Кто такие летописные "лапотники"?

топ 100 блогов avixa06.02.2024
Кто такие летописные лапотники?

Вот как описывает Карамзин очередные события:

На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII  веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские. 

Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться. 

Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».

Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.

Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются,  это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.

Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса: 

1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;

2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Много слышу разговоров о том, как в СССР нехватало продуктов для населения и страна влачила находилась в полуголодном состоянии. Сейчас молодежь стращают тем, что в СССР в магазинах было пусто и купить нормальную еду было большой проблемой. Я ...
Понравился сериал 2023 года «Убийство на краю света/A Murder at the End of the World». Дарби Харт, детектив-любитель, приглашена в изолированный отель одного из богатых людей мира в Исландии. Миллиардер собрал лучшие умы для своего будущего проекта, но вскоре в ...
С утра военные источники ЛНР сообщают о высокой активности ВСУ в направлении поселка Желобок, расположенного к западу от Славяносербска. Атакуют части 93-й  омбр, причем судя по сообщениям, в атаках задействованы достаточно ограниченные силы, что выглядит как разведка боем. 3 ...
Иногда я смотрю на своего старшего кота и мне кажется, что если он мог писАть, то он написал бы следующее: Добрый вечер, сообщники. Пиши с пустого аккаунта, чтобы меня не узнали те, с кем мы знакомы. Давно читаю ваше сообщество и вижу, что многим тут помогли, и надеюсь на ваш коллекти ...
Мой дом - моя крепость! Но какой бы неприступной и надежной эта “крепость” не была, позаботиться о ее безопасности, никогда не будет лишним. Главное, правильно определиться со способом обеспечения, этой самой безопасности. Для своего жилища, в качестве дополнительной меры безопасности, я ...