Кто двигает мир...
silver_slider — 20.05.2016 Не знаю как вы, а лично я очень люблю путешествовать – говорить с разными людьми, пробовать незнакомые блюда и конечно осматривать достопримечательности. Впрочем, давайте не будем друг друга обманывать – вы все тоже это любите: социальные сети полны селфи на фоне дворцов и замков, картин и памятников, церквей и небоскребов. Но вот вопрос: а кто и как сохраняет всю эту красоту? Ведь то, что замок простоял триста два года вовсе не означает, что он простоит и триста третий. Скорее наоборот, чем старше памятник – тем больше внимания и заботы он требует.О самых крупных и важных достопримечательностях, конечно, заботится государство, но у некоторых стран настолько большая история, что на нее не хватит никакого бюджета. Например, в Англии, где обедневшая аристократия часто не способна сама заботиться о своих поместьях, эту обязанность берут на себя благотворительные фонды – Национальный трест и English Heritage.Они выкупают замки и усадьбы у владельцев, восстанавливают их и превращают в достопримечательности. Конечно, часть необходимых средств фонды зарабатывают сами, но этого все равно не достаточно для эффективной работы – тот же Национальный трест один из крупнейших землевладельцев в Великобритании, а доступ практически во все опекаемые им усадьбы бесплатный.
Поэтому в значительной мере бюджет подобных организаций формируется из средств частных благотворителей. Скажем одни из крупнейших жертвователей английских исторических фондов – семья Сейнсбери (которая создала знаменитый универсам). Подумайте, Сейнсбери и еще несколько семей сохраняют историческую память страны, участвовавшей, наверное, во всех важных событиях в мире. Вообще интересы людей, серьезно занимающихся благотворительностью, и их воздействие на практически все сферы жизни общества трудно измерить в денежном эквиваленте.
Как раз в Англии совсем недавно еженедельник The Sunday Times выпустил очередное издание ежегодного рейтинга The Giving List, который включает самых крупных и авторитетных благотворителей. Давайте пробежимся по нему, чтобы разобраться в вопросе. Возглавляющие рейтинг Сейнсбери, кроме сохранения национальной истории, кажется, занимаются всем на свете: содержат научные лаборатории и картинные галереи, спонсируют музеи и исследования экономических проблем. И нет такой проблемы, к решению которой вездесущее семейство не приложило бы руку.
Но они скорее исключение. Как правило, благотворители концентрируются на одной-двух важных лично для них областях деятельности. Так, например, самый щедрый среди британских знаменитостей сэр Элтон Джон сделал целью своей жизни борьбу со СПИДом. Музыкант уверен, что об этой болезни человечество сможет забыть уже при жизни текущего поколения, и делает все, чтобы это оказалось правдой. Конечно, деньги на борьбу со страшной болезнью тратят многие, но фонды Элтона Джона делают еще одно важное дело. Они помогают людям, страдающим от СПИДа, жить полноценной жизнью, ищут способы их реабилитации и интеграции в общество.
Создательница Гарри Поттера Джоан Роулинг тоже поддерживает фонд, заботящийся о человеческом здоровье – Volant Charitable Trust занимается исследованием методов борьбы с рассеянным склерозом, который унес жизнь матери писательницы. Здесь, напротив, важна поддержка именно научных исследований, потому что это заболевание, скажем так, с трудом поддается лечению, и часто благотворительные кампании в этой сфере имеют целью скорее моральную поддержку заболевших. Еще одно начинание Джоан Роулинг – Lumos Foundation – работает в сфере защиты прав детей. Lumos пытается найти новые способы поддержки сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, альтернативные детским домам и приютам. То есть как раз работает там, где государство показывает свою неэффективность, что, по моему убеждению, и должна делать благотворительность.
В 10-ке рейтинга Sunday Times по объему средств, выделяемых на благотворительность, есть и наш с вами соотечественник – Алишер Усманов. Сфера его интересов заключена в названии его благотворительного фонда “Arts, science, sport”. На самом деле практически исключительно при помощи Усманова был создан, пополнен , регулярно пополняется и сейчас фонд целевого капитала Государственного музея-заповедника «Петергоф», отреставрирован музей-заповедник в Тарханах — усадьба Лермонтова, осуществляется партнерство с Российским фондом мира по созданию памятников Александру Твардовскому, Ле Корбюзье и «Нормандия-Неман», проводятся гастрольные туры ведущих театров. Да и все наверняка уже наслышаны его личным вкладом в спасение РФС накануне чемпионата мира по футболу в 2018 году? Фонд «Искусство, наука и спорт» регулярно привозит выставки лучших мировых художников (все же ходили на Тёрнера и Прерафаэлитов в Пушкинский?) не только в Москву, но и по всей России, у него много проектов, связанных с медицинской наукой и социальным развитием малых городов России.
Вообще, хочется сказать, что благотворители – очень разные люди, которые занимаются очень разными проблемами в очень разном масштабе, но все они – невероятно круты. Потому что меняют мир. И на самом деле оценивать их работу по количеству вложенных средств, как делает The Sunday Times, наверное, не правильно. Проекты, которые реализуют эти люди, могут решать проблемы мира во всем мире или помогать справляться с чьей-то личной болью, но они никогда не бывают «значительными» и «незначительными». Потому что каждый благотворительный проект делает чью-то жизнь пусть чуть-чуть, но легче.
|
</> |