Недавно одна женщина очень расстроилась из-за конфликта с матерью.
Та затеяла весеннюю уборку и нуждалась в помощи. Получившая премию
дочь с радостью взялась помочь, предложив вызвать проверенный
клининг. Это предложение было встречено слезами и проклятьями. Как
это так, при живой дочери дом будет мыть чужая тетка? Ты там совсем
с ума сошла? Обе стороны были очень обижены, и не понимали друг
друга. Дочь не понимала, что от нее нужно: шашечки или ехать. Мать
не понимала, как можно быть такой бездушной, после всего, что я
сделала для тебя.
Еще один вопиющий случай произошел в обычной многоэтажке, где
нежелающая терять хорошую должность женщина через месяц после родов
наняла няню. Заметив это, бдительная пожилая соседка обещала
пожаловаться работодателю, а если не поможет, то и до самого верха
дойти. Что это еще такое, где это видано, почему тебя вообще
допустили до работы? А с твоим ребенком чужая тетка сидит?
Показателен и еще один случай. В одной семье внук, отвечая на
вопросы бабушки и дедушки, чем он питался у родителей, открыл
страшную правду. Он ел купленный в магазине бокс с макаронами и
сосиской. Бабушка с дедушкой поахали, поохали, объявили мать
ехидной и попытались накормить ребенка котлетами с гречкой. Но тот
наотрез отказывался от такого обеда. В итоге пришлось идти в тот же
магазин, покупать там те же сосиски и те же макароны. И варить.
Потом, когда бабушка попыталась предъявить маме претензии из-за
готовой еды, та лишь глазами хлопала. Мол, у вас он ел то же самое,
в чем проблема? Женщины находились в каких-то разных системах
координат. Для матери все макароны и сосиски в этом магазине были
примерно одинаковыми. Для бабушки была огромная разница между
домашней едой и покупной.
Я долго думала, почему такие конфликты возникают. Вот, какие мысли
пришли мне в голову.
«Если женщина сама заработала, то и ладно. А если муж зарабатывает,
а у бабы маникюр, то и идет такая баба к черту» Из мужских
комментариев
Ну, в самом деле, учитывая динамику средних зарплат и уж тем более
пенсий, далеко не каждый может позволить себе бытовые услуги.
Естественно, что те женщины, которые зарабатывают – я пофантазирую
– пять тысяч в час, предпочтут нанять клининг, чем убить три-четыре
часа времени на уборку. Но у абсолютного большинства женщин такого
выбора нет, они и так едва сводят концы с концами. То же самое
касается и семей. Многие мужчины не стесняются открыто говорить,
что заводят женщину как раз ради уюта, вкусной домашней еды,
бытовых хлопот, и так далее, чтобы экономить деньги, а не тратить
их. Бытие определяет сознание. Чем шире прослойка среднего класса,
там больше людей используют чужую помощь за деньги. Потому, что
могут. У тех, кому повезло меньше, велик соблазн завидовать и
обесценивать. Ну а что еще сделаешь? Есть и такой нюанс – если
начать платить за услуги, то придется хотя бы у себя в голове
признать их платными. А это чревато настоящей революций в сознании
и полным сокрушением основ. Ведь из разряда «бабьи проблемы» быт
переходит в раздел «проблемы семьи, которые решаются общими
деньгами».
«Наблюдаю определенную категорию мамок, которые всю свою любовь и
заботу к чаду выражают через кормежку - все время готовят и кормят.
Такая мамка может никуда ребенка не водить, никак не развлекать,
даже не общаться с ним, весь интерес - что ему приготовить и когда,
чтоб не дай бог он не был голодным или не стал есть вредную еду».
Из комментариев на одном мамском форуме
Знаете, смысл и ценность некоторых вещей я и сама хорошо понимаю.
Например, для меня мать, пулей вылетевшая из декрета на работу,
когда еще даже швы не срослись – скорее жертва обстоятельств или
женщина с большими перспективами, ради которых она отказывается от
естественного хода жизни. Все-таки я вижу ценность в возможности
спокойно прийти в себя, постепенно восстановиться, побыть с
младенцем, и так далее. В идеале я вижу роль няни скорее
помогающей. Она подменяет уставшую маму, дает ей возможность
выспаться, заняться своими делами.
В других случаях связь для меня не так однозначна. Но для многих
именно горячий обед, чистота и уют были способом проявления любви к
своим детям, единственным доступным им языком любви (ведь
проявление чувств часто находится под запретом). Для них
собственноручно вымытый пол практически равен разговору по душам,
объятиям, ласке. А появление чужой женщины в доме действительно
сродни появлению в доме работницы фирмы «Клубничка». То есть это
воспринимается каким-то суррогатом, заменяющим отношения и
близость. К слову сказать, мне немного жаль людей, умеющих выразить
близость только на таком языке. Наверное, они могут чувствовать
себя очень одинокими. А их родственники могут плакать, кричать,
просить поговорить нормально после ссоры… А в ответ одно:
- Ты блинчики будешь?
Ну да, такая же традиция, как дедовщина. Только бабовщина. Я
страдала, и ты страдай. Сколько раз мы с вами говорили об этом.
Люди, застрявшие в своей травме, обречены воспроизводить ее вновь и
вновь. Им нравится смотреть, как в подобных обстоятельствах
страдает кто-то другой. Выходит, для поколения наших родителей,
условно, быт был травмой? Страшной ломкой личности, которую
пришлось пережить, и личность срослась в искореженном, искалеченном
виде? Но ведь такое отношение к быту далеко не у всех…
Есть женщины старшего поколения, которые идеально, великолепно
освоили всякие доставки, клининги, и прочие помощи. И возраст им не
помеха. Выходит, если бы и ломает, то далеко не всех? Что-то мне
подсказывает, что для некоторых такие «традиции» - это просто
удобный способ доминирования. Не зря же в примере мать попрекала
дочь, а свекровь – невестку. Тут смысл глубже, чем просто смотреть,
как кто-то делает то, что не хочет. В этот момент ты как бы
становишься начальником… Оцениваешь, проверяешь качество работы…
Видишь чужую усталость… А клининг… Ну пришла женщина, взяла деньги,
ушла. Без всех этих ролевых игр. Пытка всяким дачным садо-огородо
из той же серии.
Я, кстати, чаще всего слышала про необходимость защищать свою кухню
(а иногда и туалет) от засилья «чужой женщины» вот в связи с чем. Я
очень люблю разного рода мистические истории, и там часто такая
помощь в быту, особенно человеку изначально ослабленному,
описывается как часть колдовства. Мол, вот вселилась такая
помощница к одинокому старичку, да и сжила его со свету. Или вот
стала домработница в дом ходить, да и увела мужа. Или пришла
свекровь/теща, пошептала что-то над кастрюлями, муж и спился. Это с
одной стороны элемент магического мышления, а с другой стороны – ну
реально же небезопасно, если в твоем доме хозяйничаешь не ты.
Опасно, когда бабушки с напором оттесняют молодую мать от внука.
Опасно, когда пока жена в больнице, соседка заглядывает на огонек
приготовить мужу ужин… До недавнего времени рынка услуг не было, а
в некоторых местах нет его и сейчас. А все «нерыночные» отношения
такого рода весьма чреваты. Так что есть в этих опасениях и
рациональное зерно. Появление чужой неприятное женщины (да и
мужчины), хозяйничающих у тебя как у себя дома – очень дурной знак.
И даже с персоналом надо держать дистанцию. Это я за одну известную
балерину последнее время переживаю. Ведь отчасти тот, кто
контролирует твое питание и быт, контролирует и твою жизнь…