КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

топ 100 блогов Любовь Лежанина15.05.2011 Сегодня мы заканчиваем учебу по первой части курса рисования на швейной машине, а точнее по декоративному рисованию. Мы прошли с вами большой путь, вместе узнали много нового, многому научились. Какие- то приемы, наверняка, вам полюбились и они будут присутствовать в ваших будущих произведениях, другие- пройдут только в качестве учебного материала для совершенствования ваших навыков в свободной художественной стежке. Но, тем не менее, мне кажется, что время мы с вами провели с пользой и занимались с большим интересом. За всё это я очень благодарна всем своим ученицам – и курсанткам, и аспиранткам. 
Учеба наша для желающих продолжится через 5 месяцев, в ноябре. О дате начала учебы как на БАЗОВОМ КУРСЕ СХМС , так и на КУРСЕ РШМ я сообщу особо. 
Но прежде чем уйти на долгожданные летние каникулы, я хочу чтобы мы с вами ещё немного позанимались . А поговорим мы с вами сегодня о СХ- КАЛЛИГРАФИИ. То есть, мы будем с вами учиться писать на квилте, украшать надписями свои работы.
Если у вас есть какие-то книги по орнаментам, то вы , наверно, обратили внимание, что БУКВЕННЫЙ ОРНАМЕНТ , практически всегда присутствует во всех стилях и направлениях орнаментального искусства, наравне с изображением цветов, плодов , листьев и т.д. Очень часто используют буквы в своих работах вышивальщицы ( фото 1,2,3)
Фото 1

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
Фото2

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Фото 3
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
Это один из самых сложных видов орнамента, т.к. помимо «красивости» , тут всегда должна присутствовать « узнаваемость и читаемость». Кроме того, в надписях к квилтам должна быть заложена какая-то важная мысль: что-то, что сделает вашу работу более значимой и более понятной.
ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ 
Очень часто в орнаментах, в том числе и на квилтах, пишут одну или несколько заглавных букв , например свои инициалы , первую букву какого-то слова. ( фото 4,5, 6) 
Фото 4

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Фото 5
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
Фото 6
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Мне очень нравятся квилты- алфавиты ( это ещё одна моя пока неосуществимая мечта) ( фото 7). 

Фото 7
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
Эта буква ( или буквы) должны по внешнему виду соответствовать всем другим элементам вашей работы. Например, при создании традиционного русского квилта вы используете буквы , взятые из исторического русского буквенного орнамента. А если ваша работа – это современная абстрактная тема, то надпись должна быть выполнена в современной манере и т.д.
Разновидностью изображения заглавных букв является монограмма . Слово «монограмма» имеет двоякое значение: во-первых, оно обозначает условный знак, заменяющий подпись; во-вторых, сплетенные в виде вензеля начальные буквы имени или фамилии. Исходя из этого, все монограммы составляются из сочетания букв или из одной буквы.
Обычно эти буквы достаточно большие по размеру, поэтому возможностей для их изображения у вас предостаточно : трапунто, аппликация- трапунто, шадоу-трапунто, просто аппликация со стежкой , стежка зигзагом и т.д. Стежку можно использовать абсолютно любую . И приемы, которые мы с вами уже изучили на КУРСЕ РШМ вполне подойдут и для буквенного орнамента .
Мои примеры : 
1)Заглавные буквы имен «ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ» в моем одноименном панно (фото 8 ,9 ) Буквы «В», «Н», «Л» выполнены в русском стиле, методом аппликации- трапунто с открытыми срезами, заполнены покрывной стежкой и окантованы зигзагом на свободном ходу. Фоном послужила лоскутная сборка.
Фото 8

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Фото 9
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
2)Заглавные буквы моего имени и фамилии в небольшом квилтике – монограмме ( пока использую его как свою эмблемку для персональных выставок, а потом сделаю из него себе подушечку). Выполнены буквы в моем любимом стиле «МОДЕРН», методом аппликации - трапунто с закрытыми срезами и выстеганы покрывной стежкой, переходящей в ленточную. В качестве фона использован фантазийный ажур из второго урока ( фото 10,11 )
Фото 10

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Фото 11
КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ


ТЕКСТЫ
Вы можете украсить свою работу каким-то небольшим текстовым сообщением : пословица, строка из песни или стихотворения или просто какое-то слово вполне подойдут для этого. ( фото 12 ) 
Фото 12

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Можно писать как печатными буквами, так и письменными. Письменные буквы , как мне кажется , строчить значительно легче, т.к. сохраняется наш принцип свободной стежки- её непрерывность ( я сначала прохожу строчкой до конца слова, а потом возвращаюсь уже по написанному к тому месту, откуда начинала).
Печатные буквы я тоже пишу непрерывно. Но при этом сам контур буквы я обвожу 2-3 раза, а их соединение ( по линии, на которой эти буквы стоят) – всего один раз. Это внутри слова. А отдельные слова всё-таки лучше выполнять отдельной , завершенной стежкой.
Для написания букв мы используем как прямую строчку, так и зигзаг на свободном ходу ( фото 13)
Фото 13

