Крокодил 1986 № 22(872) "Непарадные портреты"

топ 100 блогов monetam30.04.2023

НЕПАРАДНЫЕ ПОРТРЕТЫ

— Ах, Валаам! Ох, остров! Ух, жемчужина Ладоги!..— Каких только возгласов не услышишь от очарованных странников, именуемых по-современному туристами. Но возгласы эти сугубо сезонны. Две трети года, от конца до начала навигации, туристским духом на острове и не пахнет. Остров живет обычной трудовой жизнью. После того, как два с лишним года назад отсюда на материк переселился дом инвалидов, здесь постоянно живут несколько сот человек.

Именно такой, нетуристский Валаам увидел я весенними днями, добравшись после двухсуточного ожидания из Петрозаводска на крохотном (шесть пассажиров) почтовом вертолетике.

А подвигнул меня отправиться на остров в межсезонье ленинградский художник Юрий Кряквин. Далее не столько он лично, сколько его картины. И даже не картины, а фотоснимки с них, поскольку сами работы находятся на острове в недрах музея-заповедника и по причине их непарадности даже не выставляются. То были портреты ветеранов Великой Отечествен ной— жителей Валаама...

Как-то привыкли мы к торжественным изображениям бывших воинов. А тут... тут во взгляде старых солдат было что-то такое, что вызывало желание помочь им, снять с души наболевшее.

Неодинаково сложилась судьба бывших фронтовиков, осевших в разное время на Валааме. Сегодня их тринадцать, семеро инвалиды.

Кажется, лишь один ветеран еще в трудовом строю. Это хлебопек Абдурахман Сады- ков — «карел из Андижана», как он сам себя, улыбаясь, именует. Остальные на заслуженном отдыхе... Это только в модной песне красиво поется о годах как богатстве. Будем честны: для фронтовика, инвалида в особенности, теперь главное богатство—небогатое здоровье.

Быт на острове уникален. Тут нет ни одного современного дома. Это туристу глаз ласкает древнее монастырское подворье. А если круглогодично жить в нем? Квартиры тут измеряют не комнатами, а кельями. Всеобщая беда — кровля. Инвалид Василий Маркович Марков, прошагавший со своим противотанковым ружьем не одну тысячу огненных верст, теперь нередко сидит в засаде на чердаке, сражаясь с водяными потоками. В период таяния снегов и во время дождей он со своей супругой ежечасно спускает вниз по шести ведер воды...

Дежурят у чердачных ведер не только они. Течет вода, текут жалобы, просьбы и в некотором роде даже моления всемогущему поссовету. Конечно, недовольных каверзами стихии можно отослать ко всем монахам, которые, быть может, недостаточно благолепно позаботились о долго вечности кровли. Но монахов давно уж нет, а железо ржавеет, балки гниют и стены плесневеют независимо от того, занимают сегодня келью истово верующие или завзятые богохульники... А исполком островного поссовета во главе с товарищем Молчановой регулярно заседает и выносит решения, после которых ветераны и неветераны продолжают выносить ведрами воду. И вносить ее тоже .

Водопровода, как, впрочем, канализации, не говоря уже о центральном отоплении, монахи в своих обителях, увы, не оставили. Причина до сих пор не выяснена. Может, трубы не завезли, а может, нарочно не хотели: плоть свою истязали... Спросить не с кого. Восьмой десяток разменял бывшей пулеметчик сержант Василий Никитович Артунькин. С костылями в одной руке, ведрами или вязанкой дров — в другой поднимается он к себе на третий этаж, делая привалы с перекуром. Иногда в рейс отправляется его жена-инвалид. Тоже ходок не чище Василия Никитовича.

— И с дровами не сахар,— почти философски размышляет Артунькин.— Знаете, какие чурки нам, инвалидам, теперь лесхоз возит? Метровые! А пилка-колка? На полную личную самодеятельность. Может, где и есть шефы, тимуровцы— до Валаама это движение пока не дошло. Обращались наши островные фронтовики к сортавальским коммунальщикам, чтоб хоть печи электрические поставили. Отказали, ка к то ком ударили: нет, говорят, лишних.

Офицера в отставке Вейно Саволайнена я отыскал на больничной койке. Привычное для него место. Он обращался в Сортавальский рай исполком, чтобы переселили в райцентр, поближе к врачам-специалистам, городским удобствам. Отказали, как отказали и фронтовому водителю А. С. Препоновой. Но вот ведь какая прелюбопытная история на сей счет!

