Кушмангорт и Бондюг
zizis — 08.02.2013
Где-то на северо-западе от Чердыни есть несколько небольших
деревень. А где-то и нет уже деревень, а остались только
церкви.
Небольшой зимний пост про эти места.
01.
Как и во всем Чердынском районе тут много лесовозок и
колоний-поселений. Поселок Кушмангорт (ударение на второй слог)
образовался в 80-х на берегу Камы и так же является
колонией.
02.
Когда-то почти на этом же месте была одноименная деревня. Но
следов от домов не осталось, стоит только одинокая церковь
Тихвинской иконы божьей матери.
03.
Церковь 1779 года постройки, состояние плохое, но стены целы и
без трещин.
04.
Внутри привычная картина, фресок не сохранилось.
05.
Видны следы работ по отбивке штукатурки. То ли собирались
реставрировать, то ли для других каких нужд. Не понятно, больше
следов восстановления нет.
06.
Кто-то ходит сюда молиться. Ближайшая жилая деревня в семи
километрах, церковь стоит не на дороге.
07.
Нам повезло с погодой. После нескольких хмурых серых дней
именно в Чердыни выглянуло солнце.
08.
Где-то тут стояли дома, ходили по улицам люди… Жителей
перевезли в Пильву в 60-х, туда же идет одна из самых крупных
действующих узкоколеек в России.
09.
Мы едем еще немного на запад, к следующей точке.
10.
Медведь Михеич символ охраны лесов России сопровождал нас в
течение всей поездки.
11.
Крестовождвиженская церковь в крупном селе Бондюг почти на сто
лет моложе кушмангортской.
12.
Само село стоит на этом месте более четырехсот лет и
практически всегда было местным центром.
13.
И до образования села на этих землях жили люди. На берегу Камы
сохранились стоянки людей эпохи мезолита и каменного века, селище
IX-XIII веков.
14.
Возле церкви стоит крест, якобы копия стоявшего тут же креста в
память о святом Стефане Пермском. Якобы в этом месте он переплыл
Каму на большом камне. Но историки говорят, что Стефан не дошел до
Великой Перми, а проповедовал в районе Вычегды и Сысолы.
15.
А в этих местах в XV веке хозяйничал печально известный своей
жестокостью епископ Иона. Как и везде на Руси до прихода
христианства, в этих местах люди жили в язычестве. Чердынь была
столицей Великой Перми и первую попытку «крестити ко святей вере
чердынцев» в 1455 году предпринял епископ Питирим. Что-то там у
него пошло не так и его убили манси.
Иона не стал повторять ошибку предшественника и не стал
церемониться с местными. В 1462 году он пришел на эти земли с огнем
и мечом, вырубил священные рощи, сжег кумирни и основал первый на
Западном Урале монастырь с церковью Иоанна Богослова.
16.
Естественно, местным жителям не понравился столь радикальный
подход и тогдашнему завоевателю этих земель московскому воеводе
Федору Пестрому пришлось на целых 60 лет перенести столицу из
языческой Чердыни на новое место — в более спокойную Покчу.
Уникальная для православия пермская деревянная церковная скульптура
является отголоском тех времен и свидетельствует о компромиссах, на
которые приходилось тогда идти церкви.
До недавнего времени рядом с церковью в Бондюге росли многовековые
кедры, часть священнной языческой рощи. После установки «копии»
креста их вырубили.
Оригинал размещен на сайте Tadahii zizis'.
|
</> |