рейтинг блогов

Кто сбил М.П. Девятаева 13 июля 1944 года? (небольшое исследование на коленке)

топ 100 блогов mordig8126.04.2021 Стоит отметить, что несмотря на пристальное внимание к подвигу М.П. Девятаева (несколько документальных фильмов и книг) его боевой путь мало изучен, родственники больше зациклены на его подвиге и нормальной боевой биографии не найдешь. В общем когда его сын, Александр, лет так 5-6 назад приезжал в г. Саранск и зашел в Мемориальный музей Военного и Трудового подвига 1941-1945 гг. он удивился большому количеству материалов из ЦАМО - у нас работал известный местный краевед И.С. Бурнайкин (у мер в 2012 году), который привозил много копий документов.
В начале войны М.П. Девятаев воевал в 163 иап (на начало войны базировался в г. Могилев и входил в 43 ад, на вооружении И-16), где сбил лично 1 немецкий самолет и несколько совместно с другими летчиками (групповые победы). При этом он предположительно первый из уроженцев современной территории Республики Мордовии, который сбил первый немецкий самолет в Великой Отечественной войне - 24 июня 1941 года Ю-87 в районе Минска (по справочнике А.Н. Заболотского и Р.И. Ларинцева "В прицеле Ju 87" в этот день немцы безвозвратно потеряли в районе Минска от атак советских истребителей 6 Ю-87).
2 июля 1941 года 163-й иап, сдав 4 оставшихся И-16 в 23-ю сад, убыл на переформирование, но М.П. Девятаев прошел переобучение на ЯК-1 и был направлен в 237-й иап, который 27 июля 1941 года окончил формирование в 6-м зиап (г. Орел). 5 августа 1941 года 1-я эскадрилья 237-го иап была отправлена в распоряжение 6-го иак ПВО (г. Тула), где оставалась до 23 августа 1941 год.
Из книги "Побег из ада": В районе Тулы я с напарником Яшей Шнейером ввязался в бой с большой группой фашистских бомбардировщиков. Несколько раз мы заходили в атаку, поливая их пулеметным огнем. Нарушили их строй и одного сбили. Но и я был серьезно ранен в этом неравном бою, а мой самолет подбит. Попал в госпиталь. Обидно и тяжело было отлеживаться в тылу в то время, когда товарищи продолжали биться с врагом. Промучился там 13 дней и, видя, что лечение может затянуться надолго, решил бежать из госпиталя. В одном халате и тапочках явился в свою часть. Ну и попало же мне тогда от командира и комиссара за этот побег! Но машину в конце концов дали. Я опять в строю. По некоторым сведениям, предположительно в этом бою М.П. Девятаев совместно с Я. Шнеер (по ОБД Мемориал погиб 5 августа 1941 года) сбили 1 Ю-88 (групповая победа).
16 (по другим данным 23) сентября 1941 года был тяжело ранен в правую ногу в воздушном бою, но смог совершить посадку на аэродроме г. Лебедин. Далее госпиталя в г. Харьков, Сталинград и Саратов. 11 января 1942 года после излечения направлен в высшую школу РККА. Что за школа мне непонятно. Вот здесь нашел сведения, что в годы ВОВ в Казани была Высшая специальная школа Генерального штаба Красной Армии. Достоверно неизвестно кого она готовила, но говорят разведчиков для заброски в тыл - может как !!!предположение!!! именно здесь его учили летать на трофейных немецких самолетах. Помню что среди мифов о М.П. Девятаеве встречал следующий - что это суперразведшкола и его специально готовили для заброски в тыл и типа он специально подставился в бою и затем (!!!) сумел попасть на остров Узедом где располагался секретный ракетный центр Пенемюнде, и выполнил задачу по угону суперсекретного немецкого бомбера. Но я думаю все это миф. Достоверно известно, что обучение он не закончил в школе и 20 декабря 1942 года был отправлен в распоряжение МВО, откуда был послан в г. Алатырь (Чувашия) в 714-й запасной нбап. Однако вероятно это был 714-й нбап, который проходил переформирование в отдельный авиаполк связи до августа 1943 года. После чего убыл на фронт, но М.П. Девятаев уже 18 сентября 1943 года из него переведен в 1001-й отдельный санитарный полк. Только с 20 сентября 1943-го по 1 января 1944 года лейтенант Девятаев эвакуировал в тыл 140 раненых (в том числе шестерых генералов) и доставил в госпитали на передовой 750 литров крови, 1450 килограммов медикаментов и 45 медработников. Был награжден орденами "Красное Знамя" и "Отечественная война I степени".
В мае 1944 года, при содействии своего бывшего командира Владимира Боброва, М.П. Девятаев вернулся в истребительную авиацию. Он проходил обучение на полеты на истребителе "Аэрокобра" в 104-м гвардейском истребительном авиаполку. Согласно ЖБД полка 4 июня 1944 года М.П. Девятаев на самолете с номером "100" (самолет гв. подполковника В. Боброва) совершил первый тренировочный полет и первый боевой вылет состоялся именно 13 июля 1944 года - первый и последний в 1944 году.
Из ЖБД 104-го гвиап: 10 вылет. 13.07.1944. Бобров (полковой номер самолета - 100), Девятаев (11), Ворошилов (19), Михалин (12), Турянский (15), Логинов. 19.20 – 20,10, 50 минут. Облачность 10 балов, высота 500-2000 м. (Видимость?) 4 км.
Задание выполнено. H-800 м. В районе прикрытия на H-600 м встретили 16 ФВ-190, из которых часть была с бомбами и часть без бомб. Восьмерка кобр завязала бой. В результате боя противник понес потери. Ст. л-т Девятаев атакой сверху в хвост с дистанции 30-40 м зажег одного ФВ-190, который с бомбами упал западнее Чабик 85 (предположительно место на размеченной карте - mordig81) Горохув (реальное место на карте - mordig81). Наблюдал и подтверждает подполковник Бобров. Гвардии подполковник Бобров атакой в хвост сверху с дист. 40 м зажег одного ФВ-190, который упал в районе Чабик 112, Княжув. Падение наблюдал Ворошилов, он же (Бобров – mordig81) заметив на взлете с аэродрома Карна (??? неразборчивое слово) взлетающих ФВ-190, атаковал сверху в хвост (на одной высоте) одного ФВ-190. Самолет загорелся и упал в районе аэродрома (???) (согласно справочнику М.Ю. Быкова «Все асы Сталина» - Переспа). Мл. л-т Ворошилов, зайдя в хвост на одной высоте зажег одного ФВ-190, который упал в районе Чабик 84, (согласно справочнику М.Ю. Быкова «Все асы Сталина» - Печехвосты). Падение наблюдал летчик подполковник Бобров. Заметив одного ФВ-190, атакующего самолет Девятаева, хотел отбить (???), в это время ФВ-190 уже вел стрельбу и зажег самолет Девятаева. Девятаев планировал на горящем самолета и был потерян из видимости, так как летчики вели бой. Радиосвязь работала хорошо. Погода: облачность, H-500-800 м, местами дождь.

