рейтинг блогов

Кульбиты над Магаданом

топ 100 блогов denokan06.12.2021 Кульбиты над Магаданом
Photo by: Filippo Novello

Привет! Добро пожаловать на мой канал об авиации. Надеюсь, в вашей жизни всё чудесно и замечательно!

Не так давно при вылете из Магадана случилось необычное происшествие с самолётом зеленой авиакомпании и, как это обычно бывает, из каждого утюга полезли экспертные мнения, ну а мне пришлось отбиваться от просьб слова утюгов… простите, экспертов, прокомментировать.
И, похоже, что мне проще один раз высказаться, чем призывать потерпеть и подождать достоверной информации. Собственно говоря, я не собираюсь раскрывать данный инцидент, сидя на диване, но - раз уж публике так интересно – доступно и относительно кратко рассказать о том, что такое обледенение самолета, чем оно опасно, и как с ним борются. Подчеркну – чаще всего борются успешно. В подавляющем большинстве случаев.

Но бывают и нюансы.

Итак! Самолет, как известно любому плоскоземельщику, летает за счёт магии. Эту магию, которую масоны обозвали подъемной силой, генерирует крыло самолета. Ну или крылья – кому как удобнее говорить. Крыло сконструировано таким образом, что при обтекании набегающим воздушным потоком, на его верхней поверхности образуется разрежение, а на нижней – повышение давления. Вот из-за этой разницы давлений и создается магия... простите, подъемная сила, удерживающая эти тонны металла, керосина и биоаэрозолей над плоскостью нашей Земли.

И всё идёт замечательно, пока состояние поверхностей крыла близка к идеально гладкому, при этом особенно критична чистота и гладкость верхней части. Но вот какая штука – пока самолёт находится на земле, именно на верхнюю поверхность падают осадки – морось, дождь, снег, которые при определенных обстоятельствах могут превратиться не просто в сугробы, но даже в ледяные наросты. А то и лёд под снегом.

И вот тогда для магии наступит критическое время. Может случиться такое, что самолет попросту не сможет со всем этим безобразием взлететь. Ну или сможет, но далеко не улетит – потому что, во-первых, несущие свойства крыла значительно ухудшатся, и самолет сорвется в штопор на первом же развороте. А то и не сможет даже в разворот войти – так как лёд сковал рули управления.

Короче! Вылетать на самолете, который представляет из себя подобное безобразие – нельзя.

Такой самолет должен пройти обработку – всякие безобразные отложения должны быть удалены. В настоящее время такая обработка выполняется специальными противообледенительными жидкостями, (сокращенно - ПОЖ), струями которых и очищается крыло до идеального состояния. Более того – существуют такие виды ПОЖ, которые обеспечивают защиту от нового образования наледи на крыле в течение некоторого времени, и это время очень сильно зависит от разных факторов. Например, в условиях постоянно выпадающих переохлажденных осадков счёт времени защитного действия идёт на минуты, в то время как при красивом выпадении сухих снежинок защита может держаться более часа.

Так вот. Существует четыре типа ПОЖ, три из которых применяются в гражданской авиации, и из этих трех чаще всего используются два: первый и четвертый. Тип I применяется для удаления образовавшихся отложений. Обычно это смесь обычной воды с действующим химическим веществом, поэтому и этот тип тоже обеспечивает некоторое время защитного действия. Тип IV – относительно вязкая субстанция, которой покрывают уже очищенное крыло в целях защиты от возможного наземного обледенения.

Кульбиты над Магаданом
Обработка самолета. Фото: prokhor-111.livejournal.com


И вот здесь мне хочется выделить слово «наземного». Внимание! Это важно – обработка самолета не защищает его от обледенения в воздухе, хотя такое мнение нет-нет и даже среди молодых пилотов встречается. Чего уж об экспертах говорить.

