Культурный код русского человека

Первым стал вывод о том, что в поисках самоидентичности мы в первую очередь пытаемся найти, что же мы придумали с нуля. Когда я исследовала тему «что значит быть русским», мне тоже хотелось ухватиться за какие-то первоисточники, какие-то теги, по которым можно точно сказать - это русское. Но оказалось, что иконы, кокошники, гжель и прочие традиционные наши «ценности» на самом деле являлись результатом заимствования. Я поняла, что наша идентичность вовсе не в том, что мы придумали первыми, а в том, что мы взяли в свою "коллекцию" и во что это преобразовали.
Вторым выводом стала такая мысль: в русской культуре заложен иррационально-эмоциональный способ восприятия мира. В итоге всех наших переплетений с другими культурами нет никакой логики по вопросу, что мы заимствуем, а что - нет. Нет у нас также и какого-то меркантилизма забирать только выгодное, высокомерия забирать что-то как трофей и рационализма внедрять только полезное при заимствовании. Мы совсем не про культурную апроприацию, которая обычно обесценивает и унижает другие народы. Мы наоборот, забираем все с искренним интересом, с эмоциональным ответом, с любовью, а потом делаем на основе мешапа что-то свое.
Третьим выводом стал факт высокой литературности мышления. Неудивительно, что твиттер нам не зашел, а в запретграмме мы фотки подписываем длиннющими постами. Русскому человеку свойственна рефлексия и свойственно общаться с миром через тексты. Русский язык - это язык эмоций. Мы их проживаем через текст, а картинки для нас вторичны.
Четвертым выводом стала постоянное присутствие хтони в нашем сознании. Хтонь - это не мрак и депрессия, как сейчас иногда принято говорить. Хтонь - это стремление к истокам, тема потустороннего, неопределенности мира и статуса человека в нем. Русская хтонь - это тема пути, тема постоянного поиска своей идентичности, «самости», существование в мире «между», в сумерках, в неопределенности. Мы всегда живем между Востоком и Азией, всегда мечемся между человеком и обществом, хотим материального благополучия и спасения души, мы рациональны и чувственны, мы все время чего-то ищем, от чего-то бежим и не любим однозначные догмы, а еще мы всегда - всегда - не уверены в будущем, живем в неизвестности. Богатыри нашей хтони - это и Саша Белый, и Данила Багров, и Святослав Вернидубович и много кто еще - и совсем не Супермен и Паук, которые устроены гораздо проще.
А пятым выводом я назову очень жизнеутверждающий факт: "за хвост" русскую культуру поймать не удается ну никак! Она настолько разнообразна, что нет никакой возможности сделать какую-то четкую рамку как в китайской культуре или индийской. Это как паззл, в котором какие-то части подходят друг другу, какие-то прилеплены липким скотчом и какие-то - крепким клеем "Момент".
Я работаю по русским, американским и европейским методикам, хожу на йогу, пью китайский чай и недавно купила крутой борок у мастера русского исторического костюма. Попробуйте доказать, что я - не русская.
Елена Канавина
|
</> |