Lady in red.
zina_korzina — 13.08.2012Со славой красных каблуков
И величавых париков...»
Александр Пушкин «Евгений Онегин» .
- Франц Крюгер. Портрет Николая I.
- Топ-модель Синди Кроуфорд на обложке журнала 'Vogue'.
Конец 1980-х гг.
- Кузьма Петров-Водкин «Девушка в красной
косынке».
...Когда героиня Сомерсета Моэма - ведущая прима Джулия Ламберт - решила уничтожить карьеру начинающей актрисы Эвис Крайтон, она не стала чинить ей привычные в театральном мире козни. Зачем тратить силы на чёрную злобу и прочие подсыпания толчёного стекла в туфельки? Более того, мудрая дива допустила мисс Крайтон играть в новой пьесе - вместе с собой. Однако, слушая монолог Эвис, она принялась поигрывать красным платком. В результате «...зрители, как заворожённые, не могли оторвать глаз от красного лоскута». Никому не было дела до щебетания юной дебютантки - все дружно смотрели на Джулию. «Это было концом Эвис Крайтон». Красное всегда завораживает. Это цвет ярости, энергии, силы, воли, победы. Это - цвет жизни. Это - один из цветов власти. Цари, короли, императоры любили красное. Французские аристократы во главе со своими королями носили туфли на красных каблуках. Фирма Christian Louboutin, одевающая самые «дорогостоящие» ножки мира, тоже предлагает изысканным дамам туфельки на красной подошве. Иначе говоря, знай наших! Кстати, о наших. Красный - цвет советской цивилизации, цвет борьбы, цвет энергичного созидания и покорения. «...Так пусть же Красная сжимает властно свой штык мозолистой рукой!» Потому что Белая Армия и Чёрный Барон - это чужое, вражеское и какое-то даже безликое, словно шахматные фигуры.
- Франсуа-Юбер Друэ. Портрет графа де Водрёйль.
Фрагмент.
- Туфельки Christian Louboutin.
- Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV.
Фрагмент.
Красное было всегда. Этим цветом наполнена русская, славянская культура - от вышивок и сарафанов до самого понятия: красный - значит красивый. Красна девица, красно солнышко, лето красное. Не красна изба углами, а красна пирогами. Девчата в красных косынках, с красными бантами на чёрных кожаных куртках... Советской Власти не надо было переделывать название главной площади Красной Империи, она была правильно поименована задолго до того, как по ней зашагали воины РККА и румяные физкультурники. Советской эстетике - красной, яростной, созидающей - была присуща первобытная энергия, языческая радость. Ярые красные сначала смяли лилейно-белых с чёрными баронами, а потом разгромили тёмный, жестоко-циничный и при этом - расчётливый мир коричневых. Красного много в Византии, красного много в Тюдоровской Англии. Это цвет крови, цвет жертвы. Генрих VIII любил огнево-красное - рыжий, неуправляемый человек-чудовище, пожиратель несчастных женщин, распутник и жизнелюбец, палач и жертва. Его дочь, такая же рыжеволосая и такая же страстная, но девственная и тонкая - Бетси - часто в красном, будто бы противопоставляя свой яркий, маскарадный, свободный мир черноте испанской моды. Иван Грозный (в его мире слишком много красного и чёрного) предлагает красной девице (вечной девице!) свою руку и получает отказ!
- Тюдоровский красный.
Красное по золоту, золото на красном - барочный мир Людовика XIV и его роскошной любовницы - мадам де Монтеспан. Рококо - розовый, разбавленный красный, в данном случае - ослабленный. Людовик XV и его двор - в розовом, розовое не боевито, не напористо. Ярая сила Людовика XIV против слабости рокайльного Людовика XV... Красный цвет противопоставляет себя всем остальным цветам - он сознаёт себя главным, основным цветом, ибо он - жизнь и кровь (даже если эта кровь условно считается голубой, аристократической). Иоганн-Вольфганг Гёте говорил, что красный цвет - это грубая энергия. Он «...особенно нравится энергичным, здоровым, грубым людям. Ему радуются дикие народы и дети». А Людовик XIV?! Хотя, великий немец - во многом дитя Галантного Века, когда царили розово-голубые тона, а естественный румянец считался признаком низкого происхожения и презренного физического труда. Василий Кандинский, любя красный цвет, писал о нём так: «...Безгранично тёплый, живая, подвижная, беспокойная краска. В этом кипении и горении наличествует так называемая мужская зрелость». Мужская зрелость - это воля к власти. А женщина в красном? Это знаковое литературное клише. Вся поп-музыка полна всевозможными Ladies in red. Михаил Арцыбашев, создатель однотипно-скабрезной, но очаровательной литературы, любит красное - им проще всего окрашивать мир кратковременных страстей.
