Кураевозамещение

Но вот его всероссийская презентация для учителей. (Всероссийская конференция «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание» 31 марта 2022)
https://uchitel.club/events/vserossiiskaya-konferenciya-osnovy-pravoslavnoi-kultury-religioznye-tradicii-naroda-sistema-nravstvennyx-cennostei-i-vospitanie
Тут Кочкина Дарья Дмитриевна, сотрудник синодального отдела религиозного образования (и один из разработчиков учебника) в своей речи очень близко к тексту пересказывает мою книгу для учителей.
Из моей книги:
"Цель курса «Основы православной культуры» в 4 классе – привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль своей совести. Чтобы он научился обращаться к совести, прося ее ответить - к добру или ко злу то или иное его стремление... Душа – это то, что болит у человека, когда все тело здорово. Вроде бы ноги-руки целы. Температура нормальная. Горлышко не беспокоит. А уснуть нельзя. Что-то внутри болит. А может быть и обратное - телу плохо, а душа радуется... Наш курс этикоцентричен, ориентирован не на повышение искусствоведческой осведомленности детей, а на их нравственное воспитание... Лекарство курса ОРКСЭ - нравственные ценности, - одинаково во всех шести модулях. Но форма и пути их доставки до ума и сердца детей разные. Для кого-то заповедь «Люби ближнего твоего» будет значима, если под ней будет подпись «Иисус Христос». Для кого-то будет авторитетна подпись «Лев Толстой», а для кого-то - «Пророк Магомет». В химически чистом атеистическом виде нравственные нормы мало убедительны и доходчивы. нравственные размышления и советы растворены, в том числе, и в религиозных сюжетах. Примеры и слова святых. Горькие антипримеры грешников. Слова мудрецов и бабушкины сказки. Истории и легенды. Все это вместе создает целостную картину мира, усваивая которую, ребенок вместе с ней получает и представления о добре и зле, равно как и мотивы к тому, чтобы их различать... Теперь каждая семья получает право сделать заказ школе: пусть обычная школа на соседней улице (а не платная или национальная гимназия) продолжит работу с моим ребенком - но на основании тех ценностей, которые дороги именно для меня.... Сверхзадача культурологического курса – выйти за пределы «культуры» и стать жизнью. Стратегическая цель этого курса - не в знакомстве с терминами православной архаики, а в том, чтобы ребенок сам актуализировал ее в своем выборе и в своей жизни ... А вот еще культурные сценарии:
Как ухаживают за девушкой? Как празднуют свадьбу? Как отдыхают? Как пируют? Как болеют? Культура болезни, культура смерти... Культура – это человеческое в человеке. Культура – это все те действия человека, которые нельзя объяснить, исходя из его анатомии и физиологии.
Первый вывод из этого: со слова «культура» нужно снять нимб. Культура – это все то, что делаем мы, люди. А мы творим немало гадостей. Отнюдь не обезьяны поют про романтику тюрьмы на радио «Шансон». Есть психоделическая (наркотическая) культура. ... Второе следствие определения Малиновского: человеческим, а не животным в человеке является именно рефлексия, понимание и планирование своих действий, наличие осознанных мотивов.
И поэтому второе важнейшее слово нашего курса - «основы». Основы – это корни, а не вершины. Поэтому можно говорить об основах Православной культуры, не говоря о вершинной точке развития нашей культуры - о дивных иконах Андрея Рублева. Но нельзя говорить об основах Православной культуры, не сказав о Заповедях блаженств или о мотивах принятия монашества.
Корни культуры – это мировоззрение человека, его убеждения, его предельные страхи и предельные убеждения, исток его мотивации. Вот что такое «основы культуры»! Раз уж сказал Маркс (вслед за Гегелем), что «философия – квинтэссенция культуры» , то не стоит идти против этого мнения этого культуролога. Основы Православной культуры - это квинтэссенция христианского мировоззрение, корни которого - в Евангелии.
Если «основы» это корни, значит, культуру я уподобляю древу (именно оно изображено на обложке нашего учебника). «Ствол» древа культуры – это культурные сценарии... Ну, почему Татьяна Ларина отказала Евгению Онегину? Ее поступок странен с точки зрения современной молодежи.? Вот тут уместно поговорить о христианской аскетике. О том, что радость может быть горькой. И рождаться она может от того, что ты сдержал себя, не переступил черту... А плоды культуры – это люди. Высший плод православной культуры – это человек православной культуры... В каждый урок я вложил парашют для нецерковного педагога. Парашют - это возможность уйти от конфессиональной тематики, перевести дискуссию в классе на сюжеты, более понятные для нецерковного человека".
Зачитывание моей книги начинается с 2 часа 13 мин и идет почти полчаса. Без упоминания автора. Что ж, тоже наглядный урок основ православной культуры.
Я не против. И даже рад, что хоть так что-то остается после меня. Как говорил Мандельштам - "у каждой истинной книги нет титульного листа".
И все же я помню совет св. Василия Великого: "Надобно учиться не стыдясь, учить не скупясь: и если что узнал от другого, не скрывать сего, уподобляясь женщинам, которые подкидывают незаконнорожденных детей, но с признательностью объявлять, кто отец слова" (Письмо 2. Григорию Богослову).
|
</> |