Культурные маячки времени в фильме "Москва слезам не верит"
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Не раз говорил и писал, что искренне люблю это кино. И вот ни на грамм не удивлен, что оно получило "Оскар", хотя, с первого взгляда не должно было бы - ибо, вроде как специфика советская, и какой до нее интерес кинодеятелям из Южной Калифорнии, вроде бы. Но нет - идеи то как раз общие и понятные (и вечные), а главное - само кино качественное. Как раз этого самого качества, если хотите класса и не хватает современным отечественным режиссерам зачастую. Талантливые есть, а вот классных - крайне мало.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-8b145f.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1589334/pub_5fbae2e693538c3039e49058_5fbc4b809e832457051c93c5/scale_1200)
И для меня один из показателей этого класса в данном кино стал прием, который задумал и блестяще реализовал Владимир Меньшов, но почему то не очень часто использовался даже в лучших образцах того, советского и классного кино. Я говорю о неком культурном посеве (если можно так выразится) этаких "маячков", которые режиссер умеренно (без перебора) распределил по первой части своей картины. О чем речь? Ну если помните (а вы помните :-))) фильм показан в 20 временах - Первое - это 1958 год, а второе 20 лет спустя. С последним вопросов не возникло - фильм был снят в 1979, а вот для понимания и восприятия первого этапа режиссер ввел эти пресловутые маячки. Сделал это просто и красиво, через камео и через культурную память.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-dd9bde.jpg?from=https://cdn24.img.ria.ru/images/152212/06/1522120643_0:73:955:610_600x0_80_0_0_0a7753d6216fb6b4222411c95c5d0d94.jpg)
Сначала по камео. Это просто, красиво и очень благородно со стороны режиссера? Почему благородно? Ну, потому что большая часть привлеченных Владимиром Валентиновичем Меншовым известных в прошлом людей или уже были забыты, или постепенно забывались. Громкий (и мировой) успех картины помог им продлить немного карьеру, а, может быть, и жизнь
Давайте вспомним эти камео.
Прежде всего, вспоминаются актерские и яркий момент. Вот этот вот:
Начнем с простой, но важной детали. Сцена снята возле Центрального Дома Киноактера на улице Воровского (ныне Поварской), и в середине прошлого века подобные мероприятия действительно часто устраивались на этом месте. Так что фигурирующий Фестиваль французских фильмов вполне мог проходить там летом 1958 года. Мелочь, а приятно :-)
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-bcd406.jpg?from=https://pastvu.com/_p/a/c/5/d/c5d8672cdf71b7f2a710f553adb999a8.jpg)
Теперь по персонажам.
Первой показалась Татьяна Конюхова
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-ce41d8.jpg?from=https://www.kino-teatr.ru/acter/album/2115/1055218.jpg)
И я кстати, не могу сказать, что она была "звездой первой величины". Для зрителей 1958 года она была любима по роли Сони Орловой, девушки из фильма "Разные судьбы"..., а также хорошо известна по фильмам — Майская ночь, или Утопленница Ганна (1952), Судьба Марины (1953) и Запасной игрок (1954). Также именно в 1958 году вышел фильм "Над Тиссой" давший новый толчок ее популярности. Хотя, повторюсь, не главная кинозвезда - ее пик популярности будет чуть позже.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-930aca.jpg?from=https://www.kino-teatr.ru/acter/album/2115/303152.jpg)
Но дама была действительно красивая, модная и стильная. Поэтому могла быть примером именно для Людмилы.
Татьяна Георгиевна Конюхова жива до сих пор (здоровья ей крепкого) и фильм этот дал новый импульс ее карьеры и она спокойно снималась вплоть до 2011 года.
Дальше у нас Георгий Юматов, а он то уж действительно был важнейшей кинозвездой того времени.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-e500aa.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1652143/pub_5e7b5be4bad3bf4b13a5c6b4_5e7b9f8521e4f12d63140207/scale_1200)
в 1950-е годы он стал очень популярен после фильмов «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Герои Шипки», «Педагогическая поэма», «Разные судьбы», «Они были первыми» Хотя его главный фильм был еще впереди :-)
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-b03082.jpg?from=https://www.kino-teatr.ru/acter/album/5012/134713.jpg)
К 1979 года он был по прежнему востребован и немало снимался, несмотря на то, что из-а его сложного характера и его алкогольной зависимости с ним не очень любили работать режиссеры.
