Крокодил 1987 № 7(1314) "Школьный вальс"
monetam — 19.07.2024ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС
Среди делегатов XXVII съезда КПСС, с которыми мы встретились во время работы партийного форума, была учительница Кривополянской средней школы № 2 из Липецкой области Г. В. Полякова (см. «Крокодил» № 11 за прошлый год). Недавно наш
корреспондент отправился в эту школу с намерением поведать о ее достижениях на педагогической ниве. Но разговор, как убедится читатель, вышел о другом — о трудностях школы на ниве финансово-хозяйственной.
Знаете ли вы Кривополянскую среднюю школу № 2? Нет, вы не знаете Кривополянской средней школы № 2! Здесь каждый второй ученик учится хорошо и отлично, каждый первый занимается физкультурой и спортом, ребята целеустремленны и заняты серьезным общественно полезным трудом на полях, фермах, в ремонтных мастерских местного совхоза. И все это при участии Галины Васильевны Поляковой — организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, кавалера ордена «Знак Почета».
Предвкушая интересную беседу с таким педагогом, ваш корреспондент, подобно пчеле, что летит за нектаром на благоухающий цветок, устремилась в село Кривополье. Не терпелось узнать, как образцовая школа процветает, как ее бригада юных хлеборобов удостоилась диплома ВДНХ, а три года тому назад заняла первое место на Всесоюзном смотре ученических бригад.
Галина Васильевна и директор школы Евгений Максимович Викулин вышли навстречу, приглашая в скромный интерьер.
— Осторожно, осторожно,—испуганно воскликнули хозяева, видя, что я опрометчиво приближаюсь к стоящим вдоль стены стульям,— на- них садиться опасно! Ножки, знаете ли, не совсем... того...
И, верно, откуда бы взяться здесь сносному стулу, когда приобретение школьной мебели превращено в целое событие? Кривополянцы не могут купить тот же стул, стол или тумбочку в соседнем магазине. Школьное око видит в продаже то, что школе нужно, да зуб —увы! —неймет. Почему неймет? Да потому, что в магазинах продают за наличный расчет, а наличных денег у школы нет. Мог бы помочь деньжонками — и готов помочь!— совхоз, но банк не пропускает. У банка есть свои загадочные банковские инструкции, запрещающие перечисление денег на школьные нужды.
Но приходит день, когда школе остро необходимо приобрести новый стол. Посланец, специально выделенный и освобожденный для этой цели, едет в Липецк, за сто километров. Ездит туда по нескольку раз в то время, когда — напоминаем! — рядом, в городе Чаплыгине, красуется, зовет и манит именно то, что нужно. Но гонец пускается в путь, на специализированную базу, где жадно — и тщетно! — ищет хоть что-то подходящее.
На базе, как правило, или ничего, или неподходящее. Расползающаяся при первом же прикосновении, ощетинившаяся заусеница -но приходится покупать...
— Вот, купили недавно для канцелярии,— сказал Евгений Максимович, сдерживая гнев и подходя к убогому шкафу.— Дверцы не закрываются, пришлось приделать гвоздик. И весь он кривой, посмотрите!..
Но посмотреть не пришлось потому, что горевшие в люстре лампочки вдруг замигали, затрещали, пожелтели и... погасли. Стало темно. Из окошек струился серенький полусвет зимнего дня.
— Про-обки! — закричали в коридоре.
— Авария на станции!
— Да нет, это опять перепутали шнуры, ха-ха! Включили радио вместо кипятильника!— донеслось откуда-то сверху вместе с веселым ребячьим визгом.
Директор привычно схватил отвертку, извинился и убежал. А Галина Васильевна рассказала:
— Когда у нас в школе было четырнадцать укомплектованных классов, то по штатному расписанию нам полагался один электрик. Мы и горя не знали: проводка, пробки, штепсели, электроприборы — все было в порядке. Сейчас у нас стало не четырнадцать, а тринадцать классов. И —не чудо ли? —электрик нам уже НЕ ПОЛОЖЕН! Неважно, что за это время построили столовую, которой раньше не было, где кухонная аппаратура—и плита, и сковороды, и холодильники — все электрическое, электрика сократили! Не положено по штату. Сократили и единицу уборщицы. Тоже не положено!..
