Купание нагишом у стен Кремля, 3 любимые женщины и другие интересные факты из


Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения талантливого актёра и скромного интеллигента Ростислава Плятта. Миллионы зрителей запомнили его в роли пастора Шлага в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Всего же актёр сыграл больше 40 ролей в кино, и ещё больше – на театральной сцене. Его любили режиссёры, коллеги с удовольствием с ним работали и очень много общались, с удивлением узнавая всё новые факты его биографии. А вот для широкой публики некоторые подробности его жизни остались неизвестными.
Отравление театром

Ростислав Плятт в детстве. / Фото: www.tunnel.ru
Впервые он познал на себе великую силу искусства в цирке, когда
наблюдал за двумя клоунами, Рыжим и Белым. Последний постоянно
устраивал Рыжему какие-то козни, и у того не получался ни один
трюк. Маленький Ростислав, отчаянно сочувствовавший неудачным
попыткам клоуна, вдруг встал и закричал на весь цирк: «Послушайте,
вас обманывают!» Он искренне верил в то, что на арене всё
происходит по-настоящему.
Отравление театром у Ростислава Плятта возникло немного позже,
когда он сам играл в ученическом спектакле 70-летнего старика. Это
было удивительное ощущение – проживать на сцене чью-то жизни. Но
последней каплей стал постоянный пропуск на все спектакли МХАТа,
который был подарен отцу-адвокату за выигранное им дело. И тогда
уже юноша понял, что театру он хочет посвятить всю свою жизнь.
Получая в 16 лет своё первое удостоверение личности, он внёс
изменения в имя и отчество. К своей изначальной фамилии Плят он
добавил ещё одну букву «т», чтобы в будущем она смотрелась красивее
на афишах. А отчество «Иванович» трансформировалось в «Янович»,
чтобы его немного сократить, опять же, для красоты и
благозвучности.

Ростислав Плятт. / Фото: www.kino-teatr.ru
Он мечтал стать актёром МХАТа и сразу после школы отправился на прослушивание в театр своей мечты, уже видя себя на сцене. Но его не приняли, так как своей школы тогда у МХАТа не было, а для работы на сцене молодому дарованию явно не хватало знаний. И Ростислав Плятт поступил в студию Юрия Завадского, куда его и приняли, правда, с испытательным сроком. После окончания студии Плятт, которому было на тот момент 22 года, стал актёром Московского государственного театра под руководством Юрия Завадского.
«Пляттские» шутки

Ростислав Плятт. / Фото: www.fishki.net
С самого начала своей карьеры и до конца дней Ростислав Плятт
был настоящим мастером театральных шуток и розыгрышей, получивших
название «пляттских». Он неустанно подстраивал какие-то сцены, во
время которых коллеги просто не могли сдержать смеха. Причём делал
он это не только за кулисами, но и во время спектаклей прямо на
сцене. В абсолютно серьёзной сцене, когда разгорался конфликт между
двумя героями, актёр мог вынести огромное блюдо с бутафорскими
пельменями и назойливо предлагал участникам непременно их
отведать.
Своего коллегу Михаила Погоржельского он не раз заставлял уйти со
сцены, просто показав ему палец. Дело в том, что Погоржельский был
очень смешлив, он старался держаться, когда Ростислав Плятт выходил
из-за кулис, очень серьёзно и внимательно рассматривал его усы,
после в его глазах нарастала тревога, а затем он с серьёзным видом,
не говоря ни слова, поднимал руку и показывал указательный палец.
Михаил Погоржельский начинал сотрясаться от смеха и буквально
убегал со сцены. Впрочем, таких историй коллеги Плятта могли
рассказать великое множество.

