
Крымские татары

Читать 11 минут.
В 2015 году наша семья поселилась в Крыму, на сегодняшний
день немаленький процент населения которого составляют
крымские татары. А были времена (с мая 1944 года
до 80-х годов 20-го века - все представители этого
народа проживали в депортации в Средней Азии, но в
конце этого периода стали возвращаться в Крым). Мы сейчас
живем невдалеке от большого татарского поселка Асрет в
городском образовании Судак; естественно, это вызывает
у нас интерес к изучению культуры, быта и
обычаев этого народа.
В 2017 году американский журнал Vogue опубликовал
статью, посвященную культуре крымских татар, в частности, в ней
были показаны традиционные национальные костюмы татарских женщин,
фото этой фотосессии приведу ниже. А дальше я дам
информацию по объявленной теме с иллюстрациями в виде картин,
старых фото, акварелей, гравюр .
В первой части поста - рассказ об истории, жилищах,
религии; а во второй - о ремеслах, образовании, одежде,
украшениях, предметах быта этого народа.
О характерных атрибутах крымскотатарского костюма,
шапочке фес (для незамужних
девушек), платке марама, поясе
(кушаке) с пряжкой, выполненной в национальной
ювелирной технике накладной филиграни из золота или
серебра, расскажу во второй части
подробнее, а сейчас просто посмотрите фотографии, чтобы
проникнутся национальным колоритом, с фотосессии
американского журнала Vogue, модели - крымские
татарки:




Крымские татары как нация сформировались в результате слияния
мигрировавшего в Крым преимущественно кочевого тюркоязычного
населения и обитавших здесь оседлых жителей горных и
прибрежных частей полуострова.
В крымской степи тюркоязычные поселения появились еще в
раннее Средневековье. Некоторые исследователи отмечают, что
гунны поселились в крымской степи в первой половине V века, а
к XIII веку сложился смешанный печенежско-половецкий
этнос.
В XIII веке большая часть Крыма, в основном
степная, вошла в состав Золотой Орды. На этих землях
был создан Крымский юрт с центром в городе Солхате (ныне
город Старый Крым).
В XV веке Золотая Орда распалась. В 1440-е годы
образовалось Крымское ханство, включавшее
в себя, кроме части Крыма, земли между Дунаем и Днепром, Приазовье
и часть Прикубанья. Во главе государства стояли ханы из рода
Гиреев.
В 1475 году Крым был завоеван Турцией. Крымские
ханы попали в зависимость от Турции и такое положение сохранялось в
Крыму до 1774 года.
История Крымского ханства заканчивается с присоединением
Крыма к Российской империи в 1783 году.
О современных крымских татарах
В районе Судака проживает много крымских татар, а точнее - они живут в татарском поселке Асрет, именно о них мне хотелось бы немного рассказать.
Присутствие татар заметно и на улицах города: татарские женщины обязательно покрывают голову, руки и плечи, когда выходят в город, и даже так они одеты дома. Они не носят никаких специальных видов одежды, как женщины-масульманки в многих арабских странах, просто волосы должны быть прикрыты, и не должно быть открытых частей тела. Многие крымские татарки имеют очень тонкие, удлиненные черты лица и вообще очень красивы.
Занятие крымских татар сейчас - они в основном ведут небольшой частный бизнес на побережье, связанный с торговлей, также работают в такси. Женщины почти никогда не работают, исключение составляют, пожалуй, только семейные магазинчики, где они часто стоят за прилавком. Вообще же татарские женщины живут довольно замкнутой жизнью и тратят большую часть времени на то, чтобы "вести дом": следят за детьми, готовят, делают многочисленные заготовки на зиму, ухаживают за домашними животными (некоторые держат кур, кроликов, птицу, коз). Дома у них традиционно очень большие, рассчитанные на многочисленное количество детей и родственников.
Семья обязательно живет целым кланом: жена, муж, свекровь, свекр, сын, маленькие дети, а иногда еще и другие престарелые родственники. Для крымских татар огромную роль играет их история и национальная культура, традиции и обычаи: например, в в их поселке даже есть небольшой музей, посвященный репатриации татар в Крым. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, но некоторые разговаривают с сильным акцентом. Без исключения все они владеют своим родным языком.
Крымские татары дружелюбны, особенно если вы сами
демонстрируете позитивный настрой. Но, в свой
личный внутрисемейный мир они предпочитают посторонних не
допускать.
Чем еще вас могут удивить жители Судака-татары? Они очень
общительны: не стоит смущаться, если их вопросы покажутся вам
слишком "личными", тут это возможно (в отличие от Москвы). Также
первое время проживания в Крыму меня поражало, насколько
легко люди заводят разговоры с незнакомцами. В московском метро,
этого, знаете ли, не бывает. А здесь все располагает к общению:
отсутствие серьезных стрессов, солнце и прекрасная природа.
Поэтому, приходя на рынок, будьте готовы обсудить погоду, качество
продуктов, и даже ваш сегодняшний наряд (здесь принято наряжаться
для похода в город, в том числе - на рынок).
Исторические данные
Крымские татары делятся на три субэтнические группы:
степные татары или ногайцы (ногъай),
предгорные и горные татары (таты) и
южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к
переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары
имеют небольшую примесь монголоидной крови.
Основным занятием крымских татар все века являлось
земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма,
они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли
пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито
животноводство, прежде всего — разведение овец и коней.
Главными ремесленными центрами у крымских татар
считались города Бахчисарай и
Карасубазар.
У кочевников татар активно развивались ремесла, связанные с
обработкой шерсти (производство войлоков) и выделка
кожи, также ценились мастера, занимавшиеся обработкой
металлов.
Наибольшим почетом в Крыму пользовался труд
кожевенников, хорошо было развито
оружейное производство. Произведенным в Крыму
оружием торговали в разных странах, оно высоко ценилось в Европе и
на Востоке.
Обоз в степи. Акварель Карло
Босолли (середина 19 века):
Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по
степи:
Гора Столовая (Ак-Кая) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на Юге России Григорий Александрович Потемкин довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:

