Кадр из фильма «Совесть»
Кто победит ничто
novayagazeta — 30.08.2021 О самом главном, что случилось на XV Международном фестивале им. Андрея Тарковского.Алла Демидова. Кадр из фильма «Кто тебя победил никто»
Нет. Это не обзор в привычном смысле слова. Хочется рассказать о
самом, на мой взгляд, существенном, случившемся на форуме имени
главного отечественного кинопоэта.
Сроки юбилейного XV Международного кинофестиваля имени Андрея
Тарковского «Зеркало» все время сдвигали. И поэтому программы
формировали в экстремальном режиме, что, впрочем, не отразилось на
их насыщенности.
Любопытно следить за тем, как фестиваль превращается в
мультижанровый форум искусств, перекресток, на котором кинематограф
периодически уступает дорогу научным конференциям, променад —
спектаклям, выставкам, а классика — современности.
Открылось «Зеркало» композицией Филиппа Горбачева и группы
«Колокол», в которой ритмы техно и индастриала сосуществуют на
равных с настоящим колокольным перезвоном. «Для меня музыкальная
деятельность всегда была связана с покаянием, радостью, духовными
американскими горками, потому что без них вообще ничего невозможно
сделать», — говорит Горбачев.
Открытие состоялось в День российского кино, 27 августа, в
Юрьевце — городе детства Андрея Тарковского, который он воссоздавал
в «Зеркале», как Феллини воссоздавал родной Римини в «Амаркорде».
Сегодня Юрьевец — место паломничества синефилов со всего мира. Вел
церемонию режиссер, актер, художественный руководитель
«Гоголь-центра» Алексей Агранович. На территории бывшего
Юрьевецкого пивоваренного завода построены сцена и уличный
кинотеатр, в котором идут показы и встречи с авторами
фильмов.
«Совесть» Алексея Козлова представляет Россию в международном конкурсе. У этой камерной черно-белой картины три награды Шанхайского фестиваля, состоявшегося в июне этого года.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
«Совесть», режиссер Алексей Козлов
Двадцатые годы. Постреволюционный Питер, замерший в черной расщелине эпох. Бандитские малины, расстрельные списки, тушенка из-под полы, конфискованные слитки золота. Борис Аркадьевич (Владислав Комаров) из бывших, профессор права, для которого правосудие — не право судить, а правильный суд и презумпция невиновности — не пустые слова. В свободное от лекций время помогает советской власти ловить бандитов. Мечтает о справедливом мире. Только время с каждым днем все надрывней, запутанней, душнее. И бандит Пантелеев, растерзавший и ограбивший брата профессора, и его прямой начальник — сифилитик, вор, и чекисты в галстуках и кожаных плащах, напоминающие образцово-показательных эсэсовцев — по сути, все убийцы, готовые вести «смертный бой» по отмашке сверху ради мифического «царства труда».
Мозг профессора закипает в неразрешимых вопросах. Во что превращается право в стране, отменяющей законы? И какова цена, которую приходится платить бесправным защитникам этого самого права? Мозг профессора спорит с его волей, но ни воля, ни страх не могут заглушить голос совести.
Не в состоянии профессор сделать мир справедливым. Даже спасти маленькую племянницу, намертво замолчавшую после убийства родителей. Фильм неровный, но с магнетическими моментами, в духе кино Германа. И еще мне запомнилась большущая комната в ЧК с мокрым полом. Черно-белая комната с запахом смерти и крови, только что смытой.
«Не верьте сказкам, они были правдой»
Тема «Зеркала-2021» — «Сказка как документ». Она выстроена вокруг
традиционной программы фестиваля «Костюм в кино» Надежды Васильевой-Балабановой,
художника по костюмам с гигантской фильмографией. В этом году она
«одела» две киносказки: «Конек-Горбунок» Олега Погодина и «Северный
ветер» Ренаты Литвиновой.
Тема сказки возникает и в творчестве Андрея Тарковского:
фестиваль «Зеркало» совместно с петербургским книжным проектом
«Порядок слов» выпустили книгу «Гофманиана» — не поставленный
сценарий Андрея Тарковского со вступительными статьями Олега
Ковалова и Ларисы Полубояриновой.
У Андрея Тарковского целый мартиролог задуманных, но не
рожденных картин. От «Идиота» и «Преступления и наказания» до
«Волшебной горы», «Иосифа и его братьев», «Мастера и Маргариты».
Например о замысле «Идиота» директор «Мосфильма» сказал: «Идиот»
«Мосфильму» не нужен». Та же участь постигла
«Гофманиану».
Сценарий писал по заказу эстонской студии, она выручила его в
трудные времена безденежья. «Гофманиана» должна была стать
своеобразным продолжением «Зеркала». «Гофманиана» вытекает из
предсмертной исповеди героя. Волшебник и сказочник Теодор Гофман на
пороге смерти. Вокруг тающего писателя собрались реальные и
выдуманные персонажи. И тут же зеркало, в котором он ищет свое
отражение. И не находит.
