Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

топ 100 блогов na_shpilke11.12.2012 В последнее время френдлента все чаще обсуждает два вопроса: конец света и образы Анны Карениной. И если по поводу первого  сказать мне абсолютно нечего, кроме как "поживем - увидим", то касательно второго я искренне благодарна мистеру Райту (режиссеру последней экранизации), за то что снова вынес эту тему на повестку. Выскажусь с удовольствием.
Итак, Анна... Толтой говорил, что её персонаж был задуман, дабы стать его женским портретом. А она возьми и превратись в символ русской женской судьбы. Да еще и на столетия вперед. Да так лихо, что пережить эту судьбу стремится сегодня каждая вторая актриса по обе стороны Атлантического океана. А то и каждая первая, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что роман Толстого экранизировали больше 30-ти раз, а театральных постановок и не счесть вовсе.
Нередко сталкиваясь с рассуждениями типа "какая же именно Анна настоящая?" - какой актрисе это действительно удалось, а какая - всего лишь самозванка и никакой Карениной от неё и не пахнет, здесь я не ставлю подобной задачи ну может, совсем чуть-чуть, даже наобророт! Я честно считаю, что раз речь идет о символе, то Анна у каждого может быть своя, пусть и опирающаяся на общие столпы типажа и образа. Так что гораздо интереснее посмотреть, как в зависимости от интерпретации её истории, подбирается и меняется сама Анна и её облик.
Но как ни крути, общие рамки типажа Анны есть и созданны они были самим Толстым:
Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке.
Внешним прототипом Карениной стала Мария Гартунг (Пушкина) - дочь Александра Пушкина:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
К этому образу, на мой взгляд, особенно близка советская Каренина Татьяна Самойлова:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?


