Квадрат (Рубен Эстлунд, 2017): тунеядство по-шведски
sumka_mumi_mamy — 21.08.2018 Моя дочка очень интересуется экономическим устройством мира, и вот мы с ней в очередной раз обсуждали различия между рыночной экономикой и плановой и низкую эффективность труда при социализме, а потом заговорили о тех, кто не работает вовсе.– По справедливости (хотя что такое справедливость?), – сказала я, – государство должно помогать старым, больным, тем, кто действительно не может работать, но на практике в благополучных странах государство обычно помогает и бездельникам, потому что для общества в целом лучше, чтобы бездельник весь день пил пиво, уставившись в телевизор, а не шел воровать на улицу.
– Но ведь это ужасно скучно – не работать, – удивилась дочка.
А как раз накануне мы посмотрели шведский фильм «Квадрат», который умудрился получить Золотую пальмовую ветвь в Каннах, приз торонтских кинокритиков и кучу других наград, и меня, конечно, удивило это обилие призов, потому что шедевром он мне не показался. Как и «Форс мажор», предыдущий фильм того же режиссера, он поначалу захватывает, а потом медленно катится под гору без внятной развязки. Тем не менее, смотреть его было интересно, и затрагивает он именно тему тунеядства и социализма.
«Квадрат» – это сплошной гротеск, пародия, социальная сатира, но реальный мир год от года абсурднее, и грань между пародией и оригиналом пугающе размыта. Главный герой работает куратором Музея современного искусства. С первых же кадров мы погружаемся в благостную шведскую обыденность, ту самую, которая в «Уве» показана с парадной стороны, а здесь – с изнанки. Все безгранично терпимы и доброжелательны. Пожилой отец приносит на деловую встречу орущего младенца. На открытие выставки кто-то из гостей приводит родственника с синдромом Туретта в тяжелой форме, который выкрикивает непристойности до тех пор, пока художник не замолкает. В утренней толпе бездельников и попрошаек больше, чем тех, кто спешит на работу. Герой поначалу относится ко всему с юмором. Когда попрошайка в кафе приказным тоном требует купить ей сэндвич без лука, он протягивает ей обычный со словами: «Лук достанешь сама».
Однако постепенно абсурд затягивает и опустошает его. Цепь мелких событий подобна горному обвалу. У героя крадут кошелек и мобильник. Обнаружив его примерное местоположение, он отправляет угрожающие записки всем жильцам высотного дома в неблагополучном квартале. Вещи возвращают. Мальчишка-эмигрант из этого дома, в свою очередь, скандалит и угрожает герою. Тем временем, нанятое музеем рекламное агентство, желая привлечь интерес к бездарной выставке «Квадрат», посвященной человеколюбию, снимает кровавый провокационной ролик. Герой, озабоченный личными проблемами, не глядя, одобряет эту пошлость и, шаг за шагом, уступает варварам. Спит с неумной, навязчивой журналисткой, потому что отказать неудобно – возможно, это самая нелепая интимная сцена в современном кино. Берет на себя вину за дурацкий ролик. Тащит маленьких дочек в неблагополучный квартал извиняться перед мальчишкой-скандалистом. Он, как представитель цивилизованного мира, мира искусства, во всем и перед всеми виноват. Впрочем, цивилизованность этого мира тоже условна: в Музее выставляются кучки гравия, а высокопарные особы, создающие, воспевающие и курирующие современное искусство, по сути, такие же тунеядцы на шее у налогоплательщика. Квадрат замкнулся.
https://bit.ly/2SS4Cg4
"Ласточка", или как новичку с нуля начать зарабатывать от 7000 рублей в день!
Гарантия возврата денег.