Уезжая, дом инвалидов освободил наилучшее помещение острова, так называемую зимнюю гостиницу, где отцы-настоятели принимали самых именитых гостей, до императора и его свиты включительно. Только здесь, в единствен ном здании на острове, есть водопровод и канализация. За вычетом жилплощади, отошедшей музейным службам и школе, высвободилось около двух десятков светлых, просторных помещений, легко и быстро переоборудованных под благоустроенные квартиры. Ставлю перед читателями простенькую задачку. Сколько из них выделил поссовет фронтовикам-инвалидам? Вы догадались — ноль целых.

Ну, ладно. Сделаем допущение, что поселковое и районное звено недостаточно подковано по части внимания к ветеранам. Но вот уж Министерство соцобеспечения, так там наверняка к ветеранам всей душой...

Упоминавшийся Василий Маркович Марков как раз недавно послал письмо в Минсобес Карелии. Просил оказать содействие в приобретении за наличный расчет прибора для измерения артериального давления и ортопедической обуви.

«По вопросу приобретения аппарата для измерения артериального давления Вам следует обратиться в магазин «Медтехника» города Петрозаводска»,— ответили ему. По поводу же орто педической помощи инвалиду посоветовали обратиться в сортавальскую поликлинику не ранее 8 и не позднее 9 апреля... Подписал ответ заместитель министра Ю. А. Семенов.

Прежде чем встретиться с этим руководителем, я, возвратившись в Петрозаводск, позвонил в магазин «Медтехника». Мне пояснили: для получения искомого аппарата фронтовику нужно прислать по почте рецепт врача с указанием номера удостоверения инвалида. Вот и все. В ответ магазин посылает аппарат наложенным платежом. Разговор занял у меня ровно минуту. Но вот именно этой минуты не хватило у целого министерства...

Столь же бюрократичен и второй совет зам министра. Ведь должны же знать в министерстве, что в апрельскую пору связь с материком поддерживает лишь два раза в неделю почтовый вертолетик (да и то если даст добро ее величество погода). И как вообще будет добираться на Большую землю тот, кому нелегко дойти с письмом до своего почтового отделения?

Беседую с Юрием Андреевичем Семеновым в его кабинете.

— Да,— легко соглашается заместитель министра,— неудобно получилось. Но сами понимаете— большой объем работы, много писанины, подвели сотрудники...

В общем, твердо обещал положение исправить и даже послать на остров специалистов-ортопедов.

...Прошлой осенью город Сортавала и остров Валаам торжественно, оркестром и цветами, трогательными речами и улыбками встречали бывших курсантов школы боцманов и роты юнг, дислоцировавшихся на острове с августа 1940 по август 1941 года. Их разыскали во всех концах страны. Встреча удалась на славу!

Слов нет, умеем мы с размахом и душевно проводить разовые торжества, посвященные ветеранам. А вот как насчет повседневной кропотливой и конкретной душевной заботы? Там, где ее нет, самые святые слова о защитниках Родины— пустой звук!

о. Валаам—Петрозаводск — Москва.

Крокодил 1986 № 22(872) Непарадные портреты


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Начинается повесть про совесть. Это очень старый рассказ. Временами, едва высовываясь, совесть глухо упрятана в нас. Погружённая в наши глубины, контролирует все бытие. Что-то вроде гемоглобина. Трудно с ней, нельзя без неё. Заглушаем её алкоголем, тешем, пилим, рубим и колем, но она на ра ...
Общение - редкий цветок, всегда уникальный, без него жить практически невозможно. А в современной жизни все практически сводится к коммуницированию... одиночество ...
чемпионат Украины 2010/2011 - Украинская Премьер Лига "Таврия" - "Динамо" Киев 1:1 видео 46" Милевский (0:1) 55" Платон (1:1) "Таврия": Стойко, Джуричич, Монахов, Курилов, Донец, Шиндер (Фещук, 83), Маркович, Любенович, Платон (Коробка, ...
     Покопался я в архивах футбольной ассоциации Израиля и обнаружил там редкие снимки... Лев Яшин, Игорь Нетто, Алексей Парамонов и др. участники той легендарной сборной 56-го во время визита в Израиль в ноябре 1989 года...     ...
В Южной Корее как минимум 90 (а то и все 100) процентов населения - люди. А в России как минимум 70 процентов населения не стремяться быть человеком вообще. Я не голословен. Я в своё время побегал по домам и по конторам будучи компьютерщиком "по вызову". И время это было не так уж давно. ...