Курортный сезон в Крыму: Симферополь и Керчь
varlamov.ru — 16.07.2020Симферополь и Керчь – крупнейшие города Крыма. Эти два города можно назвать воротами полуострова. В Симферополь вы прилетаете на самолёте, а Керчь встречает вас сразу после Крымского моста. Симферополь – столица, Керчь – крупный порт. Оба города совершенно не заслуживают внимания. Я бы даже советовал пропустить их, чтобы не портить впечатление от Крыма. Хотя, чтобы не портить впечатление от Крыма, надо пропускать почти всё, чего коснулась рука человека.
Привычных агрегаторов такси в Крыму нет из-за санкций, поэтому для таксистов тут рай. Это в России (а в Крыму про большую землю часто так и говорят – "в России" или "на материке") охреневшие таксисты с каждым годом встречаются всё реже и реже. В Крыму всё иначе. В аэропорту или в Симферополе есть местный агрегатор, и такси можно вызвать через приложение. А вот в остальных городах искать машину надо самостоятельно. И тут всё зависит от вашего умения торговаться.
Поездка из аэропорта Симферополя до центра города стоит 500 рублей. По городу цены примерно как у московских агрегаторов. Мне надо вызвать машину к дому бабушки. Таксист долго не может подъехать по адресу, хотя я в приложении указал конкретную точку. Созваниваемся, он начинает называть мне какие-то названия магазинов, но я не местный и не понимаю. Прошу подъехать его по указанному адресу. Таксист нервничает, я вижу, как он катается кругами, в итоге отлавливаю его на перекрёстке.
— Зачем вы мне сказали, что вы на этой улице, когда вы не там? — молодой татарин за рулём начинает сразу атаковать
— Я указал адрес, я вообще не местный и не знаю ваших названий, могли бы сразу подъехать на точку, — я зачем-то начинаю оправдываться.
— Я два круга сделал! — ругается таксист.
— Вы сейчас что хотите? К чему этот спор? Я могу выйти и взять другое такси.
— Да ладно, братуха, расслабься, всё хорошо! — таксист моментально меняет настроение, словно переключился какой-то тумблер в его голове. Он расплывается в улыбке и начинает играть роль моего лучшего друга.
Машина быстро едет по узким улочкам Симферополя, навигатора у водителя нет, он зачем-то петляет огородами, пока не упирается в глухую пробку.
— Вот чёрт! Я хотел срезать, откуда тут эта пробка? — ругается таксист. Я открываю навигатор и вижу глухую пробку до перекрёстка: впереди ремонт дороги и сужение. Если бы таксист изначально проложил маршрут по навигатору, а не петлял огородами, мы бы не встряли. Но есть такой тип водителей, которые считают, что навигаторы врут, а их козьи тропы короче и быстрее.
— Ладно, не нервничай, я сейчас пробку по встречке объеду!
На этом месте я действительно начинаю нервничать. С одной стороны, нести ответственность за действия таксиста не собираюсь. С другой, позволять водителю ехать по встречке тоже не хочется. Я уже собирался протестовать против таких манёвров, как на встречке оказался КамАЗ, собравший длинную колонну легковушек. Водитель понял, что наебать систему не получится, выругался себе под нос, развернулся и поехал искать новый путь.
В какой-то момент дорога под колёсами машины закончилась и началась грунтовка частного сектора
— О, снимай дорогу! Снимай, пусть Путин видит, какие у нас дороги, и денег даст! — таксист решил воспользоваться тем, что у меня в руках камера.
Пока я включал камеру и настраивал кадр, убитая дорога закончилась и началось обычное ровное шоссе.
— Так, вот это уже хорошая дорога, её снимать не надо, а то люди увидят хорошую дорогу и сразу поедут к нам!
01. От Керчи до Севастополя практически достроили отличную трассу "Таврида". По две полосы в каждую сторону, разделитель, развязки и никаких светофоров. Не знаю, как сейчас, но ещё пару недель назад открыта была только половина дороги. На участке от Керчи до Симферополя готовность визуально процентов на 90, до Севастополя ещё есть неготовые участки, думаю, там ещё полгода повозятся. Трасса "Таврида" – один из федеральных подарков Крыму наравне с новеньким аэропортом и мостом.
02. Начнём с Симферополя. Про него я уже много писал, изменений тут почти не заметно. Центральные улицы, на мой взгляд, не совсем удачно реконструировали. Уложили цветную плиточку с узорами, которая совершенно не сочетается с архитектурой этих улиц.
03. С другой стороны, архитектуры почти не видно.
04. Деревья слишком маленькие и густые. Опять же, всему своё место, и на подобной улице надо подбирать такие деревья, чтобы они не закрывали фасады. Когда эти пышные клены, напоминающие мою причёску, разрастутся, они совсем всё скроют. Мне кажется, этой улице больше подошли бы платаны.
05. Приствольная решётка и автополив
06. Центр Симферополя так и не вычистили от неуместной рекламы.
07. И самостроя.
08. Идёшь по городу и совершенно не понимаешь, где ты. На рынке? В центре исторического города? На окраине спальника?
09. Редкие здания сохранились в первозданном виде, с оригинальными деревянными рамами и дверями, с чистыми фасадами.
10. Правило делать вывески на государственных учреждениях с кучей лишней информации уродует наши города. Вот стоит дворец бракосочетания – всем всё понятно, но нет, на старую дверь надо было прибить несколько золотых табличек с бессмысленной писаниной, которой место на официальном бланке и в бухгалтерских реквизитах, но никак не на фасаде.
11. Деревья высадили совсем случайно.
12. Наверху ещё сохранились оригинальные рамы, внизу уже убогий пластик.
13. Сегодня невозможно себе представить, чтобы в общественное здание кто-то поставил такую дверь.