Можно предположить, что 8 Аэрокобр 104-го гвиап повезло - они вышли на группу немецких штурмовиков ФВ-190 (была как истребительная версия данного самолета, так и штурмовая) уже взлетевших со своего аэродрома и атаковали их сверху с выгодной позиции, но после нескольких удачных атак были атакованы немецкими истребителям - согласно советским документам ФВ-190, получается группой прикрытия, которая взлетала вместе со штурмовиками?
В сети интернет есть данные о заявках немецких пилотов на сбитые советские самолеты - в ней я обратил внимание на одну запись:
13.07.44 Oblt. Rudolf Trenkel Stab I./JG 52 LaGG-5 51 711: at 2.500 m. 17.35 Film C. 2035/II Anerk: Nr. 97
Расшифрую ее для неспециалистов: старший лейтенант Рудольф Тренкель из штаба (по другим данным воевал в составе 2-й эскадрильи) I группы JG 52 в 19,35 (по московскому времени, выше указано берлинское) заявил о сбитом советском истребителе ЛАГГ-5 на высоте 2500 м в квадрате 51711. Последнее благодаря специальному конвертеру (это большой квадрат 25) - район леса западнее село Лесовое Золочевского района Львовской области (17 км северо-западнее Броды или 34 км юго-восточнее Горохов/Горохув). Отдельно отмечу, что это не район падения - это район где был подбит самолет Девятаева и он еще в горящем самолете планировал.
Согласно ww2.dk I группа JG 52 базировалась:
10.6.44 - 22.7.44 Pelonilzna (не смог найти где-это)
22.7.44 - 25.7.44 Stryj (предположительно г. Стрый Украина, что примерно 54 км южнее Львова)