Ну а следующий актер был наверное тогда № 1. Леонид Харитонов.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-b14f79.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/61014/pub_5e7b5be4bad3bf4b13a5c6b4_5e7b9f67a5352801b115fc7a/scale_1200)
Быстро взлетел через кинокартины "Васёк Трубачёв и его товарищи" (1955), "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Отряд Трубачёва сражается" (1957), "Улица полна неожиданностей" (1957). И только-только вышел главный фильм в его карьере "Иван Бровкин на целине".
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-5d0fcc.jpg?from=https://n1s1.starhit.ru/14/14/0f/14140f993a6aa0f7dd05ace622493fa5/444x460_0_7311b7417bc4965dda3957808b884546@480x497_0xac120003_3806815241558010961.jpg)
Пик популярности и карьеры, который, увы, быстро пошел на спад. Усугубило это злоупотребление алкоголем. Этот тот случай, когда В. Меньшов буквально пытался вытащить актера. Увы, не удалось.
Как антитеза Харитонову тут представлен Иннокентий Смоктуновский.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-8b9a3e.jpg?from=https://cdnimg.rg.ru/i/gallery/f965775d/13_2b956dcd.jpg)
Шикарный момент. Как раз он близок от взлета - он уже интересен и востребован в театре, а вскоре станет сниматься и в кино, став одним из самых известных и любимых (и заслуженно) отечтственных актеров.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-e7c8f1.jpg?from=https://img51994.domkino.tv/img/2019-03-25/fmt_114_24_90a50434bfb6.png)
Следующие интересные камео мы видим на сьемках "Голубого огонька", куда Рудик пригласил Катерину. Там частушки поют гремевший тогда эстрадный дуэт Павел Рудаков - Вениамин Нечаев
Пожалуй, по популярности с ними могли сравниться только киевляне Тарапунька и Штепсель :-)
Надо сказать, что вскоре после событий в кино (а точнее в 1962 году) дуэт расспался. И соединился только для "Москва слезам не верит".
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-e26d78.jpg?from=https://newsland.com/static/u/content_image_from_text/02032020/7044272-4957463.jpg)
Нельзя сказать, что участники были совсем уж забыты, но такой бешеной, сумасшедшей популярности как в конце 50-х у них уже не было никогда. Нечаев какое-то время работал вместе с Германом Орловым, после чего начал выступать в качестве конферансье в созданном им эстрадном ансамбле. Как актёр снялся в двух фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-8c27f2.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/76/Veniamin_Nechaev.jpg)
Рудаков продолжал выступать на эстраде с куплетами вместе с Борисом Бариновым и Станиславом Лавровым и также снялся в нескольких фильмах и в ранних новогодних «Голубых огоньках».
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-d42d9c.jpg?from=https://s4.vcdn.biz/static/f/2313852241/image.jpg)
Но главное, что был наставником и учителем куплетистов Николая Бандурина и Михаила Вашукова, которых, думаю, многие из вас знают :-)
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-ce9a3d.jpg?from=https://www.belnovosti.by/sites/default/files/2020-03/4_compressed_0.jpg)
Но интересный получился момент и в точку. И как раз на съемках "Голубого огонька".
Ну и как же на стыке 50-60 было обойтись без поэтов? :-) Ну, никак :-))Это тоже такой маркер времени. Поэтов в 1950-е боготворили...
И у нас тут фигурируют трое самых известных (Окуджаву видимо цензура не пропустила, а вот замечательную Бэллу Ахмадулину могли бы и вспомнить:-)
Первый - Андрей Вознесенский тут сыграл в камео.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-0a5308.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/c7cdbd626c4d26478ed051ce1f1b9ec9565aadcd/oTFkq9UeDMoOrg-PlRHhhsC4JGgWi6LDzAqBPbaXswB1m0YmMooX5EtxKwzqQEdYKkD_NWQ8P2FGvzz_XP-Sz-wZTtrydWoy5lZp3abLBLwm4KYlqiZNT5EYZmEQ6tQj)
Он читает свою "Параболическую балладу" у памятника Маяковскому благодарным слушателям в самом начале фильма.
Думаю, уместно будет привести ее полностью.
Судьба, как ракета, летит по параболе
Обычно — во мраке и реже — по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
Богема, а в прошлом — торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть
из Монмартра,
Он
дал
кругаля через Яву с Суматрой!
