Кто такие летописные "лапотники"?
avixa — 06.02.2024Вот как описывает Карамзин очередные события:
На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские.
Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться.
Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».
Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:
В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.
Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются, это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.
Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса:
1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;
2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?