Ростислав Плятт. / Фото: www.welcomevolunteer.ru
Он мог запросто, повернувшись спиной к залу, снять шляпу и показать коллеге написанное на лбу слово из трёх букв, а в середине сцены вставить неожиданное слово, которое заставляло коллег буквально уползать за кулисы от хохота. До последних дней его глаза сверкали от радости, когда ему удавалось развести актёров на смех или придумать провокацию, о которой потом ещё долго судачили.
Нагишом у стен Кремля
При этом он не только сам разыгрывал всех вокруг, но и подбивал на это других. По крайней мере, нагишом по Кремлёвской набережной 30-летний Плятт бежал не один, а вместе с актёром Дмитрием Фивейским, с которым дружил. Они избавились от одежды и начали свою «пробежку» по Кремлёвской набережной, точно зная, что постовой, едва завидев обнажённых «спортсменов», тут же бросится им вдогонку. Тогда они бросились в реку и попытались сбежать вплавь. Однако хулиганов арестовали, и спас их только тот факт, что Плятт в то время уже был известен благодаря фильму «Подкидыш», и отделался он лишь исключением из профсоюза.

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш». / Фото: www.nationmagazine.ru
Однажды актёр решил разыграть Фаину Раневскую, когда они вместе
ехали поездом на гастроли. Актёр разделся в своём купе, привязал
мыльницу вместо фигового листа и отправился с визитом к Фаине
Георгиевне. Правда, её шокировать было совсем не просто и, кажется,
особенного впечатления шутка Плятта на неё не произвела. Ему было
уже 60, когда Ростислав Янович, надев на голову женский парик, с
невозмутимым видом вышагивал по коридору берлинской гостиницы, а в
80-летнем возрасте он на спор съел килограмм хлебцев за две минуты,
а затем без паузы просвистел мелодию известной патриотической
песни.
Три любви

Ростислав Плятт. / Фото: www.interesnyefakty.org
Ростислав Плятт пользовался огромной популярностью. После выхода на экраны ленты «Семнадцать мгновений весны» он не мог спокойно даже в магазин сходить, его тут же обступали поклонники и задавали множество вопросов. Актёр смущался и чувствовал себя не слишком комфортно из-за повышенного внимания к своей персоне, но при этом терпеливо раздавал автографы и рассказывал какие-то истории. Была у Ростислава Плятта и своя армия почитательниц его таланта, но свою любовь он разделил между тремя женщинами. С первой женой Ниной Бутовой он познакомился в Театре имени Моссовета. Она была настоящей красавицей, обожала домашних животных и могла запросто спустить всю зарплату на какую-то ерунду. Когда же она узнала о чувствах мужа к Вере Марецкой, то грозилась свести счёты с жизнью, если Плятт надумает её бросить.

Ростислав Плятт и Вера Марецкая. / Фото: www.uznayvse.ru
Главной любовью всей жизни Ростислава Плятта называли Веру Марецкую, с которой он просто не мог быть вместе. Он восхищённо смотрел на предмет своей страсти, был готов выполнять любые капризы актрисы и страдал от невозможности жить вместе с ней. В театре не один год судачили о романе между Марецкой и Пляттом, но никто и не думал их осуждать. Актёр влюбился в неё в то время, когда Марецкая уже была замужем за Юрием Завадским, и точно знал, что от супруга она никогда не уйдёт. Поэтому он и женился на красавице Нине Бутовой. Потом Завадский оставил Веру Марецкую, но Плятт уже был несвободен. И тогда она вышла замуж за актёра Юрия Троцкого. Марецкая и Плятт часто играли на сцене влюблённых и, кажется, только так они и могли проявлять свои истинные чувства открыто.

Ростислав Плятт. / Фото: www.yk-resurs.ru
Его жена ушла из жизни в июле 1978 года, а Вера Марецкая – в
августе того же года. И Ростислав Плятт никак не мог справиться со
щемящим чувством тоски. Он вовсе не привык к одиночеству. Он не
надеялся снова влюбиться, и всё же в его жизни появилась Людмила
Маратова, жена его друга, которая была младше Ростислава Плятта на
20 лет. Удивительно, но именно эта поздняя любовь и сделала актёра
безусловно счастливым на целых 11 лет, до конца дней Ростислава
Яновича.
Спас актёра Сергея Юрского

