
«Эксмо», 2021
Раз в две недели Екатерина Писарева, c 17 августа занявшая пост шеф-редактора «ЛитРес» и продолжающая курировать MyBook и другие сервисы, включая бренды LiveLib, «ЛитРес: Самиздат», «ЛитРес: Чтец» «ЛитРес: Библиотека», будет не просто рассказывать о самых любопытных новинках, но и выбирать те из них, которые можно прочитать быстро и с интересом.
«Эксмо», 2021
Сегодня в издательстве «Эксмо» и в «ЛитРес» выходит новый роман
«единственного и неповторимого» Виктора Пелевина TRANSHUMANISM INC.
604 страницы, 75 тысяч — стартовый тираж. Но стоит ли оно того?
От новых книг Пелевина уже давно никто не ждет ни
божественных откровений, ни пророческих предсказаний, ни
сколько-нибудь свежих мыслей. Он давно стал кем-то вроде
комментатора реальности, правда, отлетевшего в запредельное
космическое пространство. Ему прощают то, за что любого другого
писателя распяли бы и отменили, — и нетерпимость, и сексизм, и
бесконечную самоцитацию, и несмешной юмор. Ежегодный роман Пелевина
— как ежегодное обращение Путина: к сожалению, поспевает в срок и
по расписанию. А если пропустите, вам все равно
перескажут.
В этот раз нам предлагают погрузиться в мир отдаленного
будущего, в котором стало доступно бессмертие. Не всем, конечно, и
за большие деньги. Олигархи, бизнесмены, банкиры, правители — все,
кто может себе позволить купить иллюзорное будущее, — после смерти
окажутся в «баночном» измерении, то есть смогут законсервировать
свой живой мозг в надежном хранилище. В «баночной» реальности даже
есть своя иерархия, в которой обитатели первого таера — это
бессмертные низшей категории. Самым высоким, почти заоблачным,
оказывается одиннадцатый таер, или «Золотая звезда», — он
принадлежит Прекрасному, великому и хитроумному Атону
Гольденштерну. Собственно, он же владеет компанией Transhumanism
Inc. (которая управляет всем, что есть на земле), индустрией
бессмертия, технологиями и патентами.
Общество будущего разделилось на три части: «баночную» элиту,
обычных смертных и биоработников-холопов, их обслуживающих. России
в мире Пелевина больше нет, на ее месте после падения династии
Михалковых-Ашкеназов основали Доброе государство, во главе которого
— бро кукуратор. Привычные социальные сети заменили албанским
Контактоном, а из писателей почитают только Шарабан-Мухлюева —
главного классика, давно «сыгравшего» в «банку». (Тут Пелевин,
конечно же, иронично выводит свой автопортрет, скромно замечая, что
писатель еще «три века назад высказался по всем вопросам
мироздания».)
Всего в романе семь вполне самостоятельных глав, в каждой из
которых есть и сюжетный твист, и знакомые репризы. Пелевин
описывает разные истории и разных героев, но никому из них,
кажется, по-настоящему не симпатизирует.
Первое, что бросается в глаза, — в мире пелевинского будущего
тоскливо и очень архаично, в нем ездят на чипированных лошадках и
телегах, косят сено, попивают пиво «Спящая красавица», владеют
холопами и ходят к кукухотерапевтам. Все, как и сейчас, вращается
вокруг двух вещей — денег и секса, секса и денег.
Сначала все хотят заработать, чтобы попасть в банку вечной жизни, а
потом уже из банки начинают думать, как же с помощью новых
технологий и смертных людей реализовать свои сексуальные
желания.
Вокруг них и крутится большинство сюжетов. В какие-то моменты
кажется, что Виктор Олегович переизобрел для себя секс — как
минимум открыл наконец кибердильдонику и виртуальное
порно.
Девушка Маня разделяет с Гольденштерном Прекрасным свой
«чувственный опыт», талантливый мастер Сасаки-сан перепрошивает
секс-роботов и делает из них самураев, студент занимается
оригинальным сексом на Колесе сансары, баночники высших таеров
примеряют на себя кошачью шкуру, а бывший нейропрограммист Дмитрий
пытается воспроизвести бунинскую «Митину любовь» в новых
реалиях.
Происходит это, как уверяет автор, в мире победившего
матриархата, но с ним у Пелевина все так же плохо, как и с
феминизмом. Откуда ни возьмись всплывают старые шуточки про «ми ту»
из «Тайных видов на гору Фудзи», о которых все предпочли забыть.
(Новые шуточки, надо сказать, не лучше: например, «гомик» (homo) —
это человек без баночных перспектив.)
Пелевинский матриархат тоже кажется неумной и злой шуткой.
Нельзя же на полном серьезе считать, что единственное, чего не
хватало женщинам для счастья, — это нейрострапоны и мужская
проституция. Спасибо, Виктор Олегович, выдал дилдо, словно ключи в
рай.
Вот только в раю, или баночном бессмертии, все равно
оказываются в основном мужчины (банкиры, бизнесмены, правители), а
редкие женщины — это либо неумные владелицы косметических брендов,
либо блогерши. В очередной раз отказывая женщинам в праве на
интеллектуальную деятельность, писатель остается верен своей
мизогинии.
Не обходит стороной он и любимый критический огород: «Слушай,
кисо, если ты так хорошо понимаешь рецепт, по которому сделаны мои
книги, попробуй напиши такую же. Лет на десять член изо рта сможешь
вынуть».
В общем-то даже обидеться серьезно на все это не получается.
Философ и мудрый пророк в прошлом, Пелевин сегодняшнего дня
выглядит заправским троллем, от отчаяния упражняющимся в остроумии.
Он пытается нащупать нерв времени, но каждый раз натыкается на свое
отражение, стареющее с каждым днем.
Екатерина Писарева,
Специально для
«Новой»
|
</> |