Куда поперся контейнеровоз?
gull_25 — 27.03.2021Мне довольно часто заказывали экспертизу детских колясок. Типовая проблема у бедных мамочек была такая: мама толкает коляску впереди себя по тротуару, а та через некоторое время упирается колесами в бордюр тротуара. Т.е коляска не хочет ехать по прямой. Вызвано это либо погрешностями при изготовлении рамы, на которую крепятся оси колес, либо погрешностями установки самих колес на оси. Но может случиться из-за ударов или, например, размещением в коляске более тяжелых предметов, чем ребенок (предельный вес, допускаемый к перевозке указан в паспорте). Имея некоторый опыт анализа отклонений хода, я решилась попытаться ответить на вопрос: почему застрял контейнеровоз в Суэцком канале. Начала с построения схемы.
Исходные данные:
1. Суэцкий канал. Ширина канала 120 м. Правда, в википедии сказано что есть участки шириной 150м. Но это до этой ширины контейнеровоз не дошел. Глубина канала 22 м., и его края не перпендикулярны дну. Ширина дна 40 м.
2. Контейнеровоз. Длина 400 м, ширина 59 м, осадка 14 м. Форму ватерлинии контейнеровоза я взяла здесь
Вот как выглядит застрявший контейнер на моей схеме. В верхнем правом углу показано как размещается эта громадина в канале. Пропорции соблюдены. Достаточно контейнеровозу отклониться от курса на 10° и все - он застрял! Точно по курсу ходят только поезда и трамваи - там рельсы держат курс. Но даже в этих железяках есть колебания - они вызваны зазорами в колесных парах. Эти колебания малы. Самолеты, автомобили, морские и речные суда рыщут около курса. За его соблюдением следят приборы и шоферы, летчики, штурманы.
Ниже приведена схема рулевого механизма судна. Не будем себя мучать разборками. Когда штурман крутит штурвал, через систему механизмов поворачивается перо руля. Слабыми местами в механизме рулевого управления это самое перо и баллер. Из-за их износа в процессе движения судна возникают погрешности от 2 до 4 градусов. Если при повороте штурвала отклонение превышает 5 градусов, то судно может войти в порт только с разрешения капитана порта, а в канал - с разрешения службы, обслуживающей канал. Прошла информация, что перед входом в канал капитан судна докладывал владельцу о каких-то проблемах. Тем не менее, судно впустили, значит погрешность руления меньше 5 градусов.
Но это при идеальной передаче движения штурвала к рулевому механизму. Мы же выяснили, что и сам процесс руления имеет погрешность из-за деформаций узлов и их износа. Эту характеристику проверяют перед каждым выходом судна в море. Про застрявший контейнеровоз я данных не нашла, но применяю свои знания в теории технических измерений: погрешность измерительных приборов должна быть в 4-10 раз точнее измеряемой величины. Мы помним, что аксиометр на руле имеет погрешность ±1° значит, погрешность руления составит минимум ±4°. Вот все эти погрешности и оставили штурману! Из допускаемых 10° у него всего 5° для удержания контейнеровоза по центру канала.
Но и этими несчастным 5° радоваться не приходится. Контейнеровоз не стоит на месте, а идет по каналу. Скорость срабатывания рулевого управления (моряки говорят "перекладки руля") составляет 28 -30 секунд. А куда ускачет контейнеровоз за эти полминуты? Нужно вычислить на сколько метров уйдет судно за эти секунды, пока руль меняет курс. Я прикинула - чуть меньше одного градуса. Так что у штурмана жесткий регламент: осталось всего 4° на отклонения от курса (оси канала). Но и это не все. Если взглянуть на канал сверху, то мы увидим, что он не прямолинейный, есть изгибы, а это дополнительные ограничения для руления, правда на карте видно, что в местах изгиба канал имеет большую ширину.
Итак, контейнер мог застрять по двум причинам:
-рулевое управление было неисправно или имело погрешности руления выше допустимых норм;
— штурман не справился с таким ювелирным рулением своей громадины в узком канале.
Даже если злополучный контейнеровоз снимут с мели, он застрянет вновь. Может службе управления каналом стоит научиться просчитывать риски и не впускать в канал таких гигантов?
|
</> |