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Величина букв может быть самой различной, но нижний предел у меня составил 5 мм. При более мелком шрифте возможность прочесть его становится всё более нереальной.
Для текста я обычно расчерчиваю квилт. Так как практически всегда мы с вами ограничены пространством, на котором будет располагаться наша надпись, лучше всего сделать бумажный черновик точно такой же величины и прописать там ваш будущий текст, чтобы наиболее рационально расположить слова. Уже на квилте я сначала делаю надпись смывающимся маркером, а потом уже его превращаю в стежку. ( фото 14 ) Поле вокруг надписи покрываю какой-нибудь незаметной покрывной стежкой.
Фото 14

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

В качестве тренировки на черновике вы можете делать надписи без какой- либо предварительной карандашной наметки ( фото 15).
Фото 15

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

Когда у вас уже выработается свой «стеганый почерк» и при условии, что нет каких-то особых ограничений по площади- вы сможете делать надпись на готовой работе уже без всякой предварительной прорисовки.

ПАСПОРТ К КВИЛТУ
Точно так же мы с вами можем оформить и ПАСПОРТ к готовым квилтам, выставочным панно.
Паспорт располагается обычно в правом нижнем углу и включает в себя следующую информацию:
1.Фамилия, имя , отчество автора
2.Название работы и вид изделия ( панно, например)
3.Год исполнения и место исполнения.
4.Размеры работы
5.Материалы
6.Техника исполнения
7.Телефон
8.Номинация ( это требование в конкурсах журнала «Чудесные мгновения»)
Если расположить на паспорте все эти данные , выстрочить буквы достаточной величины для того, чтобы их можно легко прочесть и вам легко написать – строченый паспорт имеет средние размеры 15-17 х 20-25 см. Согласитесь, достаточно большой. Поэтому, на миниквилтики советую делать обычные паспорта, подписанные фломастером или шариковой ручкой.Для изготовления паспорта я беру однотонную ткань , подходящую по цвету изнанке квилта ( это может быть та же ткань, что использована на изнанке или другая, наоборот контрастная ткань), дублирую её прокладкой . В качестве прокладки чаще всего использую плотный дублирин с клеевым покрытием ( обычно им укрепляют воротники, пояса ; я также пользуюсь им для изготовления открыток). Сначала приклеиваю дублирин, а уже затем наношу маркером будущую надпись.

МИНИМОНОГРАММА
И ещё, к чему я вас призываю в конце нашего учебного года – это разработать свою минимонограмму ( ММ) ( клеймо) или декоративную подпись для ваших квилтов. Это очень стильно , когда красиво простеганный квилт красиво подписан вашими инициалами. ММ я обычно ставлю после того, как работа уже полностью простегана и выравнены края . Располагаю я свою подпись в правом нижнем углу, отступив от края примерно по 1,5-2,5 см 
Мои примеры :
1.Надпись на мини-квилтике по первому уроку КУРСА РШМ ( зентанглы). Текст написан СХ- зигзагом . Величина букв 1,5-1,2 см.( фото 16 )
Фото 16

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

2.Паспорт для  панно ( фото 17 ) Величина паспорта 17 х 23 см.
Фото 17

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

3.Этикетка для киоска  клуба «СУНДУЧОК» ( фото 18 ) Размер 17 х 22 см. 
Фото 18

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ

4.«Минимонограмма» на моих работах - фото ( фото 19) Моя ММ изображает также две буквы Л.
Фото 19

КУРС РШМ, УРОК ПЯТЫЙ . СХ-КАЛЛИГРАФИЯ
 На этом я заканчиваю наш последний урок. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .
1 Выполнить одну надпись заглавными буквами ( или буквой), используя какие-то ваши предыдущие заготовки в качестве фона ( на полностью готовой работе делать надписи чревато- может очень стянуться фон. Но ММ сделать можно).
2. Выполнить одну текстовую надпись ( можно оформить паспорт к работе).
3. Разработать своё «ММ» и подписать им работы.

Впереди у нас ещё подведение итогов за четвертый и пятый урок.
А пока – НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ !!!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
За последнюю неделю жизнь в городе Киев ничем особенным не выделялась: также ходили трамваи, работали коммунальщики, зарплату выдавали всю и в срок. Вообще всё это отдаёт каким-то сюрреализмом. В интернете и СМИ война, на улице же - весна. Погода действительно хорошая и умиротворённая. ...
Опять благодарю жежешных жителей! Олю и Наташу за сыр и КСЮШУ за крекеры Сыра делала пол порции и получила такой результат,какой и ожидала:нежный,яичный,чуть сладковатый, жирный,домашний сыр! Поле для вкусовых экспериментов! Такой сыр ...
тут ниже видео выкладывали вроде бы чоткий чувак и должен всех рвать, участвуя в различных соревнованиях. Dakar 2014 или вот, например: ...
Вице-президент канадской волонтёрской организации Children's Freedom for Future пожаловался на офис Зеленского, чьи сотрудники пытались выманить через него 400 тысяч евро отката, якобы на помощь детям-сиротам. По информации Mash, вице-премьер Ким Цой дважды ездил на Украину, чтобы ...
Интересно, что делают домохозяйки, когда дети вырастают, и отмазки заканчиваются? Каждый день моют окна, стирают одеяла и готовят на себя и мужа свежий обед из восьми блюд? Или ждут внуков, чтобы снова наполнить жизнь привычным смыслом? Или? Posted ...