Критика "Двух башен"

«Две башни» из всех частей питерджексоновской трилогии нравятся мне меньше всего.
И при этом начинаются они, в общем-то, неплохо – первая половина фильма идёт вполне на уровне «Братства кольца»: Эмин Муил, Мёртвые болота, Рохан... Но дальше начинается полный незачот. Фангорн и энты – незачот. Гондор – вообще катастрофический провал!
Впрочем, даже и к Рохану есть вопросы. В целом Рохан, на мой взгляд, хорош. Хама хорош, Гамлинг хорош, Грима прекрасен, а Эомер так просто великолепен! Но с двумя ключевыми фигурами, на мой взгляд, случился мискастинг: это король Теоден и Эовин.
Миранда Отто на деву – правительницу и воительницу никак не тянет. Эовин должна быть импульсивной, эмоциональной и в то же время жесткой – как принцесса Амба из «Махабхараты». И в киношном Теодене никак не видится вождь воинственного народа. Не пошли бы рохирримы, «люди сумерек», за таким предводителем.

И в довершение всего – музыка. Тема энтов мне совершенно не нравится, а роханская музыка, хоть и красива, но выглядит какой-то незавершенной, словно это не сама мелодия, а лишь вступление к ней. Как если бы в песне «May it be», которую я использовал в фото-клипе, мелодию оборвали на словах «Mornie utulie» и дальше уже развивать не стали.

Недостатки Рохана и Фангорна я бы, пожалуй, простил и стерпел, если бы не главная неудача фильма – это Фарамир и гондорцы в целом. Причем я даже не могу сказать, что в данном случае налицо мискастинг, как в случае Теодена и Эовин. Дело гораздо хуже – в переиначивании образов Толкиена сценаристами «ВК».
Фарамир предстаёт на страницах романа воином-философом – этаким Марком Аврелием, только юного возраста. Ну, или, на худой конец, генералом Максимусом из «Гладиатора». Но в фильме главная его черта – закомплексованность, ревность к брату и стремление любой ценой завоевать любовь отца. Ни воинских талантов, ни философии!
И в целом гондорцы предстают не римскими воинами-аристократами, а какими-то вульгарными грубиянами, так что вообще непонятно, почему Рохан считается зависимым от Гондора, а не наоборот. В фильме роханцы выглядят и опытнее, и благороднее гондорцев.
Ради чего сценаристы так жестоко исказили роман? Неужели только для того, чтобы вставить в фильм вот этот эффектный, но бессмысленный кадр?

Третья претензия к «Двум башням» (а в ещё большей мере, забегая вперёд, - к «Возвращению короля»), на которую я бы, может, и не стал внимания обращать, будь всё остальное нормально, относится к Вигго Мортенсену.
Вигго очень хорош в «Братстве кольца» - Арагорн Арагорном! :-) Но в романе с Арагорном происходит постепенная трансформация – из скитальца Колоброда он превращается в короля Элессара. Начинается это превращение в Лориене (чему поспособствовала Галадриэль), первый раз будущий король явственно проявляется в Арагорне при прохождении Аргоната (мы видим это преображение глазами Фродо). В фильме этот момент совершенно упущен, ну и да Бог с ним – всё равно следом следуют схватка на Амон Хене и погоня за орками по холмам Эмин Муила и степям Рохана, где мы вновь видим скорее Колоброда, чем Элессара.
В романе основная часть преображения как раз и происходит в ходе событий, описанных в «Двух башнях» и завершается в начале «Возвращения короля». Постепенно меняется речь Арагорна, его манеры, его отношения с окружающими. Возможно, этому способствует «хороший» пример Гэндальфа, который, превратившись из Серого в Белого, стал куда более жестким и едким в отношениях с окружающими. Так или иначе, но невозможно представить себе, чтобы Арагорн-Колоброд позволял себе такие реплики, которые позволяет себе Арагорн-Элессар: «Ты забываешь, с кем говоришь, Гимли сын Глоина!»
В фильме всё преображение Арагорна касается исключительно его одеяний, которые становятся всё более роскошными; но Колоброд, увы, остаётся Колобродом, и в Элессара не превращается.
Между тем, претензии на это в сценарии, похоже, были заложены: так, ещё в финале «Братства кольца» Боромир признаёт Арагорна «своим королём»: момент, который в романе отсутствовал и который никак не соответствует характеру Боромира. Боромир не имел оснований оспаривать благородство происхождения Арагорна и признал его предводителем Отряда; но, как отмечается в романе, «признание это на проходило проверку в битвах на рубежах Гондора».
Судя по всему, в фильме ключевым моментом преображения Арагорна должна была стать битва за Хельмову падь, где Арагорн (в фильме) командует отрядом эльфов; на мой взгляд, - командует неубедительно. И, кроме того, совершенно непонятно – с какой стати Халдир передал командование Арагорну???
В романе таким ключевым моментом стал «онлайновый» поединок Арагорна с Сауроном, из которого Арагорн фактически вышел победителем, чем и спровоцировал Саурона на поспешные действия, приведшие к поражению на полях Пеленнора; в фильме это важнейшее событие вообще исчезло!
Уфф... извините, что так много слов получилось :-(
Дабы избежать сплошного негатива, вставлю картинки про те моменты из «Двух башен», которые действительно цепляют эмоционально.
Во-первых, это противостояние роханских конников и волчьих всадников Изенгарда; сама схватка между ними мне не нравится, но предваряющие её кадры хороши!
И второе – смотр армии Изенгарда. «Штурмуйте Хельмову падь!»
Интересно, что обе эти сцены – опять же «отсебятина» Питера Джексона; но в данном случае – весьма удачная :-)



|
</> |