рейтинг блогов

Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол "Красин"

топ 100 блогов periskop07.10.2014 Давайте ненадолго отставим в сторону "Аврору", и сейчас я в серии про кронштадтский Морзавод расскажу вам про не про конкретный корабль в доке, а про сам док с кораблями внутри. То есть, покажу процесс с точки зрения инженерного сооружения - сухого дока им. Велещинского (изначально Алексеевского - в честь наследника цесаревича Алексея), которое во многом уникально.

Доку недавно исполнилось 100 лет - торжественно открыли его в июле 1914 г., за месяц до первой Мировой. В то время он стал самым крупным сухим доком в империи и одним из самых больших в мире, будучи рассчитанным на приём линкоров и крупнейших судов с длиной до 260 м и шириной до 37 м. Глубина на пороге, считая от ординара - 10,7 м. Первым после открытия в 1914-м тут доковался крейсер "Рюрик". В июле 1941-го тут проходил ремонт крейсер "Максим Горький", после полученных повреждений в переходе из Таллина. Подробно пересказывать его историю не буду - она хорошо изложена вот тут; скажу только, что в позднесоветское время тут традиционно доковались самые крупные неавианосные корабли советского ВМФ - атомные крейсера серии "Орлан" пр. 1144.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин
Ледокол "Красин" в доке им. Велещинского Кронштадтского морзавода

В общем, ниже - рассказ про сам док, как уникальное инженерное сооружение.


В посте про Аврору в доке и в личке многие задали один и тот же вопрос: а как можно вообще посмотреть на этот док издалека, откуда лучше зайти? Должен вас разочаровать: увы, ниоткуда. Спроектирован и расположен он так, чтобы обзорность была минимальной, а несанкционированные наблюдения за работами исключены, насколько это возможно. Это из-за его сугубо военного изначального назначения. Ну разве что с воздуха, арендовать самолёт и смотреть :)

Вот схема из Википедии. Видите, док расположен так, что находится в самом дальнем углу территории, между тремя служебными акваториями морзавода - Лесной, Угольной и Заводской гаванями. Самое близкое "гражданское" место - сквер 1А за территорией завода. Оттуда ничего не видно.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

Но более того, доковые работы и сам док не видно и с 90% территории завода. Он потрясающе грамотно вписан в местность и почти незаметен, среди строений. Давайте ради интереса зайдём к нему по дороге со стороны проходной, и вы поймёте, о чём я.

2. Идя по дороге к доку, вообще непонятно, где он. По пути попадаются непонятного вида старые и не очень старые сооружения. И если бы я не знал направления, то не понял бы сразу, где же стоит "Аврора". Её становится видно уже сильно вблизи, по трубам и мачте.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

3. А вот немного поближе, это уже совсем рядом - в 50-70 м от дока.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

4. Ещё одно заводское здание царского времени, за ним торчит баковое орудие крейсера.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

5. ...Наконец, выходим к дороге, которая идёт по верху батопорта.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

6. Но и тут, в 20 метрах, от дока нет никакого впечатления. Стоит там внутри корабль себе да стоит.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

7. А вот дорога через огромный батопорт (ворота сухого дока, запирающие его от "внешней" воды).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

8. Взойдём на него? Сперва взгляд на Лесную гавань завода. Она является основной заводской акваторией, тут корабли стоят у ремонтных стенок. За волноломами - Морской канал. Теперь повернёмся назад.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

9. И только непосредственно от батопорта зрение начинает осознавать огромный масштаб сооружения. Стоят два корабля, и места ещё почти на два таких же.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

10. Спуск вниз (их тут несколько).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

11. Спустимся туда мы в конце поста, а пока давайте обойдём док по суше, вокруг "Красина", который стоит в глубине.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

12. Вот тут хорошо виден батопорт и нос "Авроры".
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

Защита именно батопорта, кстати, была огромной проблемой в годы Великой Отечественной, это была тогда задача стратегического значения:

Одно из самых уязвимых мест сухого дока – его батопорт. Повреждение батопорта делает невозможным его осушение и наполнение водой, и превращает док в бесполезную для судоремонта ёмкость. Защита единственного батопорта (док им. П.И. Велещинского запасного батопорта не имел), – одна из главных проблем обеспечения функционирования дока. Летом 1941 года во время наступления на Ленинград и интенсивных бомбардировок Кронштадта, по совету академика А. Н. Крылова на палубу докового батопорта уложили броневые плиты – из тех, что предназначались для строящихся крейсеров. Своевременные меры защиты позволили уберечь док от разрушений, хотя он многократно оказывался мишенью для вражеских бомбардировок и артобстрелов: на его территории насчитали не менее полутора десятков прямых попаданий.

