Ланьков о голоде и иже.
makkawity — 01.05.2011 вместо эпиграфа - кусочек из меня: Естественно, что вне благоприятной для КНДР информационной среды наибольшее распространение получили наибольшие цифры. Число жертв быстро стало козырем в политической борьбе, и здесь интересы тех, кому было нужно, чтобы «режим уморил миллионы», совпали с интересами тех, кому было выгодно завышать число пострадавших. Во-первых, чем больше жертв, тем выше эмоциональное воздействие и надежда на получение большего объема помощи. Во-вторых, одно из бюрократических правил тоже говорит, что смета всегда должна быть завышенной, ибо обычно ее урезают.А теперь читаем тут: http://slon.ru/blogs/lankov/post/587722/
Сообщения об «угрозе голода», которая якобы постоянно висит над Северной Кореей, поступают в основном от двух типов источников. С одной стороны, такие сообщения активно распространяют противники диктатуры семейства Кимов. Отчасти они верят в них сами, а отчасти – сознательно стремятся сформировать образ жестокого и некомпетентного режима, который не может и не хочет удовлетворить даже самые основные требования населения. С другой стороны, похожие сообщения регулярно поступают от организаций, которые занимаются предоставлением КНДР гуманитарной помощи. В нынешней международной ситуации получить эту помощь куда легче, если нагнетать страсти и сгущать краски – чем эти организации и их симпатизанты и занимаются. В итоге крайности сходятся – как оно часто и бывает.
Однако реальность выглядит иначе. Северная Корея – крайне бедная страна, но в последние годы экономическое положение её населения заметно улучшилось.
...
Наиболее авторитетными оценками экономической ситуации в КНДР считаются выкладки Банка Кореи (естественно, Южной). По оценкам его аналитиков, среднегодовой рост ВВП в КНДР за 2000–2009 годы составил 1,3% (при том, что было три года, когда ВВП сокращался). Это – весьма скромные темпы роста, особенно по сравнению с соседними Китаем, Вьетнамом или даже Южной Кореей, но всё-таки речь идёт именно о росте.
...
в последние 7–8 лет в КНДР нет голода, и миска с варёной кукурузой есть на столе в любом северокорейском доме. Массовое недоедание, особенно весной, – есть, а вот голода, который грозил бы летальными последствиями, больше нет. Если учесть, что в конце 1990-х годов страна пережила массовый голод, это можно считать немалым достижением.
...
С другой стороны, не следует описывать ситуацию примитивной формулой «бедные беднеют, богатые богатеют». Доходы простых северокорейцев тоже растут и приблизились к уровню, на котором они находились в 1985 году. И по нынешним российским, и по тогдашним советским меркам это – уровень нищеты, но не избалованные изобилием северокорейцы находят его вполне приемлемым (по крайней мере, постольку-поскольку не сравнивают его с уровнем жизни в соседних странах).
Чем вызван этот рост, сказать трудно. Скорее всего, играют роль несколько факторов. Во-первых, в последние 10–15 лет в стране возникла новая, по сути, капиталистическая экономика, которая сосуществует с остатками государственно-социалистической экономики и как-то кормит значительную часть населения. Во-вторых, и то, что осталось от госсектора, как-то приспособилось к произошедшим переменам и научилось работать в новых условиях. В-третьих, большую роль играет иностранная (в последние годы – исключительно китайская) помощь, без которой КНДР по-прежнему трудно свести концы с концами, и выбивать которую северокорейские дипломаты умеют. Наконец, свой вклад вносят китайские заказы и инвестиции, а также китайские концессии, в основном связанные с добычей полезных ископаемых. Сейчас невозможно сказать, каков удельный вес каждого из этих факторов, но факт остаётся фактом: экономическое положение Северной Кореи улучшилось и, кажется, продолжает улучшаться.
До кучи - статья А. Баунова, которую я уже рекламировал http://slon.ru/blogs/baunov/post/586903/comments/
Этого человека я вообще хотел вытащить на лекцию (о Греции или Ливии, не Корее), но когда это будет, известим отдельно.
|
</> |