Кто такие летописные "лапотники"?

топ 100 блогов avixa06.02.2024
Кто такие летописные лапотники?

Вот как описывает Карамзин очередные события:

На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII  веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские. 

Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться. 

Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».

Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.

Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются,  это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.

Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса: 

1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;

2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В самом начале отпуска была в гостях у художника. Сделала фото некоторых картин. Хотела сразу выложить, но не получилось. Кажется, что время очень быстро уходит и его явно не ...
Существует расхожее мнение, что в СССР катастрофически не хватало разного рода свободы, кругом была обязаловка, государство навязывало всем идеологию марксизма-ленинизма, а несогласных хватали чекисты и отправляли в ГУЛАГ. Но так ли все было на самом деле? Не является ли перечисленное ...
В прошлый раз я вам рассказал о замке Тракошчан и о великом обломе, ожидающем здесь тех, кто хочет запечатлеть тамошнюю неоготическую обстановку. С парком все гораздо проще: он бесплатный, гулять можно без ограничений. Впрочем, парк Тракошчана - это в нашем понимании лес. Дорожки - ...
Друзья, хочу поделиться с вами новостями из нашего ремонтного проекта. Мне нравится, что мы делали ремонт неспеша, и нравится, что сейчас процесс несколько интенсифицировался. Это получилось само собой, и вот мы выходим на финишную прямую, которая если и не будет короткой, то всё равно ...
... знаменитый эпизод из фильма "Бриллиантовая рука", где мальчик идёт по воде, аки по суху, сопровождаемый песнопением "Господу помолимся", да ещё и с нимбом над головой, снимался натурально и без спецэффектов. Светящийся нимб, так напугавший Гешу Козодоева, на деле оказался ...