Маргарита Терехова, Сергей Юрский и Ростислав Плятт. / Фото: www.diafilmy.su
Ростислав Плятт никогда и ничего не просил для себя лично, зато другим помогал постоянно и делал это тихо, не требуя ни признания, ни благодарности. Если было нужно, он шёл по инстанциям, чтобы коллеге установили в квартире телефон или дали место ребёнку в детском саду, выбивал путёвки в санатории и устраивал в больницы на лечение, одалживал деньги и не напоминал об их возвращении, чем некоторые беззастенчиво пользовались. Именно благодаря участию Ростислава Плятта, привлекшего к своей «операции» Фаину Раневскую, удалось спасти Сергея Юрского. Последний в то время был ведущим актёром БДТ, уже сам ставил спектакли, но оказался в немилости у партийного руководства Ленинграда. Ему перестали давать роли и в театре, и в кино, постоянно критиковали и не давали возможности нормально работать.

Ростислав Плятт и Фаина Раневская. / Фото: www.polzam.ru
Плятт и Раневская пригласили на спектакль «Дальше – тишина»
одного очень большого руководителя. А потом позвали его на
дружеский ужин, воспользовавшись тем, что жил начальник в одном
доме с актёрами. Когда чиновник, получивший от вечера максимум
положительных эмоций, уже расслабился, Ростислав Плятт попросил его
позвонить в Ленинград и попросить у первого секретаря горкома
отпустить Сергея Юрского в Москву. Якобы без него театру Моссовета
ну просто никак нельзя. Благодаря тому звонку Сергей Юрский
перебрался в Москву и успешно продолжил работать. Но до конца дней
он с благодарностью вспоминал Ростислава Плятта и Фаину Раневскую,
которые на самом деле его спасли.
Ростислав Плятт был на самом деле очень талантливым актёром и
удивительным человеком. Он любил людей и никогда не отзывался о них
плохо, он умел ценить даже маленькие радости, а самый
фантастический подарок он получил в подростковом возрасте и был
благодарен за него судьбе до конца дней.

Ростислав Плятт был на самом деле уникальным человеком и очень талантливым актёром. Он никогда не отмечал свои юбилеи и не говорил плохо о людях. Он любил жизнь и людей, которые его окружали. Актёр был очень известен, но даже представления не имел о том, что такое звёздная болезнь. Главными его достоинствами были талант, скромность, доброта и неистребимый оптимизм. Он мог бы многому научить молодых актёров, но категорически отказывался преподавать. А самый фантастический подарок в его жизни мог бы сегодня показаться кому-то довольно смешным.
Самый нереальный подарок в жизни

Ростислав Плятт в детстве.
Он родился в Ростове-на-Дону в семье адвоката Ивана Иосифовича Плята и его жены Зинаиды Ивановны. Вторая буква «т» появится в фамилии Ростислава Ивановича уже когда он станет выходить на сцену. Мама умерла от туберкулёза, когда Ростиславу было всего восемь лет, но отец через год после её смерти и перевода в Москву женился на другой женщине, Анне Николаевне Великовской, которая по-настоящему любила пасынка и смогла в полной мере заменить ему мать.

Ростислав Плятт в детстве с отцом.
Пока мама болела, семья жила в Кисловодске, и там маленький
Ростислав впервые побывал в цирке. Больше всего его впечатлил Рыжий
клоун. Но когда все смеялись над неумелыми его трюками, мальчик
отчаянно страдал, пропуская через себя его неудачные попытки. В то
время, как Белый клоун всё время устраивал какие-то пакости Рыжему,
Ростислав даже пытался предупредить об обмане своего любимца,
кричал прямо с места.

Ростислав Плятт в юности.
Второе яркое впечатление на Ростислава Плятта произвёл Фёдор
Шаляпин, игравший Мефистофеля. Когда великому певцу стали мешать
статисты, создававшие громкими звуками атмосферу кабака,
исполнитель просто прогнал их со сцены и продолжил партию, точно
попав в ноту. А уже в школе Томаса Эдисона, где учился Плятт, ему
довелось в ученической постановке играть 70-летнего старика.
Возможность создавать разные образы вызвала у 15-летнего подростка
настоящий восторг. С тех пор он буквально заболел театром, стал
собирать рецензии на спектакли и всеми силами старался заполучить
контрамарки.
Каким же было его удивление, когда на пороге их дома появились
артисты МХАТа. Им потребовались услуги адвоката, отца Ростислава
Плятта. Критик написал обидную для одной из актрис рецензию, её
коллега дал критику пощёчину и тот обратился в суд. Иван Иосифович
дело выиграл, а его сыну после вручили пропуск на посещение всех
спектаклей. Это был очень желанный, но ещё не самый фантастический
подарок в его жизни.