Зеркало и для Гофмана, и для Тарковского — не только средство
самопознания (как у Бергмана), но портал в иные, параллельные миры.
Сценарий Госкино не утвердило. Уже за границей он пытался к нему
вернуться.
Русских людей должны были играть русские актеры, самого Гофмана — Дастин Хоффман.
Кто тебя победил?
Режиссер и основательница журнала «Сеанс», автор и составительница
семитомной «Новейшей истории российского кино» Любовь Аркус
награждена почетным призом XV Международного кинофестиваля им.
Андрея Тарковского «Зеркало» за вклад в киноискусство. Фильм
Закрытия киносмотра — новая работа Аркус «Кто тебя победил никто».
В релизе сказано, что это фильм-портрет Аллы Демидовой на
фоне нескольких эпох и затонувшей Атлантиды советского
кинематографа. И театра, разумеется. Про фон все верно. Портрет? Не
знаю, во всяком случае, точно не байопик. Пять лет делался фильм.
Он и сейчас доделывается, уточняется. Словно автору никак не
расстаться со своей героиней. Магнетичной, невыносимой,
невероятной. Словно фильм как-то мучительно связал их. Удивительно,
но продюсер Константин Эрнст велел не торопить режиссера, видимо, в
память о временах, когда сам был создателем богемной арт-программы
«Матадор».
Поначалу фильм представляется их поединком: «Люба, если бы вы не были другом семьи… я бы ни за что на это не пошла…» Примерно тем же отвечает ей автор. Демидовой не нравятся бессмысленные — как ей видится — проезды на машине, проходы, то, как ее гримируют.
Кадр из фильма «Кто тебя победил никто»
Зачем «выглядеть», пусть будет как есть: усталая после бессонных ночей, немолодая женщина. То и дело возникает неподдельное напряжение: «Я даже отвечать не буду… Я не буду, как в художественном фильме…»
О своем несносном характере она знает лучше других. Многое объясняется детством, которое не любит вспоминать. Анемия, туберкулез.
Когда с такими данными воспитанная бабушкой-старообрядкой девочка вознамерилась утвердиться среди сверстников, они просто схватили ее и держали над рекой, грозя бросить вниз.
С тех пор ненавидит толпы. Взывающие к казни и восторженно славящие. Толпа всегда тюрьма, искусственная вентиляция. Она бросается в одиночество как в спасение, возможность самостоятельно дышать. «Одиночество учит сути вещей». Всегда вразрез с монолитными советскими надстройками и дружным бражничеством таганковской труппы. Вот редкая хроника — таганковцы в перерыве грандиозного, обжигающего «Гамлета» за кулисами поют-дурачатся, и только ее Гертруда тенью проскальзывает в свою гримерку, плотно прикрыв дверь. Да, она и в шумной, фееричной «Таганке» чувствовала себя лишней.
Кадр из фильма «Кто тебя победил никто»
Лишний человек на рандеву со временем. Когда «сукины дети»
устраивают травлю Эфроса, Демидова в ней не участвует, когда они
хором проклинают создателя театра Любимова, она встает на его
защиту: родного отца из дома не выгоняют. Ее максималистский выбор,
ее отчуждение, ее этический кодекс — неколебимы.
Экран ее приметил и востребовал уже за тридцать — в
постоттепельную эпоху сокрушительного разочарования. Но в это же
время случается «Зеркало». А там ее Лиза с нервными пальцами,
ближайшая подруга героини Тереховой. И ее дурацкий фляк — в финале
долгого прохода по коридору типографии. Актриса взяла и
подпрыгнула. А Тарковский взял и оставил это в фильме. И тут все
совпало: и наше знание о том, что эта Лиза утром умерла, и этот
фляк. Больно.
Чем отличается фильм «Кто тебя победил никто» от множества
актерских или режиссерских байопиков? Это кинороман, размышляющий о
времени. В главной роли — Актриса. Сквозной сюжет — «незримое
прорастание истории в человеке», в ролях, поступках. Здесь автор —
киновед и аналитик — исследует непростой путь отечественного театра
и кино, погружаясь в тайну искусства отдельной царственной актрисы,
так и не ставшей крепостной, выламывающейся из институций гниющего
Эльсинора с рычащим названием «Эсэсэсэр».
Отдельность Демидовой проявляется и в анализе женского
кинообраза эпохи застоя: директорши фабрик, мэры, странные, сладкие
женщины, ищущие своего мужчину. Это все не про нее. Хрупкую и
стальную. Взрослую. Штучную. Самодостаточную. Ее персонажи такие же
отдельностоящие: поэтесса, фанатичка, аристократка, колдунья,
герцогиня Мальборо.