Унесся, забыв сумасшествие денег,
Кудахтанье жен, духоту академий.
Он преодолел
тяготенье земное.
Жрецы гоготали за кружкой пивною:
»Прямая — короче, парабола — круче,
Не лучше ль скопировать райские кущи?»
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-48d46a.jpg?from=https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2018/4/26/n-010610-voznesenskiy.jpg)
А он уносился ракетой ревущей
Сквозь ветер, срывающий фалды и уши.
И в Лувр он попал не сквозь главный порог —
Параболой
гневно
пробив потолок!
Идут к своим правдам, по-разному храбро,
Червяк — через щель, человек — по параболе.
Жила-была девочка рядом в квартале.
Мы с нею учились, зачеты сдавали.
Куда ж я уехал!
И черт меня нес
Меж грузных тбилисских двусмысленных звезд!
Прости мне дурацкую эту параболу.
Простывшие плечики в черном парадном...
О, как ты звенела во мраке Вселенной
Упруго и прямо — как прутик антенны!
А я все лечу,
приземляясь по ним —
Земным и озябшим твоим позывным.
Как трудно дается нам эта парабола!..
Сметая каноны, прогнозы, параграфы,
Несутся искусство, любовь и история —
По параболической траектории!
В Сибирь уезжает он нынешней ночью.
А может быть, все же прямая — короче?
Довольно сильно, согласитесь. Но есть одна маленькая ошибка простительная создателям фильм. Не мог он ее читать летом 1958, потому что написал он это произведение в 1959 :-) Но, повторюсь, простительно. Опять-таки его первый сборник официально выйдет в 1960 году, но он уже был популярен к этому году
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-0876c4.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1880127/pub_5ee1217e6fb2e83bd1d9711c_5ee1259402f32409b790adf1/scale_1200)
Два других "столпа поэтического советского мира" упомянуты на тусовке в профессорском доме, которую мы с вами подробно разбирали в этом вот посте: https://id77.livejournal.com/3636714.html
Безымянный молодой поэт в исполнении Виктора Незнанова называет Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, который, по его мнению "...дальше всех пойдет".
Это и неудивительно :-)
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-e93dba.jpg?from=https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/76/754910978368767.jpg)
Евтушенко еще в 1952 году стал членом Союза писателей СССР (самым молодым, кстати), К 1958 году у него уже было несколько изданных сборников "Разведчики грядущего" (1952), "Третий снег" (1955), "Шоссе энтузиастов" (1956), "Обещание" (1957). Кроме того, он уже был знаменем бунтарей, так как попал под локальные репрессии - был исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» из Литературного института.
Роберт Рождественский был в тот момент известен меньше, но ИМХО, был действительнее талантливее и Вознесенского и Евтушенко. К описываемому нами времени у него было 2 сборника «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), а также поэма «Моя любовь» (1955). Но зато он начинает писать песни.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-aafc42.jpg?from=https://persons-journal.com/userfiles/images/60-2013/new/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.jpg)
И в дальнейшем многие известные хиты станут его визитной карточкой. Навскидку «Огромное небо», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони» и еще куча других.
Ну и последний, завершающий на сегодня, но яркий штрих :-)
Помните встречу знакомства Гурина и Людмилы на станции "Охотный Ряд".
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-0b2357.jpg?from=https://b1.culture.ru/c/533816.jpg)
Помните, что читает Люда? Правильно, Эриха Марию Ремарка "Три Товарища". Читает, кстати, не потому, что нравится, а потому что модно "...вся Москва читает" :-) А знаете почему модно? Потому что именно в этом году эта книга была переведена на русский и издана большим тиражом. Отсюда и мода :-)
Отличный временной маячок.
![Культурные маячки времени в фильме Культурные маячки времени в фильме Москва слезам не верит](/images/main/kulturnie-mayachki-vremeni-v-filme-moskva-slezam-ne-verit-4299f1.jpg?from=https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1875160/pub_5f215ccdeb67740b5a86f0fd_5f215e1195928c2f8a9494a2/scale_1200)
К сожалению, не нашел изданий 1958 года и не могу сказать, правильно ли подобрана книга именно в кино, но факт остается фактом. Режиссер - большой молодец!
Вот как то так.
Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.
|
</> |