Более того, химические жидкости составлены таким образом, чтобы естественным путем уйти с крыла во время разбега самолета… правда, только в теории. На практике бывает и такое, что она задерживается на нем довольно надолго. Более того, она может скапливаться в полостях крыла, и – что совсем интересно – при определенных условиях может загустевать вместе с грязью, которую она с крыла смывает, и вот эта адская смесь редко, но метко приводит к неприятностям на работе у пилотов.

| Видео "Ночная зимняя посадка во Внуково"

Теперь давайте поговорим об обледенении в воздухе. Как самолеты с ним борются?

Все большие и очень многие небольшие самолеты оборудованы противообледенительными системами, которые предназначены для защиты от обледенения передней, входной, части двигателей и передней кромки крыла. Уточню: не только для защиты, но и для удаления уже образовавшегося льда. В полете – так уж получается – лед налипает на выступающих элементах конструкции, таких как передние кромки крыла, например. К слову, большое скопление такого льда может быть крайне опасным, так как совершенно безобразно меняет характер обтекания воздуха над крылом, что приводит к значительному ухудшению способности крыла генерировать магию подъемной силы.

К тому же, налипший везде лед увеличивает массу самолета, что тоже мало хорошего.

Способов бороться несколько, наибольшее распространение получило подача горячего воздуха во внутренности направляющего аппарата двигателя и нагрев таким же горячим воздухом передней кромки крыла. Горячий воздух отбирается от компрессоров двигателей, что к слову приводит к некоторому снижению мощности силовой установки самолета.

Кульбиты над Магаданом

Короче, есть системы, которые с этим борются, но… Иногда – редко, но возможно встретить такое обледенение, в котором даже самые эффективные системы не справляются. Кроме того, в условиях активного обледенения лед, из-за действия противообледенительной системы подтаивающий на передней кромке , начинает растекаться по верхней поверхности крыла и замерзать на ней, что тоже приводит к ухудшению несущих свойств крыла.

| Иногда – редко, но возможно встретить такое обледенение, в котором даже самые эффективные системы не справляются!

Из-за обледенения лопаток двигателя может случиться неустойчивая его работа и даже самовыключение. В общем, ничего хорошего в полетах в условиях очень сильного обледенения нет, и пилоты стремятся как можно быстрее выйти из подобных условий.

Но! Есть еще одна очень неприятная особенность полета в очень сильном обледенении – могут замерзнуть датчики, с помощью которых самолет определяет важнейшие параметры: скорость и высоту полета. Несмотря на то, что такие датчики – все или часть из них (это зависит от модели самолета) - имеют собственные системы обогрева, ситуации могут быть такими, что они не справляются. И вот тогда наступает совсем веселое время у пилотов – приборы начинают врать, и надо как-то это во-первых распознать, а во-вторых – безопасно довести лайнер до земли. Если говорить про компьютеризированные лайнеры, такие как Эрбасы семейства 320 или Сухой Суперджет, то недостоверные показания приборной скорости приводят к деградации системы управления самолетом, то есть к ситуации, в которой автоматика перестает помогать пилоту частично или даже полностью. Управление переходит в не самый привычный для пилота режим прямого управления. А если при этом еще и болтанка вокруг… УХ! Ничего приятного!

| Рассказ с видео: "Путешествие из зимы в лето на Боинге 737MAX"

Так вот, друзья мои, если вернуться к тому, что случилось над Магаданом, то это очень похоже на то, что лайнер испытал условия сильнейшего обледенения. В газетах пишут инсинуации: мол, в пробах химжидкости, собранной по горячим следам с перрона в Магадане, нашли метиловый спирт, но не нашли алкоголя – важнейшего вещества, необходимого для обеспечения защиты самолета от обледенения. И, мол, именно поэтому лайнер должной защиты не имел.

Кульбиты над Магаданом

Ну а публика этот бред, написанный очевидно тем, кому алкоголь помогает катать статейки, читает и принимает на веру. Какой к черту алкоголь в ПОЖ?