Но кто и когда этот абсурд завел? Здравый ли ум такое штатное расписание породил и узаконил? Школа, все мы, учителя, поставлены в тяжелейшее положение: приходится то и дело кого-то искать на стороне, хитрить, изворачиваться, крутиться, как говорится, «в вихре вальса»! И крутимся, и на каждом витке ломаем голову: где искать? Чем платить? Как быть? Найти специалиста негде! Платить нечем!
Зажегся свет, и мы все дружно сказали «ура». Вернулся и просветленный Евгений Максимович. Он объяснил, что на занятиях по музыке «ребенок-продленок» что-то не так включил.
— По тому же бредовому принципу,— продолжил он прерванный разговор,— нашей школе «положено» полбиблиотекаря. Что это за штука такая? Обыкновенная: полставки. У нас в библиотеке двадцать тысяч)!) томов, и попробуйте найти библиотекаря на полставки! А нагрузить учителя, который ради пользы дела взял бы на себя такой труд, мы не имеем права! Наш книжный фонд растет, после перехода на бесплатное обеспечение учебниками количество томов еще увеличилось, а оплата библиотекаря по старинке зависит от количества НЕ КНИГ, а классов!
В это время дверь приоткрылась, и в щелку продвинулся сначала курносый нос, а затем девичья физиономия — из тех, о которых издревле говорят «кровь с молоком».
— Что тебе? — обернулась к ней Галина Васильевна.
— Хочу спросить...
— Заходи. Слушаем тебя.
В комнату степенно вошла симпатяга лет пятнадцати-шестнадцати и оглянулась на дверь. За дверью слышались возня, шепот, хихиканье. Видно, деваха зашла не просто так, а была делегирована.
— Нам сказали, что приехала корреспондент, или — как это? — корреспондентка.
И я... и мы хотим спросить,—румяная физиономия обратилась ко мне,— вот вы корреспондент-женщина. Вам у вас на работе платят? Или платят только мужчинам, а вам не платят?
Не успела я ахнуть от удивления и произнести что-то нравоучительное и внятное о равенстве полов, как деваха фыркнула и скрылась за дверью. А Галина Васильевна поспешно объясняла:
— Вы знаете, у нас в школе трудовое воспитание поставлено неплохо. Девочки 9-х и 10-х классов по субботам ходят работать на животноводческую ферму совхоза «Кривополянский», за ними закреплено две тысячи бычков. Девочки чистят, белят кормушки, раздают корма. Работа трудная, многое приходится делать вручную. Но до сих пор не решен вопрос с оплатой, а ведь это проблема всей области! Школьницы работают, как взрослые, выполняют все операции и никакого вознаграждения не получают. Школа не раз поднимала этот вопрос перед директором совхоза Юрием Георгиевичем Костюниным. Он и рад бы платить, но все упирается в дополнительные фонды зарплаты. Мальчики ремонтируют сельхозинвентарь и за свою работу получают. В мастерских оплата по конечному труду, а на фермах — в зависимости от наличия ставок. Конечно, девочкам обидно.
Признаюсь, мне тоже было обидно: бодрый репортаж из процветающей школы не состоялся. А так хотелось написать что-то из рук вон лучезарное, положительное!.. Но, может быть, еще не все потеряно? И я спросила Галину Васильевну:
— На плакате, выпущенном, можно сказать, в вашу честь отделом народного образования Чаплыгинского райисполкома, красным по белому напечатан заголовок: «ВСЕГДА В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ». Известно также, Галина Васильевна, что ваш положительный опыт обобщался и был одобрен на коллегии Минпроса РСФСР!
— Да, мы точно в поиске, только, как видите, не всегда в творческом. Поэтому хорошо бы обобщить и опыт всех этих хозяйственных несуразностей! — воскликнула Галина Васильевна.— Нам еще повезло, что директор нашего базового предприятия — совхоза «Кривополянский» — сочувствует нам и старается помогать. У многих школ этого нет, и по сравнению с ними мы в гораздо лучшем положении. А ведь наши проблемы не только наши, они ВСЕСОЮЗНЫЕ!
Пусть Крокодил поинтересуется, когда они будут решены.
Интересуемся:
Сможет ли когда-нибудь базовое предприятие (у Кривополянской школы это совхоз) помогать школе финансово через Госбанк?
Нельзя ли более здраво, а не арифметически подойти к вопросу со ставками для библиотекарей, электриков и уборщиц в школах?
Будет ли наведен порядок с оплатой труда школьников на селе? Ждем ответов на эти вопросы от Минфина СССР и Госкомтруда СССР.
село Кривополье
Липеикой области
|
</> |