Кто такие летописные "лапотники"?

топ 100 блогов avixa06.02.2024
Кто такие летописные лапотники?

Вот как описывает Карамзин очередные события:

На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII  веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские. 

Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться. 

Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».

Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.

Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются,  это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.

Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса: 

1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;

2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Аноним Уже несколько месяцев в комментариях к моим записям отписывается Аноним. Не знаю, один он или их несколько, но сообщения отсылает этот аноним нескольких типов - но на одну тему.   Аноним я осуществляю черные ритуалы по ...
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил журналиста В.Р. Соловьева с 60-летием со дня рождения. В.Р. Соловьеву Уважаемый Владимир Рудольфович! Сердечно поздравляю Вас с 60-летием. За многие годы работы в массмедиа Вы сформировали свой стиль общения, для ...
Пы- производственное вчера было 3 фигуры, завтра должна быть готова еще одна- думал сфотографировать все 4. Вчера забрали одну- эти вот заберут сегодня в обед.Завтра свеже сделанная остается стоять круглой сиротой до начала следующей недели. Февраль .скоро 23, а потом - 24 мдя. ...
Для завязки разговора заглянем в т.н. основной закон -- Конституцию РФ в ту часть, где говорится об обязанностях государства перед народом. Статья 2-я гласит, что: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и ...
Доплела гердан, остались снизки и, похоже с герданом сюрприз, я поняла, что это не совсем панда. Скоро покажу. Не играла на пианино во вторник, потому что бисер меня захватывает больше. Дождалась профессора с университета, покушали и пошли гулять Привезли в отель туристов На пляже ...