Кузьменков о погорелой пустоши

топ 100 блогов yu_sinilga12.03.2021 Ответ зоила из Нижнего Тагила в электронном журнале "Камертон" (отрывки):

Елена Погорелая помянула меня... незлым, тихим словом. Вступилась за девичью честь Марины Степновой, цинично поруганную мной во «Саду» ли, в огороде.
NB: разум возмущенный вскипел задним числом, месяца этак через три после злодеяния. Опять же в силу профессионального цинизма я не слишком верю в запоздалые прекрасные порывы. А потому решил: с продажами у «Сада» не все гладко. Предложения интернет-магазинов подтвердили: пациент скорее мертв, чем жив. «Лабиринт» снизил цену с 711 рублей до 555, WildBerries – c 686 до 548. И даже «Литрес» уценил электронную книжку с 329 рублей до 197. Базар цену скажет.

«РЕШка» разнообразием маркетинговых ходов никогда не отличалась. Лет десять назад публика уж и думать забыла про «Цветочный крест», а Топоров надрывался, раздувая угасший скандал вокруг Колядиной. Узнаете брата Колю?
С одной стороны, публикация Погорелой – недурной повод потолковать и о современной исторической прозе вообще, и о степновской в частности. Но с другой, конечно, солдат ребенка не обидит. Вы не бойтесь, Елена Алексеевна, я вас не больно зарежу...

...Переходим к самой интересной части программы – ко мне, любимому: «Достойна восхищения непоколебимая уверенность, с которой А. Кузьменков утверждает, что роман о XIX веке должен быть написан языком XIX века, а роман о XVI веке – соответственно, языком XVI века».
Так я, любезная барышня, в отличие от вас, не только Степнову читал. Но и Хайдеггера: «Язык есть дом бытия, он есть способ события, его мелодия». Кроме того, классику жанра недурно знаю: «Петра Первого», «Гулящих людей», «Восковую персону». Потому и убедился, что реалии любой эпохи требуют адекватной лексики. В противном случае на выходе получится «Цветочный крест»: «Иисус Христос накормил тучу хавальщиков». Елена Алексеевна, не слышу аплодисментов! – ведь шедевр стиля, так?

«И чтобы никаких пластиковых бутылок в средневековом лесу не стояло!» – критикесса, типа, иронизирует. Скажу, однако, вполне серьезно: у Водолазкина анахронизмы иллюстрировали его любимую и единственную на все случаи жизни идею о «вневременном-всевременном». Что у Степновой иллюстрируют цитаты из Дрюона или Набокова – право, не знаю. Думаю, и сама она не знает.

Е.П. подводит промежуточные итоги – историческая проза, написанная по канонам жанра, на фиг никому не нужна: «Непонятно, правда, в чем будет ценность подобного текста: для чтения о XIX веке у нас есть Толстой, Достоевский, Чехов». Елена Алексеевна, а вы поинтересуйтесь у Прилепина, на кой черт он скомпилировал «Обитель» из вороха соловецких мемуаров, не утруждая себя даже перестановкой слов в раскавыченных цитатах? – ведь первоисточники не только общеизвестны, но и общедоступны. На кой нужен ваш любезный Иванов с его дурной этнофэнтезятиной, если о манси со знанием дела писал Юван Шесталов? И не забудьте спросить подруганку-попуганку Ганиеву, кому и зачем понадобилось ее полуграмотное «Лиличество»? – то же самое, только раньше и лучше, сделали Янгфельдт да Катанян-младший с Ваксбергом.

...Здесь можно было бы ставить точку, да наша барышня хочут образованность показать и говорят об непонятном: «Постмодернизм не предполагает противостояния. Он предполагает пародию. Образы “Сада” при всей их глубокой лиричности явственно пародийны».

