Латунские записки о конкурсах, талантливых писателях , наивных читателях и
lana_cobeta5 — 14.11.2024Писательский и читательский процесс — это по сути совместное творчество. И чтение — тоже творчество , умение интерпретировать автора.
Анализируя конкурсную работу , в идеале хорошо бы увидеть невидимую глазу затонувшую Атлантиду литературной кухни : понять , что там за жанр , есть ли мало- мальски глубокая идея , оригинальна ли композиция, представляет ли креатив интерес с эстетический точки зрения, для чего существуют особые образные маркеры ( метафоры, гиперболы, сравнения ) , ведь самый главный критерий - сила эмоционального воздействия на читателя . Но когда в рассказе идея отсутствует , конфликта нет , композиция не продумана и много речевых погрешностей , то получается , что читателю приходится с трудом продираться через нагромождения "словесной руды ", и пока он поймёт, что в итоге хотел своей нетленкой сказать миру автор, может забыть , с чего тот вообще начал. ) И когда душа воспитана на лучших образцах мировой литературы, она просит психологической глубины , подтекстовой сложности , многоуровневой проблематики . Художественная деталь в идеале тоже должна быть яркой и намертво запоминающейся , как выстрел .
Открою страшную тайну: классики в большинстве своём , когда творили, не подстраивались под читателей и даже под издателей, потому что Муза — дама капризная и принуждать ее к чему -либо- дело бесполезное. Как писал Некрасов : Не торговал я лирой. И мне кажется, в тандеме "писатель -читатель" правит бал как раз писатель. К примеру , когда Чехов создавал «Чайку» , он наверняка понимал , что тайный подтекстовый диалог его пьесы с произведениями Шекспира , Мопассана и Тургенева вряд ли будет понятен большинству зрителей. И поэтому думаю , драматург писал Чайку для себя лично , просто для души . Могу доказать это на пальцах. ) А когда пишешь для души , получается лучше всего.
Считаете ли вы себя талантливым читателем, поднаторевшим в разборе художественных произведений ? И должен ли читатель обладать хотя бы минимальной читательской культурой , чтобы понимать, что писатель хотел сказать лично ему, Васе Пупкину, и всему миру ? Или он имеет полное право на вольную интерпретацию авторского замысла и ему хоть трава не расти? Имеет ли он право послать к чёрту авторский замысел и нафантазировать с три короба собственных идей и мыслей? По этому вопросу в разных темах на мамбе периодически возникали жаркие баталии и ломались литературные копья. )) Как вы обычно читаете и интерпретируете художественное произведение? Расскажите о технологии вашего читательского восприятия. А то эти литературоведы совсем обнаглели. Заставляют бедного читателя понимать смысл прочитанного строго по их собственным разработкам и критическим лекалам, а шаг в сторону — сразу расстрел на месте . Но что значит "быть на одной волне с писателем и героем" ? Все- таки обидно, когда диалог писателя и читателя складывается по принципу « моя твоя не понимай» .
Что касается конкурсов графоманов , тут довольно прикольной является моментальная обратная связь. Можно даже поругаться с автором, кто из вас лучше понимает написанное , он сам или ты , его читатель. Помню, как злился уважаемый и местами даже обожаемый Оклик, если его рассказ трактовали не так , как он задумал. Мне казалось, он сейчас накинется на возражающую ему читательницу ( в смысле на меня) и удушит , как Отелло Дездемону. )
И я вовсе не против авторского текста , написанного непрофессионалом. Как раз совсем наоборот : в таких авторских текстах вижу довольно большой потенциал искренности и индивидуальной неповторимости . Так в детских рисунках сквозит особая прелесть наивной непосредственности . Но все же хочется получать от прочитанного эстетическое удовольствие и не спотыкаться на каждом шагу , с трудом воспринимая неясно выраженные мысли . Ведь писатель он такой писатель ! Может накропать так , что мало не покажется. Нельзя выдавать читателю свои смутные ощущения , не оформленные читабельно.))
В любом случае участь критика на конкурсе весьма печальна : иногда критика больно бьют, и даже ногами! Бывает , предъявляешь автору очевидные пЭрлы , а графоман в ответ чуть не в драку : как выразился Ванька Жуков о своей хозяйке, берет селедку и ейной мордой начинает в харю тыкать. )) Но если на самом деле написано с ошибками , какие могут быть обиды на критика? Всё -таки прав был Пётр Первый , когда приказывал всем боярам говорить «токмо словами, а не по- писанному . Ну дальше вы помните . )
Так нужен ли вообще критик на литературном конкурсе? Или писателя надо только по шёрстке гладить и на чем свет стоит хвалить ? Мне кажется, автору лучше все же спрятать свои амбиции куда подальше и полюбить критика как родного , и вместо того чтобы лезть в бутылку , взять да прислушаться к ценным замечаниям . )) Если даже гениальный Пушкин, совершенствуя написанное , иной раз перечеркивал фразу по семь раз, добиваясь идеального оформления мысли , то что тогда говорить о простых смертных ?
Наверняка ещё со школьной скамьи многие недовольны тем, как учителя заставляли анализировать книги строго по схеме . Сейчас у вас появилась возможность высказать всем этим вредным училкам и прочим критикам Латунским всё, что вы о них думаете. И если вы ещё не поняли, почему Чичиков скупал мёртвые души или зачем Германну понадобились роковые три карты, вам в эту тему.
А кто вы на конкурсах в большей степени , писатель или читатель? Или не побоюсь этого слова критик? И назовите хотя бы десять произведений , которые считаете совершенными, а я скажу вам , кто вы. ))