Кто скрывался за рисунками на популярной в СССР колоде карт
amarok_man — 24.07.2020
Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне
возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую
колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были
одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый
взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что
наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев.
Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой
колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего
костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.
Антисоветчина?
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения
Александровна
В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным
требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в.
Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю
как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая
II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы
запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря
чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных
картах.
Карты колоды «Русский стиль», срисованные с участников
костюмированного бала
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле
придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок,
воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал
художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской
империи.
Прототипы бубнового валета и трефовой дамы
Прототипы червовой дамы и трефового валета
Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в
«Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей,
валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы
участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные
древнерусским оружием и доспехами.
Карты из колоды *Русский стиль*
В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали
эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на
Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский
стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых. После революции
мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова
начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский
художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с
оригинальной колоды для офсетной печати.
Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием
Ивановым
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой
популярной и продолжала выпускаться. Ведь даже карты часто
использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты»,
«Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Но они не
смогли конкурировать с «Русским стилем». И память о последнем
костюмированном бале империи «легально» сохранялась на протяжении
всего ХХ столетия.
Участники последнего костюмированного императорского
бала
https://cameralabs.org/9818-kto-skryvalsya-za-risunkami-na-populyarnoj-v-sssr-kolode-kart