Как бы ни пряталась под маской Посторонней, фильм высвечивает
притягательную силу актрисы, моменты ее восхитительного и
трагического романа со сценой или камерой. Ее гретогарбовскую
холодность, плавящуюся в «сверхчувственных энергиях» и странных
сближениях с гениями. Ее жертвенность. «Железная леди», умеющая
держать дистанцию между собой и ролью, готова выкладываться до
последнего, рискуя собой. В «…Каменном госте» Анатолия Васильева
она, едва придя в себя после двух операций, спасала спектакль
танцем с кастаньетами, вбивая каблуками в дощатый пол смерть, крик
боли.
В фильме редкая хроника — живые отпечатки истекшей эпохи, и
последние интервью Гаевского, Туровской, Муратовой. И неспешные
разговоры с Васильевым, Курентзисом, Серебренниковым.
И ведь с кем бы из великих Демидова ни работала — оставалась
хозяйкой роли. Посмела в образ своей диковинной женщины-птицы
Раневской влить «каплю цинизма, современного ломкого
интеллигентства — и тем самым рискованно приблизить ее к
современникам. Да и в муратовском «Настройщике» первоначально ее
состоятельная вдова Анна Сергеевна была более карикатурной,
провинциальной, это Демидова «заразила» ее чеховской нелепостью,
словно Дама с собачкой состарилась в провинции у моря, но так и не
приобрела никакого жизненного опыта. Их дуэт с Высоцким в «Гамлете»
и в «Вишневом саде» — необъяснимое чудо, алхимия, центр спектаклей
Любимова и Эфроса. «Свои лучшие роли они сыграли в паре», — скажет
Аркус.
Зависимость актерской профессии… ну сколько можно. Кажется, она
сама выбирала титанов: Любимов, Эфрос, Тарковский, Виктюк,
Шепитько, Муратова, Хамдамов, Бродский.
Наблюдаем, как она располагает себя на сцене, дирижирует
камерой, микрофоном. Готовится. И зрительницы, пришедшие на встречу
с ней, в гардеробе филармонии переобуваются в туфли. Готовятся к
встрече. Так было еще вчера. Сегодня она, как всегда капризничая,
едет на выступление в «Гнезде глухаря». Читает Бродского. «На сетчатке моей —
золотой пятак. Хватит на всю длину потемок». Зрители продолжают
пить, жевать, разговаривать. Ее руки в кольцах хватаются за
микрофон, как за соломинку — пытается выскользнуть из «черной
пустоты».
Как объяснит проницательная Муратова: «Ее мания величия — форма самозащиты». Курентзис добавит: «Просто она и есть театр, нет границы между игрой и жизнью».
Ее время? Его нет. Оно истекло вместе с ее режиссерами, любимыми критиками, ее зрителями.
И поэтому частые гудки, звучащие за кадром, — рефрен нового
времени. «Смежили очи гении». Кому звонить? Абоненты недоступны.
Остались голоса, и эпизод с голосом Бродского, пожалуй, самый
сильный в фильме. Как и воспоминание о парижских гастролях.
«Вишневый сад» в Париже. За кадром Эфрос, слова прощания: «Жизнь,
как вихрь, а люди не успевают за этим вихрем. Ветер сбивает людей,
уносит их. И вихрь всегда над нами. И мы слабее этого вихря,
которому название время. И время безжалостно, стремительно,
беспощадно».
Не доиграно, не доделано: «Ухожу недовоплощенной». Васильев
назовет это поражением. И у него нет труппы, дневники прописаны
восклицаниями отчаяния.
А сейчас, когда сильно задержавшись, выходит фильм «Кто победил тебя», он попадает в самое больное — наше общее поражение.
Она смотрит в глаза беспощадному времени и не отводит взгляда.
Поэтому и хочет быть перед камерой «как есть», не как в
художественном кино. Но Аркус снимает художественное кино о
художнике. Язвительном, колком, парадоксальном, бескомпромиссном.
Уязвимом. С содранной кожей. Строящем невидимые непробиваемые стены
между собой и крикливым неубиваемым Эльсинором. Там, за этими
стенами, в тишине, среди матового хрустального блеска люстр и
бокалов, она снимает очки и всматривается в зыбкие отражения,
словно вспоминая пастернаковское «все люди, посланные нам, — наше
отраженье». Любимов из темноты светит своим фонариком. Муратова
оглядывается растерянно. Эфрос внезапно засмеется. Тарковский на
мгновенье задумается. Высоцкий о чем-то с мученьем спрашивает. И ее
муж, драматург Владимир Валуцкий, рядом с ней. Пьет вино. «А кто же
тебя победил, старик? Никто. Я просто слишком далеко ушел в
море».
Лариса Малюкова,
обозреватель
«Новой»
|
</> |