Ростислав Плятт.
После окончания школы Ростислав Плятт был нацелен сразу на работу в театре, но в вожделенный МХАТ его не взяли, ведь никакого профессионального образования у юноши не было. И он поступил в студию Юрия Завадского, куда его взяли с испытательным сроком. Потом он стал актёром театра под руководством Завадского, с труппой которого оказался в Ростове-на-Дону на два года. В 1938 году он вернулся в столицу, служил в театре Ленинского комсомола. А потом грянула война, и оставшиеся в Москве актёры организовали Московский театр драмы, где ставили произведения Константина Симонова.

Ростислав Плятт.
Ростислав Плятт играл в спектаклях «Русское оружие» и «Парень из
нашего города» и очень сблизился с драматургом. Они могли вести
долгие беседы и никогда не наскучивали друг другу. Константин
Симонов с огромным уважением относился к актёру и однажды решил
сделать ему подарок. Понятно, что время было сложное, в стране шла
война, но Константин Михайлович сумел растрогать друга едва ли не
до слёз. Он пригласил актёра в гостиницу Москва и перед Ростиславом
Пляттом оказалась огромная сковорода яичницы с ветчиной. Подарок
был поистине царским, о нём Ростислав Янович помнил всю свою
жизнь.
Отказ от преподавания

Ростислав Плятт в фильме «Подкидыш».
Ростислав Плятт в 1943 году перешёл в Театр имени Моссовета, где прослужил впоследствии до последнего дня своей жизни. К тому времени он уже успел сыграть свои первые роли в кино и полюбиться зрителю буквально с первого появления на экране. Точнее, со второго: дебютировал он в картине «Ленин в 1918 году», а потом на экраны вышел «Подкидыш», где актёр сыграл Евгения Семёновича, холостяка-геолога. Всего он сыграл в кино около 40 ролей, а зрители актёра просто обжали, ведь в каждом образе он был разным. Запомнился же он многим по роли пастора Шлага из «Семнадцати мгновений весны.

Ростислав Плятт.
Ростислав Янович вообще не представлял себе жизни без профессии. «Отравившись» театром в ранней юности, он и в зрелом возрасте был предан профессии. Каждую роль он прорабатывал серьёзно, основательно готовился к каждому своему выходу на сцену, даже если работал в этой постановке уже сто раз. Но в 1987 году Ростислав Плятт перестал заниматься любимым делом. В то время он перенёс перелом шейки бедра и не хотел появляться перед публикой в инвалидной коляске, боясь показаться старым и немощным. Коллеги убеждали его в необходимости продолжать работу, но актёр был непреклонен. Тем более что чувствовал себя Ростислав Янович на самом деле плохо.

Ростислав Плятт.
Он владел актёрским мастерством в совершенстве и точно мог бы научить чему-то важному молодых актёров, но преподавательской деятельностью он заниматься не хотел. В театре он часто давал советы своим начинающим коллегам, подсказывал, охотно отвечал на вопросы. А вот предложение стать педагогом в одном из театральных вузов столицы сознательно отверг. Он был сторонником глубокого погружения в роль и развития образного мышления, как важной составляющей актёрского мастерства. Но в молодых актёрах он не видел стремления ни к первому, ни ко второму. Навязывать же собственное видение и заставлять кого-то актёр просто не хотел. Ростислав Плятт слишком любил свою профессию и хотел, чтобы другие были столь же беззаветно ей преданы, как и он сам.

Ростислав Плятт.
Его называли главным интеллигентом советского кино, а Юрий
Никулин дал ему неофициальное звание «лучшего в Москве
интеллигентного рассказчика неприличных анекдотов». В народной
памяти он навсегда остался обаятельным, беззащитным и в чем-то
нелепым человеком, интеллигентным Пастором Шлагом.