Ага. А смеяться, сами понимаете, после слова «лопата». Вообще-то, в постмодернизме, если не ошибаюсь, 17 взаимоисключающих определений пародии. Роуз, правда, делит их на позднемодернистские и постмодернистские, да хрен редьки не слаще. Ну, и каким аршином Степнову мерить будем – нигилистичным, псевдотрансгрессивным или метафикциональным? Сдается мне, тут ко двору будет Деррида: пародия – невладение материалом. Или Хасан: пародия – безумие. Ибо Степнова если и пародийна, то неумышленно, по железобетонному незнанию матчасти. Здоровый ребенок, рожденный после интенсивного маточного кровотечения, – это откровенная пародия. И охота на птицу с гончаком – пародия, с ним на зайца ходят. Про быка, ободранного заживо, молчу – здесь комментировать нечего. Что до безумия, то и его более чем достаточно – в виде стилистических красот: «мозглые ноги», «перешагивая через чужие фекальные залпы», «густая вода»…

Однако Погорелую такие мелочи не беспокоят, – нашла единомышленницу, которой тоже страсть как хочется потолковать о высоком: «Права М. Кучерская: “Материал, из которого Марина Степнова творит свои небо и землю, Адама, Еву, их сыновей и дочек, – русская культурная мифология. Это мифы. Об уездной усадьбе, о помещичьем саде, о психопате на троне, о русском бунте. На выходе же получается разрушение их, этих мифов”».

...Девушки, вы там вдвоем пелевинских грибочков не кушали? Сырьем для «Сада» послужила не русская, но антирусская мифология. Мифы о праздных помещиках, которые если чем занимались, то бессмысленным и беспощадным обустройством сада. Об императоре, который во время холеры с перепугу замарал подштанники и «замуровался заживо в Петергофе». О грязном и тупом народе сплошь из «гоминидов первобытных».

А ничего, что прототипы князей Борятинских создали у себя в имении отлаженное многопрофильное сельхозпредприятие с тремя заводами – маслобойным, винокуренным и конным? А ничего, что Барятинские построили в деревне школу, больницу и проложили железнодорожную ветку?
Государя Николая I Павловича можно упрекнуть в чем угодно, но не в робости: 29 сентября 1830-го прибыл в холерную Москву и предотвратил тем самым бунт, а 23 июня 1831-го на Сенной площади в Питере остановил разъяренную толпу.
Что до народа… Архитекторы Воронихин и Семенов, металлург Бадаев, изобретатели Черепановы, художники Тропинин и Кипренский, цвет русского предпринимательства: Ландрин, Смирновы, Елисеевы, Морозовы, Столетов – гоминиды, значит?.. Ну-ну.

Вот теперь, думаю, тема исчерпана. Да, Елена Алексеевна, просьба к вам напоследок: передайте Шубиной, пусть в следующий раз кого посерьезнее присылает, а не жертву ЕГЭ.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ.

Кузьменков о погорелой пустоши

Погорелая — тот афедрон, что слева.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! У кого как, а у меня сегодня нежданный выходной! Посоветуйте грибные места по Гостилицкому шоссе. Пожалуйста, с подробным описанием подъезда. Не джип. Заранее благодарен. ...
П омнится был в Испании в монастыре на высоте 725 м над уровнем моря в честь Монсерратской мадонны. Были мы там в мае 2013 года. Монсеррат ... не Кабалье... Мадонна черная, дерево почему-то почернело. У нее в руке шарик, его нужно покрутить и попросить о чем-то. ...
Показательный урок православной софистики и демагогии дает доктор богословия, протоиерей Вячеслав Рубский. Беседует он с православной девушкой Елизаветой Иваньковой ( Вк , Ин ). В ходе беседы, протоиерей Вячеслав несколько раз предлагал Лизе, чтобы она переписала на него всё своё ...
Барабанная дробь, встречаем нового главного редактора "Таганрогской правды"! Ирэна Первутинская, 23 года на фото справа: Страница вконтактике  (пока не удалена) Предвижу множество лулзов в самом ближайшем будущем. АПД Мне сказали, что ...
На фото: вырезка из газеты «Правда» (от 11 июня 1937 года) с заметкой о передвижке жилого дома в Москве на Садовнической улице. Разбуди любого любителя советской старины и спроси у него грозно: «За что любишь СССР?» и тот в ответ без запинки извергнет в окружающее пространство ...