14. Красота!
15. Но в целом центр Симферополя выглядит так:
16. Дёшево и убого.
17. Ребята не определились, вьетнамская они кухня или всё же китайская.
18. Когда-то здесь был фонтан. Я понимаю, что ворчу как старый дед, но всё время, когда видишь остатки благоустройства, сохранившиеся ещё с советских времён, удивляешься, насколько всё качественно было сделано. У нас сейчас общественные пространства начинают разваливаться на следующий год, а то, что было сделано 50 лет назад, стоит почти как новое: подкрасить, почистить – и можно запускать.
19.
20. Интересно, сколько людей в год пользуется этими телефонами? Вы вообще знаете, где покупать телефонные карты? У вас есть мелочь, чтобы позвонить?
21. Из хорошего – отремонтировали наконец набережные реки Салгир.
22. Установили новые фонари, вернули оградку на место, сделали хорошую плиточку.
23. Я и не думал, что доживу до этого. Последние 20 лет тут всё было разбито.
Раньше было так:
24. Гагаринский парк тоже немного отремонтировали, но совсем без души. Деревьев стало меньше, ни о каком современном благоустройстве и речи нет.
25. А вот обычные тротуары как были разбиты последние 30 лет, так и остаются. Асфальта совсем нет.
26. Ну, хватит о грустном. Давайте в Керчь переместимся. Сегодня Керчь – сухопутные ворота в Крым. Два года назад открыли Крымский мост, и теперь на полуостров можно попасть со стороны Краснодарского края. С удивлением узнал, что существуют железнодорожные маршруты с пересадкой в Краснодаре. То есть ты не сам планируешь стыковку, а тебе прямо РЖД её предлагает. Возникает вопрос, зачем вообще пользоваться поездами, если ехать больше суток, да ещё и надо пересаживаться с одного на другой.
Керчь – большой порт и судостроительный центр. Одно из градообразующих предприятий – судостроительный и судоремонтный завод "Залив", который работает с 1930-х годов. На нём производятся как гражданские, так и военные корабли. В мае этого года рабочим урезали зарплаты на 40-50%, так что с завода стали увольняться рабочие. Сегодня туда должен был приехать Путин, чтобы заложить российский аналог вертолётоносца "Мистраль", но визит президента перенесли на другую дату, а с ним и всю церемонию.
Помимо судостроительного в Керчи есть завод, который производит стрелочные переводы для трамвайных путей. Самого трамвая при этом в городе нет. Он существовал с 1935 по 1941 год, но после войны его решили не восстанавливать.
Зато в Керчи есть троллейбус! Он уникален тем, что его открыли относительно недавно, в 2004 году, едва ли не по личному приказу Кучмы. Это один из редких примеров создания новой системы электротранспорта после распада СССР. Я так сразу и не вспомню, где ещё на постсоветском пространстве такое было, на ум только питерский "Чижик" приходит. Правда, у керченского троллейбуса работает всего одна линия, поэтому основной транспорт в городе, как обычно, автобусы и маршрутки.
27. В Керчи ещё с советских времён остались бассейны на открытой воде. Крутая тема, жалко, что сейчас у нас почти не встречается такое. В Скандинавии такие конструкции сплошь и рядом – как в обычных жилых районах, так и в центрах городов, чтобы народ мог купаться. У нас такие бассейны делали в советское время, а вот сейчас не слышал о таком.
28. Центр Керчи. Город довольно рельефный, а в южной его части к морю подходит гора Митридат.
29. Вид на Крымский мост. По сути это два параллельных моста – автомобильный и железнодорожный.
30. Главная пешеходная улица невероятно зелёная. Очень круто.
31. К плиточке и деталям есть много вопросов.
32.
33. Главная особенность Керчи – красные бордюры. Они тут повсюду. Кто-то зачем-то придумал все бордюры в городе выкрасить в красный цвет. Что за глупость?
34. Реклама всё портит. Кстати, обратите внимание, что во всех приличных городах название "Пингвин" носят кафе-мороженое, а в Керчи это пивоварня!
35. Такое впечатление, что оформлением занималось бюро ритуальных услуг. Подобные вазоны, оградки и мощение привычно видеть на деревенском кладбище, но никак не в центре города.
36. Дизайн-код где?
37. Больше красных бордюров!
38. Осталась краска, так что решили выкрасить ещё и ступени.
39. Не очень понятно, как можно любить эту дыру.
40. Набережная. Если какой-либо постсоветский город был хоть как-то связан с оборонкой, там обязательно найдётся, где применить в дизайне бетонные плиты!
41. Заборчики
42. Остатки исторической Керчи. Кстати, Керчь – очень древний город. Точнее, не сама Керчь, а то, что было на её месте. Ещё в VII веке до н.э. здесь был основан древнегреческий город Пантикапей, и его развалины до сих пор можно найти в городской черте, на горе Митридат. Сам Пантикапей уже в 1 тысячелетии стёрли с лица земли остготы и гунны, но через некоторое время на его месте возник новый город.
43. Впрочем, в Керчи можно найти не только древнегреческие развалины, но и вполне современные. Посмотрите, как тщательно плиточка уложена возле люка! Наверное, пешеходам очень удобно и безопасно спотыкаться здесь при выходе на проезжую часть.
44. Евроремонт сталинского наследия
45. М-м-м, какие окошки! Жаль, что нельзя оштрафовать за тонировку!
46. Рыбаки
47. Судно на заднем плане занимается, как я понял, созданием морских путей, углубляя морское дно.
48. В целом делать в Керчи совершенно нечего. Довольно потрёпанный, бедный провинциальный город, который совсем не достоин того, чтобы в него заезжать.
49. Кинотеатр "Украина"
50. Торговый центр "Россия"
|
</> |