13. Непонятное сооружение тоже явно царского времени. Какой-то небольшой цех, или склад.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

14. Идём дальше. Теперь хорошо становится виден "Красин".
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

15. С ним тоже интенсивно занимаются.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

16. Что-то варят, очищают, отрезают, стыкуют. На наших глазах.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

17. Ледокол стоит носом к сухопутной оконечности. То есть, они с "Авророй" стоят корма-к-корме.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

18. "Красин" вблизи, "Аврора" вдали.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

19. Оконечность сухого дока.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

20. "Красин", вид с носа.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

21. Тут тоже ступенчатые лестницы вниз. Всего их, как я понял, пять в доке, плюс ещё вертикальные лестницы.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

22. Непонятного мне назначения выемка, покрытая металлом. Судя по поправкам, это шлюз для спуска грузов.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

23. Зашли на самую оконечность. Отсюда отличный вид на ремонтируемый музейный ледокол. Виден и масштаб дока, и то, что есть ещё много места по обеим сторонам.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

24. Вид от этой металлической выемки (с фото №22).
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

25. Уходим дальше.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

26. ...
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

27. Далее видны цифры-измерители уровня воды. Отсчёт идёт снизу, единица измерения - 1 дм. Самая большая цифра - 110, или 1100 см.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

28. Отсюда видно, что "Аврора" заведена гораздо ближе к стенке дока, а "Красин" поставлен по центру.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

29. Периодически стоят мощные шпили и кнехты, для швартовки и закрепления судов.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

30. Теперь пора спуститься вниз. Пойдём мы вот по этой лестнице (вид с борта "Авроры").
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

31. Спускаемся... леса впереди возведены вокруг "Авроры", вплоть до ватерлинии.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

32. Хорошо видна эпическая кладка стенок на века. 100 лет назад её сделали.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

Ко времени окончания котлованных работ началось производство каменной кладки днища и стен дока. Объём каменной кладки составил 78 673 куб. м, объём гранитной облицовки стенок и днища дока – 4 856 куб. м. Колотый гранит доставлялся в Кронштадт из Финляндии парусными судами. Выгрузка камня проводилась с помощью особых паровых кранов. По обе стороны котлована были устроены рельсовые спуски. Камень доставлялся непосредственно до места облицовки вагонетками – платформами.

На облицовку шлюзной части, перекрытий уступов стен и на лестницы дока был использован штучный гранитный камень. На остальные части доковых стен использовался валунный гранит. Облицовка из гранита дала доку необыкновенную прочность и долговечность. Док почти без пауз эксплуатируется и по сей день.

33. Вид на запирающий батопорт снизу.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

34. Идём под днищем "Авроры" у киля, пробираясь на открытое место.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

35. Крейсер стоит на кильблоках носом к батопорту. Здесь тоже хорошо видна граница старой и новой части корпуса. Впрочем, мы всё это рассмотрим в отдельном посте.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

36. Теперь смотрим по длине дока. Вид на "Красин".
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

37. "Аврору" интенсивно чистят, пескоструят, зачищают металл, что-то подваривают. Ходить приходится крайне осторожно, за представителем завода, который нас инструктирует, где можно безопасно пройти. Много пыли.
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

38. Подошли к винту и рулевому перу "Красина".
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

39. "Красин" снизу. Смотрится крайне непривычно!
Кронштадтский Морзавод. Док Велещинского и ледокол Красин

Добавлю, что огромный док арендован для ремонта "Авроры" 33-м заводом из Балтийска, а "Красин", возможно, и самим заводом. У самого кронштадтского Морзавода, как хозяйственной единицы, дела крайне незавидны уже лет 10-15. Он лишь субподрядчик при этом процессе. Правда, в соседнем доке сейчас встала подлодка, а ещё в одном - небольшой военный корабль. Помаленьку что-то начинает снова вертеться. Впрочем, это отдельная большая тема, не для этого поста.

Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сварила перечную сальчу о существовании которой только в Турции и узнала, а народ на ФБ требует сальчу томатную - вечно я не в тему. Кстати, а как по-русски правильно сальча или сальса, или лучше уж тогда соус? паста? Надо работу писать, а мне ...
Объективно говоря, мой город Дюваль на болотах у реки Сноколми значительно лучше, чем любой город, в котором вам когда-либо доводилось побывать. Мне есть с чем сравнить. В выходные слетал в Сан-Хосе. Там эта ваша Кремниевая Долина (а не ...
Уважаемые друзья, интересуюсь кто в ближайшее время планирует поездку в Киев? Неважно на каком виде транспорта. Нужно передать друзьям маленькую упковку с лекарством. Спасибо. ...
Недавно Адагамов написал в своем твиттере о ситуации, сложившейся на Украине. Он сказал ровно то, что уже говорили тысячи людей: ничего после Майдана не поменялось, у власти остались старые "господа", которые только воровать еще сильнее стали. Все реформы на Украине - фикция, только у С ...
У нас состоялась премьера фильма «Махинаторы» Дэйва МакЛина — британской криминальной комедии, которую в русском переводе озвучил рэпер Гнойный. По такому необычному поводу размышляем о феномене дубляжа и разыскиваем фильмы и сериалы, которые в переводе могут оказаться примечательнее, ...