Латунские записки о конкурсах, талантливых писателях , наивных читателях и

топ 100 блогов lana_cobeta514.11.2024

           Писательский и читательский процесс — это по сути  совместное творчество. И  чтение — тоже творчество ,  умение интерпретировать автора. 

         Анализируя конкурсную работу  , в идеале хорошо бы увидеть  невидимую глазу затонувшую Атлантиду  литературной кухни  :   понять , что там  за жанр , есть ли  мало- мальски глубокая  идея ,  оригинальна ли композиция, представляет ли креатив  интерес с эстетический точки зрения, для чего существуют особые образные маркеры ( метафоры, гиперболы, сравнения  ) , ведь самый главный критерий - сила эмоционального воздействия на читателя  . Но  когда в рассказе идея отсутствует , конфликта нет  , композиция не продумана и много речевых погрешностей , то получается , что читателю приходится с трудом продираться через нагромождения "словесной руды ", и  пока он поймёт,  что в итоге хотел своей нетленкой сказать миру автор,  может забыть , с чего тот вообще начал.  )  И  когда душа воспитана на лучших образцах мировой литературы, она просит  психологической глубины , подтекстовой сложности , многоуровневой проблематики . Художественная деталь в идеале тоже  должна быть яркой и намертво запоминающейся , как выстрел . 

         Открою страшную тайну: классики в большинстве своём , когда творили, не подстраивались под читателей и даже под издателей, потому что Муза — дама   капризная и принуждать ее к чему -либо- дело бесполезное.  Как писал Некрасов : Не торговал я лирой. И мне кажется, в тандеме "писатель -читатель" правит бал как раз писатель.  К примеру , когда Чехов создавал  «Чайку» , он наверняка   понимал , что тайный подтекстовый диалог его пьесы с произведениями Шекспира , Мопассана и Тургенева вряд ли будет понятен большинству зрителей. И  поэтому  думаю ,  драматург писал Чайку  для себя лично , просто для души . Могу доказать это на пальцах. ) А когда пишешь для души ,  получается лучше всего. 

        Считаете ли вы себя талантливым читателем, поднаторевшим в разборе  художественных произведений ? И должен ли читатель обладать хотя бы минимальной читательской культурой , чтобы понимать, что писатель хотел сказать лично ему, Васе Пупкину,  и всему миру  ? Или  он имеет полное право на  вольную интерпретацию авторского замысла и ему хоть трава не расти? Имеет ли он право послать к чёрту авторский замысел и нафантазировать с три короба собственных идей и мыслей? По этому вопросу в разных темах на мамбе  периодически возникали жаркие баталии и   ломались литературные копья. )) Как вы обычно читаете и интерпретируете художественное произведение?  Расскажите о технологии вашего  читательского восприятия. А то эти литературоведы совсем обнаглели. Заставляют бедного читателя понимать смысл прочитанного строго по их собственным разработкам и критическим лекалам, а шаг в сторону — сразу расстрел на месте . Но что значит  "быть на одной волне с писателем и героем" ?  Все- таки  обидно, когда диалог писателя и читателя складывается по принципу « моя твоя не понимай» .

       Что касается конкурсов графоманов , тут довольно прикольной является моментальная обратная связь. Можно даже поругаться с автором, кто из вас лучше понимает написанное , он сам или ты , его читатель. Помню, как злился уважаемый и местами даже обожаемый Оклик, если его рассказ трактовали не так , как он задумал. Мне казалось, он сейчас накинется на возражающую ему читательницу ( в смысле на меня) и удушит , как Отелло Дездемону. )

         И я  вовсе не против авторского текста , написанного непрофессионалом. Как раз совсем наоборот : в таких  авторских текстах  вижу довольно большой потенциал искренности и индивидуальной неповторимости . Так в детских рисунках сквозит особая прелесть наивной непосредственности . Но все же    хочется получать от прочитанного эстетическое удовольствие и   не спотыкаться на каждом шагу , с трудом воспринимая  неясно выраженные мысли . Ведь писатель он такой писатель ! Может накропать так , что мало не покажется. Нельзя выдавать читателю свои смутные ощущения , не оформленные читабельно.))

             В любом случае участь критика на конкурсе весьма печальна : иногда критика больно бьют, и даже ногами! Бывает , предъявляешь автору очевидные  пЭрлы , а графоман в ответ чуть не в драку  : как выразился Ванька Жуков о своей хозяйке,  берет селедку и ейной мордой начинает в харю тыкать. )) Но если на самом деле написано  с  ошибками , какие могут быть обиды на критика?  Всё -таки прав был Пётр Первый , когда приказывал всем боярам говорить «токмо словами, а не по- писанному  . Ну дальше вы помните . )

              Так нужен ли вообще критик на литературном конкурсе? Или писателя надо только по шёрстке гладить и на чем свет стоит хвалить ? Мне кажется, автору лучше все же спрятать свои амбиции куда подальше и полюбить критика как родного , и вместо того чтобы лезть в бутылку , взять да  прислушаться к ценным замечаниям . )) Если даже гениальный Пушкин, совершенствуя написанное , иной раз перечеркивал фразу по семь раз, добиваясь идеального оформления мысли , то что тогда говорить о простых смертных ?

        Наверняка ещё со школьной скамьи многие недовольны тем, как учителя заставляли анализировать книги строго по схеме . Сейчас у вас появилась возможность высказать всем этим вредным училкам и прочим  критикам Латунским  всё, что вы о них думаете. И если вы ещё не поняли, почему Чичиков скупал мёртвые души или зачем Германну понадобились роковые три карты, вам в эту тему. 

            А кто  вы на конкурсах в  большей степени  ,  писатель или читатель?  Или не побоюсь этого слова критик?   И назовите  хотя бы десять произведений , которые считаете совершенными, а я скажу вам , кто вы. ))

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я приехала в этот город в августе. В августе, когда спадает июльский зной и воздух, охлаждаясь, становится более прозрачным, в нашем городе по утрам вдруг появляется запах гари. Именно утрами, прохладными, чуть влажными, плывет над улицами этот ...
Попробую дать несколько советов и разъяснить некоторые вопросы по доставке и ...
История противостояния Pussy Riot и РПЦ - это история гнусной, склизкой, советской трусости. И со стороны церковников, и со стороны феминисток. В левом углу ринга у нас ринга феминистки, борющиеся против религиозного патриархата, за освобождение ...
Можно ли сфальсифицировать 80% известной нам истории человечества? На этот вопрос большинство категорически отвечают: нет, нельзя, потому что такого быть не может никогда. Вот и вся аргументация. Наиболее агрессивные тролли, откликающиеся на кличку "профессиональный историк" начинают ...
Инвестиции, это - … Инвестиции – это не попытка предсказать, что будет, и поставить на это. Все аналитики – авторы и каналы – которые пытаются предсказывать будущее, просто дурят вас. Как дурили еще с древнейших времен средневековые гадалки, астрологи и шаманы. Бизнес у них, вообще ...