Кто и зачем сбивал барельефы храма Исиды, и почему они другие в отчете Комиссии
otrageniya — 11.08.2024 Частично этот материал уже показывался в цикле "Египетский морок", части седьмой, но вследствие большого объема информации про лагерь строителей древнего Египта остался должного внимания. Считаю, что он достоин быть отдельным постом.Наряду с прекрасными барельефами Древнего и Нового царства, в Египте много и сбитых барельефов, больше всего похожих на неудачное творчество, предназначенное для переделывания, с подготовкой поверхности для повторного нанесения барельефа. А больше всего такого творчества находится в Храме Исиды на священном осторове Филе. Начат Птолемеем II (308-245 гг.до н.э.), достроен императором Каракаллой (188-217 гг.н.э.).
У историков барельефы сдалбливали христиане, пришедшие при императоре Юстиниане и сделавшие из Храма Исиды церковь. Логика как бы есть: в истории язычники в первые века христианства всячески притесняли христиан, пытали, сжигали, кормили ими львов на аренах, христиане соответственно фанатели и мракобесничали - сожгли Александрийскую библиотеку, разрушили Серапеум и другое языческое бесоблудие...
Естественно, чушь. В чем легко убеждаемся, глядя на фасад пилона. Фото 1900 года.
Заметим для тех, кто не в курсе, что после затопления острова Филе в связи с постройкой Асуанской ГЭС Храм Исиды, ранее затапливавшийся только в редкие аномальные разливы, вместе с остальными памятниками был демонтирован, вывезен в виде 45 000 блоков и заново собран на острове Агилкия. Разумеется шедевр древнеегипетской архитектуры был бережно сохранен, нынешняя его версия тщательно отреставрирована, но корректней пользоваться старыми фотографиями, где он представлен таким, каким его оставили строители.
Все физии сбили, а нечеловеческую физию бога Гора - уж куда бесовее! - оставили, она типа не оскорбляет чувства верующих.
Одетый фараон Птолемей XIII, собравшийся принести богам Исиде, Хатхор, Гору пучок пленников в жертву, сбит, а фактическая обнаженка рогатой Исиды оставлена.
Ну и как понимать христианских фанатиков?
Верхние фигуры. То же самое: один в мужской одежде сбит, другой оставлен. Женская обнаженка наполовину сбита в одном случае, в другом оставлена, у пятерых богов и людей физиономии сбиты, у одной рогатой богини оставлена... Никакие фанатики с мракобесами так не сделают.
Делали это сами создатели барельефов. А понять, почему они это делали, помогут чертежи и эскизы отчета Комиссии Наполеона Description de l'Égypte - уникального многотомного энциклопедического труда 160 ученых по итогам экспедиции 1898-1801 годов, издававшегося по указу Наполеона (23 тома), Людовика XVIII (37 томов) вплоть до 1828 года. Во многих случаях фактического проекта цеха создателей истории, где идеально вычерчены, снабжены размерами и разрезами во всех своих частях памятники, которые только через 50-60 лет будут раскапываться учеными.
Фасад первого пилона, например, выглядит так. Том отчета о памятниках Филе здесь.
Сравниваем проект и исполнение. Впадаем в ужас.
Вопрос, какое изображение первично, в проекте или на пилоне, думаю, не стоит, все очевидно.
В проекте фигуры хоть и в дренеегипетской стилистике, но пропорциональны. У исполнителей получились полные уроды. Ножки тоньше рук, головы шире живота, руки длинней ног, и длина рук разная - это-то как умудрились наваять?? Однозначный брак, который следовало исправить, сдолбив фигуры и части фигур, нанеся оттиск новыми формами.
Сравним нижнюю группу проекта и пилона на фото 1850 года - оно хоть худшего разрешения, но особенности фигур передает намного лучше.
У строителей получилось полное уродство. Естественно, сбить это к амоновой матери и переделать! Предварительно оторвав автору форм руки и приставив их к нужному месту.
Помимо цеховых чертежей, отчет, как положено, включал и эскизы.
Тот же первый пилон.
На фотографиях 1850-х годов практически ничего не изменилось, только грунта убавилось.
Но барельефы еще проектные. Посмотрите - люди как люди, даже те, которые с клювами, вполне нормальные, древнеегипетские. А что натворили прораб с мастером форм после 1801 года??
Вот поэтому и сдалбливали их творчество в Храме Исиды. Но формовать новые барельефы не стали; цех решил списать сбивание на фанатиков-христиан.
Сбитые барельефы, разумеется, не отражены в наследии Комиссии, у Комиссии все барельефы как новые; процедура делалась после нее.
Напомню, кстати, что и Киоск Траяна на том же острове Филе в отчете Комиссии представлен красивым проектом, с эскизом, чертежами, разрезами, с панелями вместо кладки, с тремя блоками под архитравом вместо четырех у строителей, барельефом с крылатым символом на фронтоне... И на Киоске Траяна строители отошли от проекта.
Что еще интересней, в задней части памятника строители таки-начали делать стены панелями, причем криво, но зачем-то перешли на блоки.
Ну а на первом дагерротипе 1842 года видно, что одну из стен вообще еще не достроили.
Кому для вывода о проектном характере отчета Комиссии недостаточно сравнения проектной графики с исполнением в натуре, смотрите на состояние памятников при работе Комиссии и на заре эры фотографий. Удивительно, как можно этого не замечать!
Открыл практически наугад Grand Temple de Denderah, Храм в Дендере, зафиксированный в 1798-1801 годах. Даже и полвека спустя, на фото 1852 года, он являл собой совсем другую картину, с временными постройками строителей, все еще не снесенными, в завалах строительного грунта.
Ума и здоровья.
Другие материалы о создании истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney(яндекс-деньги) 410013946572302.