Кто изобрел первый в мире электронный синтезатор
rediezshop — 20.07.2010 В этом году Casio отмечает свой 30-ти летний юбилей, поздравляем! На официальном сайте представлена «линейка достижений» Casio и что удивительно…Звучит красиво и правдоподобно, однако, при всей любви и уважении к Casio, лавры создания первого в мире электронного синтезатора принадлежат не им, и вообще не японцам, и не немцам, и даже не американцам, первый в мире синтезатор изобрел, дорогие товарищи, наш соотечественник! Cоветский военный инженер Евгений Александрович Мурзин.
В 1941 молодой тогда еще инженер Евгений Мурзин (он учился в Институте инженеров коммунального хозяйства) придумал фотоэлектронный оптический синтезатор звука. Подготовив расчеты и чертежи, он обратился к тем, кто, по его мнению, должен был с восторгом принять идею расширения возможностей по созданию звука - композиторам, звукооператорам, профессорам-акустикам. Однако получил отказ, характерный для Советского времени: дорогая, невероятно сложная в производстве вещь, необходимости в ней нет, идея хорошая, но...
Мобилизован Евгений Мурзин был в артиллерию, где также нашел применение своему таланту изобретателя: придумал схему электромеханического поправочника для управления огнем. Вскоре был отозван с фронта и прикреплен к одному из номерных НИИ в должности "военного изобретателя". Там и остался после Победы. За разработку зенитного прицела нового типа получил по закрытому списку Сталинскую премию. Эта работа была зачтена ему как кандидатская диссертация. Евгений Мурзин был главным конструктором систем управления огнем летающего командного пункта войск ПВО, а также автором множества прочих изобретений, одобренных командованием и принятых к использованию в ПВО, ракетных войсках, ПВС.
Однако, возможности сделать карьеру, стать генералом, доктором наук, он предпочел воплощение своей давней мечты – создание электронного синтезатора, АНСа. Имя своему детищу Евгений Мурзин выбрал от сокращенного имени своего любимого и обожаемого композитора - Александра Николаевича Скрябина, концерты которого и вдохновили его в юности на изобретение фотоэлектронного синтезатора.
Как вы думаете, что было дальше? А дальше, в течение 12(!) лет Евгений Александрович Мурзин САМОСТОЯТЕЛЬНО создавал свою идею по собственным чертежам. Проживая в бараке, в скромном жилгородке на московской окраине при НИИ. Паяли всей семьей. Выкраивали деньги из семейного бюджета, экономя буквально на всем, на покупку высокоточной оптики, усилителей, ламп, транзисторов и всего, что было необходимо для создания АНСа.
В 1958 году АНС был готов. На скромной дачке Мурзина он занимал половину комнаты. И действовал. Новый инструмент фантастически расширял профессиональные возможности. В обычной октаве 12 звуков, в АНСовской - 72. 720 звуковых дорожек чистых тонов - то есть реально сконструировать любой звук, музыкальный, природный, космический... Эти звуки можно было накладывать друг на друга, и на выходе получался аккорд оркестра, шум прибоя, пение загадочной птицы - что угодно. Удивителен был сам процесс работы: клавиатуры не было, на покрытом специальной непрозрачной мастикой стекле прочерчивалась линия, через нее пускался световой луч на фотоэлементы - музыкальная фраза как бы рисовалась.
И тут выяснилось, что все, что до этого делалось в Германии, Венгрии, США, на порядок отставало от первого в мире электронного синтезатора Мурзина. И тут уже речь зашла о мировом Советском приоритете. СССР лидерствовал в великой гонке: первый спутник, Гагарин... Для советских выставок в Париже и Лондоне был снят полиэкранный фильм "К звездам". Музыку к нему срочно написали на АНСе Артемьев и Крейчи. И фильм, и музыка вызвали много разговоров на Западе.
АНС произвел фурор на выставке достижений советской промышленности в Генуе. Естественно, иностранные бизнесмены предлагали Мурзину продать машину. Естественно, Мурзин, как подобает скромному советскому инженеру, гордо отказался от всех предложений.
В 1967 году была наконец организована Экспериментальная студия электронной музыки - та, о которой просили Хренников и Шостакович. В один день Мурзин ушел в запас, уволился из института и стал ее руководителем. Студию закрепили за фирмой "Мелодия", а разместили на первом этаже Дома-музея Скрябина. Где можно услышать «голос» АНСа?
Когда в "Бриллиантовой руке" загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым), а потом хватает его за нос.
Когда в "Солярисе" давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение - океан тревожится, нервы взвинчены.
Когда в "Приходите завтра" ошалевшая от Москвы Фрося Бурлакова падает в обморок у трех вокзалов.
Когда в "Освобождении" травится Гитлер.
А еще в "Сибириаде".
А еще в "Зеркале".
И во множестве других не столь памятных фильмов, в бесчисленном количестве мультиков и научно-популярных лент нужный звуковой эффект достигался с помощью синтезатора АНС. Иногда про это сообщалось в титрах (в "Солярисе", например), чаще - нет. На АНСе воспроизводились не только шумы, он использовался при написании музыки, причем какие имена с ним связаны! Шнитке... Губайдулина... Денисов... Артемьев...
Умер Евгений Александрович Мурзин в 1970 году после тяжелой и продолжительной болезни. Так и не получив никаких особенных регалий, почестей или материальных благ, но реализовав свою идею. Не спрашивайте, почему то, что первый в мире электронный синтезатор был создан в СССР, не муссировалось советской пропагандой. На фоне первого полета в космос и гонки вооружений скромное достижение в развитии электронной музыки, видимо, не заслуживало внимания советской прессы. А вероятнее всего — не было у нас Генсека, увлекающегося техникой и музыкой (в этом смысле айфону повезло) ).
Возвращаясь же к Casio, после всего выше сказанного, вносим поправку: Casio CT-201 не первый в мире электронный синтезатор! Правильнее его назвать первым в мире компактным клавишным синтезатором, открывшим эпоху использования клавишных синтезаторов на сцене. И эти лавры принадлежат компании Casio по заслугам.