Военнопленный
Все вышеуказанное - это мои предположения!!! Да район близко к Бродам, но старший лейтенант Рудольф Тренкель летал на Bf(МЕ)-109G, а не ФВ-190, да и перепутана марка советского самолета (в этот день согласно ЖБД 8 ВА были сбиты или не вернулись 1 Аэрокобра (Девятаев), 2 ЯК и 3 ИЛ-2. Я думаю френды-историки авиации скажут свое веское слово - возможно все-таки Тренкель сбил другого, а не М.П. Девятаева. Пока же отмечу что для немецкого аса (138 побед) предположительно сбитый самолет М.П. Девятаева стал 99 победой.
Кто сбил М.П. Девятаева 13 июля 1944 года? (небольшое исследование на коленке)
Идем далее - в фильме о Девятаеве (предположительно 1960 года) приводиться интересный документ о пленении Девятаева (я его ранее не видел, но я не специалист по Девятаеву):
Девятаев зенитчики
Девятаев зенитчики2
В этом документе от 13 июля 1944 года предположительно командир 861-го моторизованного легкого зенитного дивизиона капитан Кнолл (Knoll) сообщает о захвате в районе Львова (Лемберг) в плен летчика дивизии Айрокобр Девятаева и даже приводятся фамилии участвующих в захвате главный вахмистр Дидель (Didel), унтер-офицеры Бах (Bach) и Шёенгези(?) (Schöngesi) и возможно еще кто-то там но не видно.
Ниже идут биографические данные М.П. Девятаева, где он говорит что он не русский, а мордвин :)))
Далее концлагеря, попытка бегства, отправка в Заксенхаузен, подмена карточки, Узедом, побег, фильтрация, поездка с Королевым на Узедом в сентябре 1945 года, возвращение домой и после 12 лет признания подвига и ГСС. Но все это доступно в книгах и фильмах.
Еще раз говорю что написано выше - это мои предположения на найденных мною в открытых доступе документах - специалисты поправят - может я где-то неправ, не правильно трактую документы или даже "натягиваю сову на глобус". Так что жду критических замечаний.

P.S. Ну и отголоски предыдущей записи:
Кто сбил М.П. Девятаева 13 июля 1944 года? (небольшое исследование на коленке)
Внимательно прочитайте повреждения самолета в Протоколе осмотра - стабилизатор и рули глубины оторваны и находятся сзади самолета. То есть вот эти фотки + еще одна гуляющая по инету как фото самолета, на котором сбежал М.П. Девятаев являются фальсификацией. Я предполагаю, что вначале было подписано типа вот на таком самолете сбежала группа Девятаева, которое вдруг затем трансформировалась в подпись, что это реальное фото самолета.
нвф778-3 Самолет Хе-111 на котром сбежал М.П. Девятаев

P.P.S. Вот прекрасная статья на варспоте - https://warspot.ru/18922-pobeg-iz-penemyunde
Там дюже интересные документы есть.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В срок сдала проект шабашки. Кольцевая развязка. 16 тысяч квадратов плюс тротуары. В одну рожу за 4 недели. Ахренедь можно! Моя подсознанка воспринимает произошедшее примерно, как роды. В процессе выворачиваешься наизнанку, тяжело, нихрена непонятно, невыносимо, скулишь, что ...
Надеюсь, френды, вы хорошо проводите время. Мы в глубоком Подмосковье, и выбраться отсюда, когда народ массово поедет в  столицу, пожалуй, будет сложнее, чем добраться до Москвы откуда-нибудь из Магадана или Нарьян-Мара. Поэтому мы решили ...
Бойцы спецотряда быстрого реагирования Росгвардии Москвы вынуждены были применить огнестрельное оружие при попытке задержать в столице подозреваемого в расстреле бизнесмена. Момент захвата был запечатлен оперативной съемкой сотрудников столичного управления ведомства. Предполагаемый ...
Пока смотрел ООНовские страницы для подготовки предыдущей записи , увидел в англоязычном варианте списка террористических организаций такую особенность заполнения графы Nationality для террористов родом из России. Выставляется где что – где-то «Iraqi», где-то отдельно указывается «Bav ...
Провел ревизию запасов чая.Насчитал 26 сортов.Цейлонский,индийский,кенийский,азербайджанский,юньанский красный с османтусом и зеленый разных видов и пу-эр и ...