Кто такие летописные "лапотники"?

топ 100 блогов avixa06.02.2024
Кто такие летописные лапотники?

Вот как описывает Карамзин очередные события:

На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII  веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские. 

Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться. 

Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».

Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.

Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются,  это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.

Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса: 

1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;

2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
19 июня 2020 года Владимир Путин опубликовал статью за своим авторством, написанную скорее всего не им самим, а коллективом авторов. Что не слишком удивительно и тем более не возмутительно. Дело обычное для государственных деятелей его масштаба. Вспомним для примера нашего дорогого ...
Продолжение, начало — https://cand-orel.livejournal.com/1291755.html Харира (Марокко). Когда солнце садится в месяц Рамадан, многие марокканцы разговляются тарелкой горячего рагу из нута. Корица, имбирь, ...
Перерабатываю кабачки, метель с морозом, интеграционный договор, цены и скидки, обновление кухни. 3 ноября, среда. Возилась с твёрдым кабачком, доваривала икру, две баночки закрыла, а половина осталась на съедение. Собралась жарить блинчики, но сначала надо сходить в Абсолют, позже ...
Вот (представляю я) сажусь я в машину времени и прямиком в девяностые - к какому-нибудь тогдашнему нацболу. Можно залететь во вторую половину 1996 года, когда начался второй срок Ельцина (он тогда казался бесконечным), или в декабрь 1999 года, когда на думских выборах потерпел поражение ...
Смартвотч (“умные часы”) — это вам не умное голосование. Смартвотч, к примеру напоминает мне время от времени, что нужно дышать. Просто дышать — и ничего больше. Так прямо смартвотч мне и говорит: “Дыши! Дыши ровно минуту, зараза такая, дыши, не отвлекайся!” Вот не было бы у меня ...