Куинджи Архип Иванович — живописец пейзажист, педагог
all_collector — 27.01.2023Куинджи Архип Иванович родился 1842г., Мариуполь Екатеринославской губ. Живописец пейзажист, педагог. Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893).
Родился в Мариуполе Екатеринославской губернии в семье грека-сапожника. Учился в Общих художественных мастерских у И. К. Айвазовского в Феодосии (1865-1866), в Академии художеств (1868-1872). Работал ретушером в фотоателье. Преподавал в Высшем художественном училище при Академии художеств (1894-1897), профессор (с 1892). 1894–1897 гг. – профессор-руководитель мастерской пейзажной живописи Высшего художественного училища при Академии художеств.
Отстранен от преподавания за участие в студенческой сходке. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1875).
У него учились Н. К. Рерих, А. А. Рылов, К. Ф. Богаевский, Н. П.
Крымов, А. А. Борисов, В. И. Зарубин, Ф. Э. Рущиц, В. Е. Пурвит и
другие.
В 1875 совершил поездку по странам Западной Европы. В 1898
организовал поездку за границу (Берлин, Дюссельдорф, Кельн, Париж,
Страсбург, Мюнхен, Вену) для молодых художников, пожертвовав для
этого 100 тысяч рублей.
Устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу». Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам.
Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего - новых возможностей передачи света, солнечного и лунного. Пейзажист лирико-романтического направления.
Начиная с 1880 художник был занят поисками образа Днепра. "Лунная ночь" — одно из самых впечатляющих его произведений. Картина способна восприниматься как прямая аналогия с творчеством Н. В. Гоголя.
В ней воплотилась романтическая концепция образа южной природы. В основе уникальных художественных эффектов, особенно в передаче освещения — отраженного фосфорического сияния, озарившего реку, лежат поиски совершенно новых средств выразительности цвета, эксперименты в области составления и смешения красок.
Картина не потеряла своего очарования и по сей день, хотя цветовая гамма ее значительно потемнела.
Это говорит о том, что главное в ней — не иллюзорность, не обман зрения, а высокий строй поэтического чувства, ощущение величия мироздания, то "внутреннее", в котором видел смысл произведения художник.
Картина была представлена на единственной в своем роде выставке одного произведения в Обществе поощрения художеств и произвела "невероятное впечатление". Однако вскоре после неслыханного успеха, сопутствовавшего картине, художник перестал экспонировать свои работы на выставках.
Куинджи всегда стремился к созданию картин с повышенной выразительностью — как по замыслу, так и по его живописной трактовке, к красочности пейзажного мотива.
Фиксируя внимание на главном — радуге, художник не особо акцентирует детали и частности, обозначая широкими цветовыми пятнами основные композиционные массы.
Архипу Куинджи было в высшей степени свойственно благоговейное отношение к природе, внутреннюю жизнь которой он стремился как можно глубже и вернее постичь.
В работе ощущается уникальность философского мировосприятия художника, его своеобразное романтическое понимание природы.
Южный берег Крыма – один из любимых уголков Куинджи. Здесь он обосновывался "всерьез и надолго", приобретя в собственность несколько земельных участков. Сюда он вывозил своих учеников на пленэр, здесь много писал сам.
Отсюда в 1910 его увезли умирать в Петербург. Работа мастера крымского периода открывает зрителю "кудесника цвета", кропотливого исследователя пульсации воздушного пространства, мастера тонких градаций световых горизонтов.
Архип Куинджи был истинным новатором, предвосхитившим формальные поиски художников русского авангарда. И. Крамской писал:
«У нас в России до Куинджи никто не был так чувствителен к весьма тонкой разнице близких между собою тонов, и ...никто не различал, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».
Сам живописец говорил, что настоящий художник — тот, кто умеет уловить и отразить в картине внутреннее ощущение в его целостности.
«Ночное» — последнее произведение, в котором воплотились все творческие искания художника.
Это элегическое по настроению полотно возвращает зрителя к традициям искусства второй половины ХIХ века. Оно наполнено певучей мелодичностью, поэзией родных мест, окутано ее величавой и торжественной красотой. В пейзаже художник смог угадать и раскрыть тихое пробуждение природы в предрассветный час.
Тишина и покой дают возможность с особой остротой почувствовать бесконечность мира и его земную притягательность...