прозрачные перчатки,
отделанные кружевом. Что они напоминают, если не соблазнительный
чулок на женскй ноге - обещание, от которого кто угодно потеряет
голову?
Кира Найтли - "последняя Анна" и её наряды это отдельный разговор.
По всем меркам лицо Найтли - современное. Плюс, её Анна самая
молодая. Не номинально (ибо по книге Карениной было 26-27 лет), а
по внешнему облику - её Анна не выглядит опытной и созревшей
женщиной. И почти все костюмы, в том числе и черное платье,
вдохновленные творениями Диора и Баленсиаги лучших лет, призваны
справляться с этим вопросов. Не тем, что они делают актрису
визуально старше, а тем, что они драматичны и создают образ
ультра-женственный и чувственный, порой жетрвуя ради этого
исторической аккуратностью костюма (*вспоминаем Грету Гарбо):

Так что и получается молодая, современная и немного истеричная
Каренина. Такая, какую не получилось создать у художников из Софи
Марсо. Её бальный образ кажется на фоне всех предыдущих наименее
удачным:
Ибо у Марсо, при высокой контрастности внешности, черты лица
очень нежные, мягкие и при определенной оформлении она может
выглядеть по-девичьи невинной. Что и сделали здесь при помощи челки
и обвернутых вокруг головы кос, так что получилать скорее неопытная
девушка, сдающаяся на милость победителя, а не femme fatale
(которой, кстати, Марсо быть очень даже может - смотрите The World
is Not Enough). А так получилось, что простого черного платья для
этой Карениной было not enough.