­
­

Кружка

топ 100 блогов auvasilev23.02.2025


Когда я ещё только начинал работать в Сибири, еще даже не в самом Мотыгино, а в Южно-Енисейске, совсем уж далеком тогда от цивилизации заштатном поселочке в тайге, то мне оставалось ещё несколько месяцев до шестнадцати, так что по всем понятиям сопливый сосунок. И естественно, мне по определению была в строительной бригаде отведена роль исключительно "сбегай - подай -принеси".

Негативное значение могло иметь ещё то, что формально я приехал в тот момент из Москвы. А к москвичам тогда и в тех местах отношение было не то, что, конечно, совсем уж враждебное, но всё-таки явно пренебрежительно-настороженное.  Так что, по идее особо теплого приема в коллективе мне ожидать не приходилось.

Но довольно быстро выяснились и другие моменты. Во-первых, все же основная часть моей жизни до того прошла на Колымской трассе и в Магадане, так что даже внешних признаков истинно московских повадок я получить не успел, и это сразу стало всем ясно. Во-вторых, мой опыт непрерывного многолетнего советского общественного воспитания, начиная с яслей, позволял мне почти мгновенно и без особых проблем адаптироваться в любом новом коллективе. Что тоже было воспринято мужиками на интуитивном уровне вполне положительно. В-третьих, особыми профессиональными навыками я, конечно, ещё не обладал, но сил и здоровья было столько, даже с излишком, что моя помощь часто оказывалась не просто полезной, но и необходимой, когда что-то очень тяжелое надо было сделать предельно быстро. Наверное, было ещё и четвертое, и двадцать пятое, но главным, позволившим мне в кратчайшие сроки заработать авторитет, оказалось несколько неожиданное.

В нашей бригаде подавляющее большинство мужиков были не местные, потому и обедали, и чаще всего ужинали в единственной поселковой столовке. Кормили там довольно сытно и дешево, но, честно говоря, по вкусу весьма отвратительно. А при этом у Южно-Енисейска была одна примечательная особенность. Не стану сейчас вдаваться в подробности, но если очень кратко, то основное население там работало на золотодобывающих драгах, расположенных неподалеку, куда "матросов" возили на роскошных по тем временам Икарусах. И вообще снабжение поселка было уникальным. В частности, там находился магазин "Золотая осень" с ассортиментом, который не снился и сороковому Гастроному Москвы. Например, именно там я впервые увидел такой набор импортных напитков, включая французские коньяки, виски, джины и прочую подобную невероятною тогда экзотику. И так же было множество иных, очень вкусных, качественных и почти недоступных в иных местах продуктов, включая мясо, рыбу и овощи.

И вот как-то я предложил мужикам. А зачем мы шляемся в эту задрипанную столовку, только время теряем и едим всякую дрянь? Давайте скинемся, закупим в "Осени" чего-нибудь вкусного, и я по-быстрому сварганю нормальную еду.

Отнеслись к этому поначалу с большим недоверием. Это раньше никому и в голову не приходило. Никто из рабочих готовить толком не умел да и, главное, не любил, считая это дело чисто бабским и недостойным настоящего мужчины. А у меня уже был некоторый опыт ещё с Колымы, имелась определенная склонность, да и из таких прекрасных продуктов, которые здесь оказались, приготовить что-то простое и вкусное на пару десятков человек не казалось мне большой проблемой.

Решили рискнуть и дали мне шанс. А после первого же гуляша с гречкой, да ещё плюс соленые огурчики, маринованные помидорчики, квашеная капуста и селедочка, все вопросы отпали. Так я стал ещё и неформально "главным по хавке", благо, особого труда это мне не составляло и много времени не занимало, да и мужики часто чисто физически помогали, особенно с закупками или что-то такое, требующее побольше рабочих рук, типа, начистить картошки на всех или натаскать дров для мангала, если задумывался шашлык.

И вот тут, как ни странно, и произошел первый серьезный конфликт. То есть, даже не конфликт, поскольку там отсутствовала враждебность, но проявилось полное непонимание взаимной психологии и не совпадение условно как бы культур. 

Поскольку получалось, что чисто технически застольем руковожу вроде я, то мне была поручена и такая важнейшая миссия, которая обычно доверялась людям гораздо более серьёзного возраста и авторитета, как разливание водки за ужином. Каждый поставил на доски, исполнявшие в тот момент роль стола, свою личную кружку, у некоторых были эмалированные, но в основном это самые дешевые и легкие пол-литровые, так называемые "люминевые" и стал ждать. А я вскрыл бутылки и плеснул каждому по первой порции.

