Кто такие летописные "лапотники"?

топ 100 блогов avixa06.02.2024
Кто такие летописные лапотники?

Вот как описывает Карамзин очередные события:

На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары, или, может быть переселились туда с берегов Дона в VII  веке, не хотев повиноваться хану козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и торговым, имели сообщение посредством судоходных рек с севером России, а чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая овладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с Новгородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные торки, союзники или наемники россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем народе, единоплеменным с туркоманами и печенегами: он кочевал в степях на юго-восточных границах России, там же, где скитались орды печенежские. 

Великий князь победил болгаров, но мудрый Добрыня, по известию летописца, осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками, пойдем лучше искать лапотников!» Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют больше причин и средств обороняться. 

Владимир, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: «Разве тогда нарушим договор, когда камень начнет плавать, а хмель тонуть в воде».

Это его несколько вольный пересказ сего фрагмента ПВЛ:

В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и так победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: «Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не платить — пойдем, поищем себе лапотников». И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». И вернулся Владимир в Киев.

Оставим в стороне домысел Карамзина о новгородцах, которые в ПВЛ не упоминаются,  это не столь важно. Но он неверно изложил слова Добрыни: «Этим дани нам не платить», означающие на самом деле следующее: «Эти нам дань платить не должны». Далее: не болгары смиренно клялись перед Русью, это была взаимная клятва.

Карамзин разъясняет кто такие камские болгары и торки, но обходит вниманием лапотников. Посему весьма естественным образом возникает два вопроса: 

1) почему носящие сапоги, будучи побежденными, не должны платить дань;

2) кто такие эти лапотники, которые, выражаясь языком братков 90-х, «должны по жизни»?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравствуйте уважаемые. Простите меня, но сегодня много из этого фильма у меня на странице. Такой день. Все вы, наверняка помните Георгия Петровича, командира эскадрона, которого блестяще сыграл Владимир Дружников. Роль не большая, но очень и очень яркая. Именно комэск сыграл главнейшую ...
Вроде ничего не случилось, но смутные сомнения меня тревожат... Либо развейте их, либо подтвердите.Короче - господа, зная номер кредитной карточки, имея ее фотографию и секретный код, можно ли как-то использовать это во вред владельцу ...
Пишет le_ra : Лет 10 назад я начал активно участвовать в проектах, занимающихся охватом биоразнообразия в отдельно взятой маленькой стране. И уже тогда постоянно задумывался и даже немного философировал на тему некоего девайса на манер центаврианской флешки, призванного сей ...
Я знаю, что попытка разместить сообщение в этом сообществе может быть опасна для моей нервной системы. И всё же! Одна очень уважаемая мною участница сообщества сегодня поклялася ("зуб даю"), что та мука, что на румяных корочках хлебов, выпеченных ...
В Топе 61-я часть (мама дорогая!) размышлений Илларионова о том, как Путин стал президентом. (Напомню, что Илларионов был советником Путина довольно продолжительное время и ушел по собственному желанию потому, что к нему мало прислушивались. То есть, его уважали, а не гнали ссанными ...