Метаморфозы пирамиды Хефрена в свидетельствах XVIII-XIX веков
otrageniya — 07.08.2024 Единственный раз в новейшей истории нашелся экстремал, из местных, сумевший забраться на самую узнаваемую из трех Великих пирамид на Гизе, пирамиду Хефрена, не свернув себе шею. Спускать его пришлось вертолетом ВВС Египта. Напомню или сообщу этот факт для сетевых египтологов, которые набрали в легкие воздух, чтобы затянуть песню о реставрациях в ответ на показ следующих визуальных фактов. Не было никаких реставраций. Пирамида практически недоступна для реставраторов.Из этого факта автоматом вытекает ответ на вопрос, как делали эту знаменитую шапку.
С площадки, естественно. С песка, насыпанного вровень с нижней границей, поднимая по ходу формовки и границу, и песчаную площадку. Потом песок убрали.
С площадки, естественно. С песка, насыпанного вровень с нижней границей, поднимая по ходу формовки и границу, и песчаную площадку. Потом песотом песок убрали.
Дойдя до проектной границы шапки, поставили укрепили основание будущей мена-тяжести вертикальными опорами, столбами. Это один из них, который никак не мог появиться после прежней ступенчатой постройке, а только поверх ее.
Видно, что низ тела шапки лежал на блоках, которые частично рассыпались еще при уборке песка или чуть позже, оставив отпечаток на нижней поверхности шапки.
Готовясь формовать мега-тяжелую шапку, дабы она не рухнула, последние ряды под нее делали не делали не хрупкими формованными блоками, а кирпичными тумбами, покрывая их штукатуркой, имитирующей поверхность блокость. В новейшее время она осыпается, являя подлинную технологию постройки пирамиды с шапкой, у историков - остаточной облицовкой.
Ясно, что производились все работы над шапкой между исследованием пирамиды Комиссией Наполеона в 1798-1801 годах, и первыми в мире изображениями Великих пирамид, сделанных с натуры и являющих окончательный, нынешний вид, Перрингом в 1839 году.
Невнимательное редактирование и какие-то внутренние дрязги среди членов Комиссии, помешавшие появлению твердой руки при этом процессе, привели к ситуации, которую мы видим в отчетности по итогам работы 1798-1801 годов сегодня. В Отчете Комиссии имеется множество следов подложности свидетельства о гизских объектах. У Вивана Денона, главного ученого Наполеона и фактического главы Комиссии, опубли, опубликовавшего свои труды в 1802 и 1810 годах, Хефрен без шапки и один раз с нею.
Гравюра альбома Денона 1802 года. Начертил Хеопса с 8 гранями, Хефрена без шапки, Микерина без "разреза" - пролома, якобы сделанного султаном аль-Малик аль-Азизом в 12 веке. Эти детали невозможно не видеть, еще и ученому, знакомящему мир с комплексом величайших сооружений древности...
В "Описании Египта" 1810 года, еще одном свидетельстве рисования по эскизам и фантазиям, показал четыре пирамиды в ряд, Хефрена без шапки, грани, смотрящие в разные стороны, невозможное расположение Сфинкса.
Комиссия по науке и искусству Наполеона на картинке из Отчета, публиковавшегося в 1809-28 годах, показала, что шапку на Хефрене уже утвердили и может быть стали делать. У Денона в 1802 году ее еще не было. Пирамида Хеопса в форме церковного купола. Линии Микерина полностью из головы - сравните с фото.
Есть и прямые свидетельства подлога в Отчете. Длина сторон Хефрена 207,9 м (реальные ы - 210,5 м). Так не ошибаются. Высота Микерина вообще не указана, хотя стороны указаны верно; только что заложили, как видно.
Карта у Комиссии точнее других, но Сфинкс повернут на северо-восток (что означает: тумба под голову уже готова, головы и трех других тумб туловища еще нет); у Хеопса - руины малых пирамид (ученые еще не придумали для недостроенных пирамид термин мастаба); нет пирамиды Царицы у Хефрена и Восточного некрополя у Хеопса. Мелочи...
Только с этого рубежа можно сказать, что Гиза вчерне готова.
Карту сопровождает противоречащая ей зарисовка из времен четырех Великих пирамид и повернутого к к северо-востоку Сфинкса. Вид абсолютно невозможный, нарисовать его человек, реально видевший Гизские объекты, не мог.
Но карта скорее добавка издателя. А в рисунке непосредственно по впечатлению 1798-1801 годов у Комиссии та же ерунда: Микерина нет, Хефрен больше Хеопса, шапка утверждена, но еще абстрактна.
Ну а теперь собственно обзорец, обещанный в заголовке.
До конца XVIII века свидетели в основном шапку не видели, в планах ее не было. Внятно появилась она в 1790 году, затем исчезла и вернулась в 1820-х годах. По всему - убрана из проекта, но под финиш стройки возвращена. А вот вид пирамиды Микерина с характерным "разрезом", высота коего осталась загадкой еще для Комиссии, появился твердо и не менялся с эскиза.
На картине и рисунке Луиджи Майера (Luigi Mayer) 1790 года расположение пирамид абсурдно, они рисованы по отдельности с эскизов, но вид каждой близок к реальному.
1820 год. Исследователь Джованни Бельцони (Giovanni Battista Belzoni, 1778-1823) знал, что шапка будет, но не знал какая. Условную начертил.
Российский ученый, писатель, Министр народного просвещения, брат декабриста В. С. Норова и поэта А. С. Норова Авраам Норов в книге Путешествие по Египту и Нубии в 1834—1835 гг. умудрился в многословной главе о пирамидах не сказать ничего, кроме своих эмоций и пересказа Геродота, сопроводив сие картинкой из головы. Хефрен без шапки, Сфинкс из фантазий, расположение невозможное.
С этого ракурса со Сфинксом можно видеть Хефрена и Микерина, и с квадракоптера - две из Пирамид Цариц за Микерином.
Но перечень объектов у будущего министра был, без сомнений.
Может, с условием соучастия в историческом спектакле и становятся министрами?
Тем временем свидетели продолжали показывать Сфинкса то на плато (1832)...
то не на плато...
с головой то на восток...
то на запад (1823 год)...
с Великими пирамидами без шапок...
и с шапками...
И занимались этим до 1850-х годов.
Настал 1838 год. Шапка правдоподобна, но форма небывалая. Т.е. шапку уже делали, а пирамида, все еще никем не виданная, была в грунте.
За год до первого дагерротипа с верхушкой Хеопса Робертс правдоподобно нарисовал форму Хеопса и фантастично - Хефрена и Микерина, подтвердив, что они еще в грунте. Заодно в последний раз показал проект вековой давности с четвертой пирамидой.
И вот наконец - тадааам! - первые в мире подлинные изображения пирамид.
С реальными формами, расположением, деталями.
Их автор John Shae Perring (1813-1869). Работы 1839-42 годов.
Цех почти успел к началу эры фотографий.
Никто из свидетелей, рисовавших и чертивших на картах гизские пирамиды до этого, как мы убедились, в глаза не видел их.
Ума и здоровья.
Другие материалы по созданию истории
Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.
|
</> |