И тут надо уточнить один момент. В Магадане тоже часто пили водку из кружек. Но при этом порциями как бы "рюмочными". То есть наливалось граммов по тридцать-пятьдесят и дальше застолье шло в стандартном ритме, когда выпивка перемежается с закуской, тостами, беседой, ну сами знаете. А уж в Москве и вовсе основными в таких ситуациях стали стопки, ну, или в крайнем случае граненые стаканы, куда опять же наливалась порция "на рюмку". 

И я, совершенно не задумываясь, так и разлил мужикам по кружкам "рюмочные" дозы. После чего поднял свою, обводя народ взглядом, как бы предлагая присоединяться, и вдруг обнаружил, что за столом повисла гнетущая тишина, а на лицах мужиков застыло напряженное недоумение. Я в первый момент ничего не понял, но бригадир мне все довольно быстро объяснил. Мол, Шурик, это что за крысятничание, ты пошто решил ханку зажилить?

Оказалось, что здесь так принципиально не положено. Сначала требуется все спиртное, которое имеется и предназначено для данного приема пищи, полностью разлить по кружкам. Это может быть по сто пятьдесят граммов, может и по триста, редко больше, разве что по крупным праздникам, но главное, всё и поровну. Затем это это выпивается сразу и до последней капли. А только потом начинается еда с разговорами, которые уже на всякие глупости вроде дополнительных возлияний не прерываются.

А я вообще в то время водку особо не пил. Ну, в смысле пил, конечно, и даже питьевым спиртом, который там был в изобилии, не брезговал, но не могу сказать, что особо любил, я по-настоящему прочувствовал смысл водки гораздо позже. А тогда мог поддержать компанию, но, понятно, в основном в привычном для меня традиционном ритме "рюмка-закуска". А вот так, засосать из кружки граммов двести пятьдесят практически залпом... Бр-р-р-р...

Но ноблес, как говорится, оближ. Разлил, как было велено, мужики расслабились, заулыбались, потянулись чокаться. Пришлось выполнить ритуал. Ничего страшного, но вообще-то, если совсем честно, мерзковатое ощущение. Однако с тех пор мне пришлось уважать местные традиции. Всё имеющееся разливается сразу и сразу же выпивается перед едой. А только потом остальная лирика.

Правда, лично для себя я потом нашел выход. Первую порцию себе плескал всё-таки граммов сорок-пятьдесят, это никого особо не трогало, в чужие кружки заглядывать было не принято, а потом, если хотел добавить, то отхлёбывал из карманной фляжки, что тоже никого особо не волновало.

И, несмотря но то, что я проработал в тех местах довольно долго, местной привычки пития водки так и не приобрел. И всю жизнь, естественно, обычно пью вполне стандартно, "по-московски", рюмками и на протяжении всего застолья.

Но очень редко, под особое настроение, я всё-таки наливаю себе в кружку, пусть не "люминивую", а свою любимую серебряную кубачинскую, граммов двести-двести пятьдесят, и выпиваю залпом. Особо есть после этого сейчас уже не хочется, но зато хорошо вспоминается тот мальчишка, которому доверили разливать водку на всю бригаду...


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Что такое жизнь? То свет, то тьма, то легкий полумрак. Наша реальность – это вереница кадров разноцветной кинопленки. Она не может быть однотонной: быть вечно в позитиве просто невозможно. Мы смеемся и плачем, радуемся и грустим. А иногда ...
Америка 60 х. и СССР 80 х. Найдено здесь: https://vk.com/historypoliticwar?w=wall-160661843_167125 или ...
Каждый уважающий себя психотерапевт непременно порекомендует вам искать причины тех или иных ваших предпочтений в раннем детстве. Вы же не сомневаетесь, к примеру, в том, что ириски вы ненавидите с тех самых пор, как объелись ими до кровавого диатеза в четыре года? Так вот: все остальное ...
Стратегия, в рамках которой США улучшает отношения с Россией для того, чтобы остановить наступление Китая, все еще остается актуальной. Есть информация, что Генри Киссинджер является сторонником такой внешнеполитической линии, он и Трампу ее объяснял. Трамп предложение не принял, но ...