- 1 и 3 - русская тема от Ива Сен-Лорана. 1970-е
гг.
- По центру - Дом Dior в Москве. Привёз Ив Сен-Лоран.
Конец 1950-х гг.
«...Это было так красиво и остро. Одна, в красном узком платье с длинным хвостом, ловкая, сильная, изящная и дерзкая, с черными волосами, черными глазами и узкой рукой, затянутой в черную перчатку». Другая...О, та в чём-то бессмысленно-светленьком, вся стыдливо и уныло целомудренная, кисейная, пресная, пухлая. Кутюрье вообще всегда любили и продолжают любить красный цвет. Поль Пуаре - поклонник ориентализма и Русских Балетов - закутывал женщин в беспокойные красные - с жёлтым и фиолетовым - шелка. Ив Сен-Лоран выделял красный цвет, как выделял он всё русское и в своей коллекции 1976 года воскресил память о Баксте, о боярских кафтанах, о византийской роскоши далёкой страны. Сен-Лоран впервые побывал в Советском Союзе, будучи совсем молодым, ещё не вполне самостоятельным, а только лишь главой дома Dior. Его простые, но точно выверенные модели локальных цветов - белого, синего, красного удивили и поразили - ничего лишнего, зато много чистого цвета. А знаменитое платье «Россия» Татьяны Осьмёркиной? 1960-е годы. Советский образ жизни и - советская мода! - вызывают живейший интерес на Западе, ибо русские - это Космос, это социальный оптимизм, это молодость мира. Платье, которое потом покорило подиумы и журналы, изначально шилось для советской топ-модели Регины Збарской, но потом его отдали Милочке Романовской, славянской берёзке.
- По центру - Мила Романовская в платье
«Россия».
- Этнический советский кутюр конца 1960-х гг.
Русское, советское - значит, красное. Маркиз де Кюстин, побывав в николаевской России, отметил красное - Кремль, мундир императора, народные костюмы... Николай I ассоциируется с красным цветом, как и Людовик XIV, как и Сталин - мужская сила и власть, которая может созидать, а может - растаптывать. Красный цвет любили женщины-яппи 1980-х, ибо они брали на себя мужские обязанности и приобретали мужские ухватки. Это был мир сильных, волевых, нецеломудренных бизнес-леди, способных сворачивать горы на работе, а потом выбирать себе мужчин на одну ночь. Ярко, красно окрашенные дивы, предприимчивые авантюристки с могучими плечами и узкими бёдрами. Человека в красном всегда видно, он всегда в центре внимания и в гуще событий. Можно ускользнуть от глаз, будучи в чёрном, в белом, в ярко-синем, но не в красном. Типичный рассказик из глянцевой прессы - тихая и бессмысленно-скромная офис-мышка купила себе по случаю красное платье (или красное бельё), после чего жизнь её расцвела любовными приключениями, ибо красная материя полностью изменила женскую психологию. Из серо-униженной мышки - в красную пантеру, хотя красных пантер не бывает даже в сказках. Но красное бельё - это не только, да и не столько сила половой страсти. Оно даёт энергию телу, всё равно какую - хотя бы и для спорта.
- 1 и 3 - фотографии из журнала 'Burda
Moden'.
- По центру - фотография из журнала
'Работница'.
У красного цвета по сути нет возраста. В красные платьица и пальтишки одевают девочек. Красное бельё и красные брючки выбирают женщины. Красным может быть пальто пожилой леди. Всем нужна энергия огня. Красное греет, иной раз сжигает, как королевская милость. Жить возле красного - это как жить возле трона короля, а короли бывают капризны. Красное - это жизнь, но это и смерть. Это цвет крайностей - гнева и радости, созидания и разрушения. Чего в нём больше не знает никто, потому что красный цвет - самый древний и самый первый, а если верить русскому языку, то ещё и самый красивый.