Кто кому должен за "советскую оккупацию"
manzal — 22.08.2018
Эстония и Латвия озвучили решение добиться от российских
властей возмещения ущерба за "советскую оккупацию". Аналогичный
меморандум был подписан еще в 2015 году, а стороны настроены как
будто бы серьезно - собираются решать вопрос аж через ООН.
Однако за три года к моменту подписания очередного документа,
естественно, ничего не изменилось. Более того, нет даже суммы,
которую надеются стрясти прибалты.
Если опустить морально-этическую сторону вопроса, тот факт, что
страны оказались в составе Советов лишь потому что были освобождены
от нацистов по доброй воле наших бабушек и дедушек, интересно,
сколько СССР вложил в Эстонию, Латвию, Литву?
И не будет ли после подсчета этих цифр Прибалтика должна России как
правопреемнице?
В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было
построено более 20 различных производственных предприятий и
заводов.
До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского
моря, не могла похвастаться такими цифрами. На развитие
промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени
ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на
территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в
сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.
Было построено множество новых предприятий, выпускающих
продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.
Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного
уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать
народное хозяйство Литвы помогала вся страна - советское
правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей.
Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины,
станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР
продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского
хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца
1980-х гг. Так, в середине 1980-х годов здесь была построена
300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну
от Вильнюса до Клайпеды.
В 1970-е - 1980-е годы Эстония фактически находилась на
первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу
населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС
составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО
РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е
место в мире. Прибалтика времен СССР была знаменита своими
торговыми марками. Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника»,
автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская
косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный
завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».
«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель
электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший
рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6
тыс. — в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов
долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня
на месте завода торговый центр. Такая же участь постигла и «РАФ». В
1997 году производство на заводе было остановлено.
Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские
порты были главными западными морскими воротами Советского Союза.
До сих пор их доля во внешнеторговом трафике России превышает 25%.
Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают
приносить доход прибалтийским странам. В 1970-1980-х годах к этим
портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в
Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое
место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье -
Закавказье. РСФСР был на 12-13-м месте. Среди других экономических
районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных
дорог (6,19 тыс. км), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56
тыс. км), а также развитым речным судоходством.
Факты
отсюда
Ну что, Прибалтика, может, бартер? Чтобы перестали, наконец,
сочинять меморандумы. Или страшно, что придется доплачивать?..
ПОДПИСЫВАЙСЯ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
здесь