(Здесь просится фраза Лаврова).

Да, я могу допустить ситуацию, в которой противообледенительная обработка была произведена недостаточно хорошо, и под последним подразумевается разное. Например, обработка могла длиться очень долго. А ведь время защитного действия ПОЖ рассчитывается с момента НАЧАЛА обработки, а не от ее окончания. К сожалению, во многих аэропортах страны, в которой зима длится по 6-9 месяцев, до сих пор нет средств закупить несколько машин для облива. И обработку проводят одной. То есть сначала неспешно польют одно крыло (для воинствующих аэродинамиков уточню – одно полукрыло), а потом – так же неторопливо обработают второе. После чего наземный специалист должен осмотреть самолет, и лишь потом доложить экипажу. Все это время самолет обычно стоит с выключенными двигателями, то есть потребуется время на запуск и на руление до полосы. Соответственно, если в наличии условия активного обледенения, есть реальная вероятность того, что жидкость уже перестала защищать лайнер, и, более того, – она может уже и начать оказывать вредное действие.

В таком случае необходимо провести повторную обработку самолета, причем сначала необходимо удалить предыдущий слой химжидкости.

| Если в наличии условия активного обледенения, есть реальная вероятность того, что жидкость уже перестала защищать лайнер, и, более того, – она может уже и начать оказывать вредное действие.

На правильных же аэродромах – например, Домодедово, Шереметьево и, как ни удивительно, Сочи, обработку умеют проводить непосредственно у полосы, при этом самолет стоит с работающими двигателями. То есть потери времени защитного действия жидкости минимальны.

Но! Повторю на случай, если вы забыли – обработка на земле защищает лишь от наземного обледенения. И защищает лишь крыло и, если был обработан, – стабилизатор. Обработка не защищает приемники полного и статического давления.

В нашем же случае самолет очевидно попал в сильнейшее обледенение в полете, в результате чего были забиты льдом датчики давления, приборы начали врать, система управления перешла из обычного режима в необычный… И еще и чудесная магаданская болтанка над горами.

Судя по расшифровке, пассажирам пришлось испытать неповторимые ощущения – лайнер кренило из стороны в сторону, причем временами очень значительно. Потеря высоты тоже была большой.

Надо отдать должное способности экипажа собрать волю в кулак, восстановить контроль над самолетом и совершить в итоге безопасную посадку. Все остальные подробности соберет комиссия по расследованию.

У меня всё.

Летайте безопасно!

Друзья!

Если тема авиации вам интересна, предлагаю познакомиться с моими книгами "Небесные истории", которые можно приобрести на сайте Ридеро в электронном и в печатном виде.
Ссылка на страницу автора
Кроме этого, книги доступны на других ресурсах, таких как Озон, Wildberries, Amazon, Bookmate, и Литрес. Ссылка на Литрес

Кульбиты над Магаданом
Мой инстаграм

Мой канал на Youtube.

Кульбиты над Магаданом FLY SAFE NEW 250.jpg

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
========================================================= Прекрасного апрельского дня и море позитива ! ...
В послевоенное время на территории ЕС появилась девушка НАТОли .Для удовлетворения потребностей послевоенных стран и за присмотром за ними .Дабы не вздумали к СССР примкнуть или идеи социализма у себя развивать .Фигуристая была девушка и вполне себе свойственного таким девушкам поведения. ...
СДАВАЙТЕСЬ! Капитуляция! Если меня вдруг читают украинцы, то уверяю вас это единственный вариант остаться живыми. Подумайте, это дейстительно вариант выжить. Вас не будут убивать и унижать. Поднимайте руки и идите в сторону ...
...
Вот так начнешь по настоящему в голос рыдать в подол мирозданию, а оно тебе сразу: на конфетку, не плачь детка!  Разговаривала с подругой-фотографом, о которой договаривалась осенью с Питером Линдбергом по поводу возможности получить у него ...