КВЕНТИН МАССЕЙС. МЕНЯЛЫ (МЕНЯЛА И ЕГО ЖЕНА). 1514
nikonova_alina — 06.11.2023Часть 1.
«…В Амстердаме, на Вормустрат, в доме под названием «Рукомойник», есть его работы маленькая картинка «Менялы», которые занимаются тем, что считают и меняют деньги. Кроме того, в Антверпене и иных местах есть еще много других его картин…» Вот так, всего в одном предложении Карел ван Мандер рассказал об одной самых знаменитых картин художника Квентина Массейса, поистине важнейшем произведении для всего дальнейшего развития нидерландского искусства. Его религиозным композициям, которые сейчас мало кому известны, Ван Мандер уделил гораздо больше внимания, а его знаковую «Безобразную герцогиню» не упомянул вообще.
(посты о картине «Безобразная герцогиня» и ее героине:
и вторая часть:
Зато Мандер довольно подробно описал биографию своего героя, даже представил две версии того, как он стал художником. А история действительно незаурядная. Вообще, Массейс, уроженец города Лёвена, был кузнецом, как и его отец, то есть ремесленником, а это совсем другой цех. Но в возрасте двадцати лет он тяжело заболел и больше не мог работать физически. А между тем он был единственным кормильцем в семье, поскольку его мать к тому времени овдовела. Потом болезнь отступила, но вернуться к своему кузнечному ремеслу Квентин уже не смог. Кто-то из его друзей предложил ему заняться раскрашиванием резных деревянных изображений святых, которые пользовались в то время в Нидерландах большим спросом. Дело пошло и очень скоро Массейс стал одним из самых известных живописцев Лёвена, а позднее перебрался в Амстердам.
Ван Мандер излагает и вторую, гораздо более романтичную версию того, как успешный кузнец стал успешным художником. Якобы Массейс ухаживал за одной девицей, и она на также отвечала ему взаимностью. Однако у него был соперник некий художник и девушка однажды высказала сожаление Массейсу, зачем он не живописец, а кузнец. Так, из любви к своей избраннице он бросил кузнечный молот и взялся за кисть.
Впрочем, Мандер утверждает, что на самом деле обе версии не исключают друг друга, и Квентин Массейс сначала заболел, а потом влюбился и окончательно порвал с кузнечным ремеслом. Интересно, женился ли он потом на своей подруге? Известно, что он был женат дважды, и его первая жена умерла в 1507 году.
Картину «Менялы» Массейс создал в 1514 году. Это был период его творческого расцвета, да и в жизни у него все было хорошо. К тому времени он уже открыл в Антверпене собственную мастерскую, женился во второй раз и у него родились двое сыновей, Ян и Корнелиус, оба впоследствии также стали художниками.
«Меняла и его жена» - это первое в истории нидерландского (и, соответственно, голландского) искусства жанровое произведение. Иногда исследователи пытаются доказать, что «Менялы» всего лишь развивают уже привычную для европейского искусства линию парных портретов, но это всё-таки не так. Несмотря на яркие индивидуальные характеристики персонажей, они не позируют, а представлены в действии, занятые своими делами. Они взаимодействуют друг с другом, не обращая внимания на зрителя.
Профессия менялы была одной из самых распространённых и популярных в Амстердаме на рубеже 14-15 веков, поскольку была жизненно необходима городу с бурно развивающейся международной торговлей. Меняла, по сути, в то время совмещал в себе функции валютного обменника, ломбарда и банка. Он обменивал монеты одной страны на монеты другой, для чего ему были нужны весы, которые стали основным атрибутом и символом его профессии. Массейс дополнительно акцентирует внимание на этой детали, поместив на раме картины надпись «Пусть весы будут верными, а вес точным». Кроме того, меняла мог в качестве залога для ссуды брать от клиентов различные ценности, выполняя функцию, так сказать, кредитного учреждения.
Продолжение следует...