Ксения Лученко: "Значительная часть вузов не вернётся к традиционному обучению

топ 100 блогов philologist09.05.2020 Заведующая кафедрой теории и практики медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС, журналист Ксения Лученко для портала "Как понимать медиа?" - о том, как образование проходит испытание онлайном: "В самом начале перехода на удалёнку огромную виральность получил ролик, где американский профессор Майкл Блюринг поёт под гитару переделанную песню I will survive про выживание преподавателей в онлайне. На самом деле выживут не все. Сейчас очевидно, что значительная часть вузов не вернётся к традиционному обучению в полном объёме — точка невозврата пройдена. С другой стороны, энтузиазм образовательных топ-менеджеров от возможностей онлайна сталкивается с сильной усталостью и преподавателей, и студентов. Нам всем пришлось осознать, какую большую часть образовательного процесса составляют неформализуемые вещи, которые ускользают от всяких попыток их описать в виде брифа на онлайн. На днях мне пришлось утешать мою дипломницу, которая очень расстроилась из-за того, что защита будет проходить в Zoom’е: выпускникам хочется праздника, защита — это всегда драматургия, немного спектакль, а здесь всё получается слишком прагматичным, нажал на кнопку — получил результат.

Ксения Лученко: Значительная часть вузов не вернётся к традиционному обучению

Я прогнозирую огромные перемены. Понятие «высшее образование» уже и так было слишком общим, таким рудиментом индустриальной эпохи и классических университетов. Теперь массовое образование уйдёт в онлайн. Получение дипломов в обмен на сдачу тестов с предельно чёткими критериями оценивания будет абсолютно технологичным, если не роботизированным. При этом останутся очаги образования элитного — старые британские колледжи, университеты Лиги Плюща, небольшие частные вузы и другие академические институции, где помимо онлайн-курсов, которые всё равно будут составлять значительную часть учебного плана, будет возможность личного контакта, наставничества, слушания авторских лекций-рассуждений, тьюторского сопровождения, жизни в кампусе. И то, и то будет как бы высшим образованием, но с совершенно разными задачами и перспективами. Вероятно, возникнет много разных промежуточных гибридных форм, которые мы сейчас не можем даже представить.

Если до сих пор студенты выбирали, какую программу взять как обязательную, какую как дополнительную (мейджор и майнор), какую к своей специальности пристроить магистратуру, а чему поучиться на втором высшем, то теперь к этим наборам кубиков лего добавится ещё один цвет — какой курс или часть программы брать онлайн, а какой офлайн. И это наложится на резкое снижение студенческой мобильности. В последние десятилетия она была главной идеологией развития вузов — обмены, стажировки, летние школы, магистратуры в разных странах. Студенты всё время куда-то ездили. В этом году перестали. И мы пока не знаем, возобновятся ли эти программы, как трансформируются договоры о сотрудничестве между вузами разных стран в условиях ухода части образовательных программ в онлайн, и какой дальше будет эпидемиологическая ситуация и связанная с ней этика поведения.

Кроме того, усилится разрыв между школой и вузом. Школа уйти в онлайн не может. Как минимум потому, что она выполняет ещё важную функцию «передержки» детей, пока родители работают, и их социализации, научения общению, перемещения ребёнка из контекста семьи в контекст общества. Этот вынужденный резкий уход в онлайн проявил, насколько на самом деле в школе мало собственно образования как получения знаний и как много того, что неточно называется дурацким словом «воспитание». Хотя, конечно, домашнее обучение и разные онлайн-платформы, где учителя работают с детьми дистанционно, сейчас войдут в свой золотой век.

Усугубится «проблема первого курса», адаптации вчерашних школьников к практикам высшего образования. Её только недавно осознали как проблему, которая приводит к разочарованию в учебе, личностным кризисам, демотивирует и студентов и в какой-то степени вузы. Онлайн-образование тем более требует навыков, прежде всего самодисциплины и свободы выбора, которые противоречат школьному образу жизни. Школа и так уже давно перестала готовить детей к вузам, переход утратил естественность, а теперь это будут вообще принципиально разные фазы жизни, по-старинке записанные в одну категорию «образование». И пока непонятно, каких изменений тут требовать от школы, чтобы стыковка произошла".

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
а ключи от квартиры, где деньги лежат, не дать :) Пока я тут была оторвана от мира ...
Американский плакат "ГУЛАГ. Рабовладельческая компания.", 1947 г. Очень интересная деталь: Эти дети "GULAG Children" откуда взялись? Поволжье 1921-22 годов? ...
Очередная новость об аресте ученого по обвинению в «госизмене». Это стало привычным явлением репрессивного путинского пейзажа. На этот раз речь идёт о Владиславе Галкине - сотрудника Института теоретической и прикладной механики им. Христиановича Сибирского отделения РАН. Он ...
Под впечатлением недавнего приключения в виртуальной реальности, когда в Манеже я попала в гости к динозавру, одев специальные очки, я сегодняшнюю тему раскрыла так. Решила, что монитор вполне сойдет за зеркало, а то, что в нем - за "Зазеркалье". А динозавр обрадовался фотосъемке и решил ...
Внимание, текст не мой. Как очевидно из текста и комментариев, вовсе нет никакой "единодушной поддержки майдана народом Украины, а кто против, тот титушка, ватник и нанят Путиным и ФСБ". Надо внимательно читать комменты - там очень много мнений и подробностей от украинцев из разных ...