Мария Пушкина, судя по портрету, довольно точно унаследовала черты своего отца, который, как мы помним, славянином вовсе не был, что весьма явно проявилось и в его внешности. Видны эти экзотические южные нотки и во внешности его дочери. Они же проскальзывают во внешности Самойловой: в разрезе глаз, форме губ и скул. И даже в свойственной её лицу (при определенных ракурсах) некоторой надменности восточной принцессы:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
На фоне окружающих она выглядит настоящим тропическим цветком - необычным и непривычным:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
И её макияж и костюмы аккуратно это подчеркивают: загибающиеся к верху "стрелки" на верхнем веке подчеркивают миндалевидную форму глаз и их легкую раскосость; очень осторожно используются вышивка и кружево, ибо подобная внешность требует определенной степени лаконичности. По этой же причине меха, в которые кутается Каренина-Самойлова это норка - густой, но коротковорсный мех, который позволяет женщине этого типажа выглядеть дорого и элегантно, а не баХато:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
И пожалуй, самым неудачным является белый наряд Самойловой, где сложная прическа + мех + тюлевый бант и высокие перчатки на фоне её внешности, превращают актрису не в элегантную Каренину, а в восточную невесту.
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
А возвращаясь к образу в целом, вполне возможно, что это и есть сердце данной интерпретации: Анна вовсе не была грешной или испорченной, поэтому печальный исход вовсе не был её наказанием. Она изначально была, не такой как все -  слишком экзотической  для своего времени и общестава, а потому и не вписалась в рамки. Ей для жизни и процветания нужны были совсем другие условия, а если их нет, твоя судьба - гибель на морозе. В этом несомненно есть расхождение с замыслом Толстого, и одновременная романтизация образа Карениной. Возможно, так в Советском Союзе хотели привлечь массы к классике.
И совсем по-иному воспринимается другая русская Каренина - тоже Татьяна, но Друбич:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
В её лице уже нет экзотических нот "тысяча и одной ночи", но благодаря этому такая Каренина становится гораздо ближе в смысловому портрету, нарисованному Толстым. У Татьяны Друбич красивое лицо с правильными и довольно округлыми чертами. И только линия губ привностит элемент силы, стойкости. Но он здесь явно не доминантен.
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Такому лицу особенно хороши безмятежность, спокойствие, а сильное страдание его искажает. Точно также как уход от мужа к любовнику исказил и саму Анну.  Для подобного лица выражение нервозности и бесспокойства не является естественным, так же как "жизнь во грехе" не естественна для Карениной. Ввиду чего и трагический исход.
Куда органичней выглядит на таких лицах выражение тихой грусти, которая и могла бы быть на лице Анны, оставайся она в законном браке, пусть и с нелюбимым мужем.
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Во многом схож с Друбич и ей Карениной западный вариант в исполнении Софи Марсо. 
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Опять же - лицо плавное и округлое (более плавное, чем у Друбич), прекрасное в своем спокойствии:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Здесь тоже нет никакой экзотичности (как у Самойловой). Что позволило ходожникам по костюмам быть гораздо смелее. Есть в нарядах Марсо некоторое стремление подчеркнуть её "русскость", как бы убедить зрителя, что именно она и есть настоящая Анна. Нет, это конечно не кокошники - русская душа проявляется в нарядах через обильное украшательство, любовь к богатому декору, к анти-минимализму, которая столь свойственна русским: здесь более пышный мех, крупные сложные украшения, рюши, сочетание черного с золотом, камеи. А т.к. внешность у Софи Марсо европейская, она все эти приемы выдерживает достойно:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?  Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Или почти достойно, но здесь вина все-таки не актрисы, ибо художник все же не удержался и возрузил на её голову этот странный кокошник:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
А оденьте в такой наряд Каренину-Самойлову, и получится Шахерезада:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
В любом случае, типажи Друбич и Марсо показывают совсем другую Каренину - сломленную чувством собственной вины и общественным осуждением, пытающихся противостоять, но не выдерживающих напора. Их образы не столь романтизированы, как образ Самойловой. Если образ последней, образ аутсайдера, изначально не вписывающийся в общественные рамки, то образы первых говорять, что они вполне могли бы  жить по уставу, лишь предаваясь "светлой грусти", но избегая сильных потрясений и чувств, которые их и сломили.
И наконец Анна последняя, актуальная:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
В промо к экранизации звучит выражение "новая интерпретация". И я ни на минуту в этом не сомневаюсь. И не только потому, что фильм снят скорее в формате мюзикла, но из-за совсем другого образа Анны. Не будет заострять внимание на том, является ли Кира Найтли слишком молодой, слишком худой или слишком не-русской, чтобы играть Каренину. Лучше посмотрим на кое-что другое - на её черты и типаж. В отличие от предыдущих Карениных, у Найтли совсем не спокойное лицо. В её мимике и чертах все время скользит неврозность. Как раз не спокойствие, а бесспокойство кажется её нормальным состоянием - она то, что называется restless. Наверное поэтому далеко не всем близка её манера игры - со слишком подвижной мимикой и даже некоторой истеричностью, с ощущением, что она все время на грани. Наверное поэтому именно её пригласили сыграть психически неуравновешенную пациентку Юнга в "Опасном методе". 
Этими бесспокойством и неуравновешенностью Найтли зарядила и свою Анну. Теперь это женщина, которая изначально ищет повод к страданию, ибо как раз такое состояние для нее более естественно. В отличие от Анны-Друбич и Анны-Марсо, для Найтли-Карениной спокойствие и размеренность не нормальны, её не пугает накал страстей, он её подпитывает. Такой человек как наркоман упивается своими страданиями. А трагическая развязка это результат чрезмерного накала, когда физически нет возможности его выдерживать. Опять же, другой типаж - другая Анна.
Смортя на такое лицо, появляется чувство, что человек к любой момент готов либо зарыдать, либо взорваться истерическим смехом, либо сорваться на крик:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
И костюмы здесь, естественно, ей под стать - более театральные, драматичные, over the top, с легким ощущением современности и истерии: густые и пышные объемные меха, перья, шляпы, вышивка золотой нитью. И побольше:
Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?

Многоликая Анна или Сколько меха нужно женщине, чтобы стать Карениной?
Вот так бывает: одна книга, один персонаж и такие разные Анны и их меха.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рослесхоз: в Якутии имеется термоточка на площади 1,6 млн. гектаров . Хлопок вместо взрыва, подтопление вместо наводнения, неудачное приземление вместо авиакатастрофы, теперь вот термоточка Всякие “хлопки” и “подтопления” – вчерашний день. Запоминайте: нет никакого колоссального ...
Ехал себе спокойно в полосе на свой поворот направо, где направо только с правой полосы, и тут на тебе. Таз стоит с аварийкой, который все начинают объезжать прямо под камерой. А это дублёр моста справа от эстакады. Вот и получил сегодня неожиданный озалуп. Совсем уже блять ахуели и не ...
Пишу сюда впервые и то с целью поныть про мужа. Ибо сил уже нет.   Беременность 16 недель, есть небольшая угроза, пью Дюфастон. Беременность вторая, желанная от любимого мужчины (2-ой муж, правда, еще гражданский). Первому ребенку (дочке) уже 13 лет. ...
Здравствуйте. Сын собирает гостей на ДР (студенты). Всегда делала традиционный стол с салатиками, горячим и десертом. Но в этот раз сын категорически сказал, что салатов вообще не хочет.Мол,когда они собираются просто так, не по поводу, то ...
'63 AMC Rambler 660 Cross Country ...