Курсы читательской квалификации

Литературное сообщество всегда живёт скандалами. Метаболизм у него такой: даже если выдать каждому заслуженному литератору все мыслимые почести, обласкать тиражами и гонорарами, премиями да сладкими рецензиями - бурные, скажем так, полемики никуда не денутся. А на что способны обиженные художники, можно убедиться, прочитав обсуждения любой из вышедших недавно книг.
Спасибо Леониду Каганову за пост, в котором перечислены основные источники недавней демонстрации упомянутого метаболизма. Если вам в принципе интересны подробности, послушайте собственно выступление г-жи Юзефович, ну или прочтите его транскрипт.
Дьявол кроется в деталях. Обратите внимание (в районе временного кода 2:45, какой интонацией выделяется словосочетание "нормальную литературу").
Ну и далее, вновь цитируя г-жу критика: "То есть, грубо говоря, для обычного читателя достоинством часто является то, что для читателя фантастики является недостатком." И так далее по всему тексту.
Что получается? Некий конкретный критик, в рамках своего ограниченного (по словам самой же критика) знакомства с предметом, делает некие выводы, привирая по части фактического материала (о ляпах г-жи Юзефович по части тиражей уже сказано). Ну сел критик в лужу, обычное дело - в полемическом задоре чего только не скажешь.
Для меня главный её спорный аргумент - что, цитируя доклад, "количество читателей сокращается, но оно сокращается за счёт тех, грубо говоря, кого не жалко". Т.е. г-же Юзефович видно, как наяву, что перестают читать именно те, кто читает самый мусор, и что пропажа этих читателей для культурного процесса не страшна. Интересно, откуда у неё такие достоверные данные? Я могу внести в этот текст фантастическое допущение "г-жа Юзефович поговорила с каждым читателем глазами русскоязычной литературы, и получила полное представление о качестве того, что он(а,и) читает", но это уже будет совсем не научная фантастика.
Дорогие мои гг. литераторы и их ближайшее окружение (издатели, критики и т.д.)! Читатель важен любой. То, что читателей книг (в т.ч. электронных) стало меньше и численность продолжает уменьшаться - объективный факт (хотя бы в этом сходятся все аналитики со всех сторон). И не время с умным видом говорить, кого жалко, а кого нет. Сама культура чтения перестаёт быть обязательной для человека. Много ли вы видите читающей молодёжи? И под "читать" я не имею в виду комментарии в социальных сетях, все эти Твиттеры и прочие суррогаты человеческого общения.
Ну и, ещё одна цитата: "Но если амбиции простираются чуть дальше (десяти тысяч преданных читателей - К.Б.), то надо думать о, грубо говоря, обо мне, а для меня важны другие вещи."
Так вот, ни черта подобного. Начнёт писатель думать о критике (в общем смысле, не о конкретном представителе цеха Белинского) - и ровно так же будет прогибаться под сиюминутность и ограниченность восприятия культуры.
Книгоиздание - это бизнес. Воспринимайте иронически, если гг. издатели начинают говорить о своём вкладе в культуру. Их это волнует если не в последнюю, то в предпоследнюю очередь. Иначе бы книжные полки в магазинах были бы забиты не тем шлаком и токсичными отходами, что сейчас, а чем-то достойным.
Вся беда в том, что "хорошесть" книги нельзя оценить здесь и сейчас. Никакие привычные метрики, никакая, простите, фаллометрия (тиражи, гонорары, места в рейтингах) не отражают действительного влияния книги на читателя. Узнать о подлинном качестве книги можно только на временном интервале, далеко уходящем за среднюю продолжительность жизни человека.
...Во всей этой, простите, полемике в Интернетах вокруг упомянутого доклада я не увидел свидетельства того, что упомянутый доклад действительно знаковый, этапный и объективный. Наблюдаю совершенно естественную реакцию - срач, простите - после удачно вброшенной лопаты сугубо частной, ограниченной и не оперирующей действительными числами оценки. Только и всего. Как-то я не подозревал о существовании г-жи Юзефович до этого момента, и смогу, ручаюсь, игнорировать её существование и после.
Хвала Интернету, сейчас стало проще находить действительно интересные книги (покупать то, что продаётся; читать за так, что автор отдаёт за так). И коль скоро с бумажной художественной литературой действительно швах (ни по цене, ни по качеству эта литература в большинстве своём не имеет шансов стать классикой), есть ещё электронная. И хотя бы с её помощью надо спасать угасающую культуру чтения.
Главное, чтобы гг. политики и чиновники не вмешались в этот процесс. Литературный процесс всё ещё происходит, и неравнодушных в нём действительно много. Ну а указанный доклад следует послушать (или прочесть), пожать плечами и двигаться дальше.
Ибо ничего ценного или хотя бы опасного для современного состояния литературы там, по моему скромному и ограниченному мнению, не наблюдается.
Для тех, кто в танке: всё вышесказанное есть моё частное, сугубо личное, несомненно ограниченное и т.д. мнение. “Извините, если кого обидел”.
|
</> |
https://bit.ly/2IENXIe
Вечный заработок на хостингах от 120 000 рублей в месяц. Пакет "Базовый"
Гарантия возврата денег.