На улицах Карасубазара, 1920-е годы:

Дома в современном поселке Асрет очень похожи
на дома в горных селах близ Ялты – просторные, часто с балконом и
галереей, лестницей, двух- и трехэтажные. Они могут быть отделаны
камнем в традиционной татарской манере. Вокруг дома обычно большой
сад с розарием, гранатами, персиками и обязательно - с
виноградом.
В центре поселка - детская площадка, которую "сделали всем
миром". На площадке установлен настоящий колодец с
автоматизированным насосом и 2-мя фонтанами, из которых можно
напиться свежей прохладной воды в любой знойный летний день (фонтан
в виде слоника и дракона). После школы многие малыши здесь играют
под присмотром пары подростков (которым доверяют приглядывать за
маленькими).
Наш сосед Тимофеич рассказал, как заселялись эти места. Он раньше
работал лесником в лесопарке, который прилегает к
поселку Асрет (лесопарк около подножия горы
Перчем, любимое место отдыха жителей Судака). В 1989 году
первые крымские татары стали возвращаться в эти места.
Сначала их постройки рушили власти, но переселенцы шли на
любые меры, чтобы остаться, устраивали акты самосожжения,
пикеты.
Тогда власти Совеского Союза все же оставили
переселенцев в покое. Первые зимы были для них особо
тяжелыми, люди жили в землянках и временных укрытиях,
нуждались во всем.
Часто у них не было теплой пищи, воды, зимней одежды.
Тимофеич старался им помогать, как и многие другие крымчане.
Отдавал теплые одеяла, дрова, топливо, помогал продуктами (к слову
сказать, сам он русский из Симферополя, а его жена по
национальности гуцулка с Западной Украины).
В связи с этим старейшины и жители поселка считают его
теперь очень уважаемым человеком и приглашают на свадьбы и другие
торжества как почетного гостя.
Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский
флаг. Официальное право собственности на землю и дома
жители поселка получили совсем недавно, после
2014 года, уже во время российского правления.
О религии, о жилищах крымских
татар
В зависимости от местности, в которой проживали крымские
татары, определялось и несколько типов жилищ. В степном Крыму, у
ногайских татар, дома строились из
кирпича-самана. Внутри дом делился на спальню и
кухню.
В предгорьях, в горном Крыму, на южном берегу в
качестве строительного материала использовали
необработанный камень, речной камень, прутья лесного
ореха. Такие дома были двухэтажными, длиной 10—15
метров, шириной 3—5 м.
По второму этажу шла крытая веранда, к которой со двора
пристраивалась наружная лестница. С веранды несколько дверей вели
во внутренние помещения, отдельные двери вели в гостиную и
спальню.
Ориентировались дома окнами на восток. Двор
вокруг дома делился на две части, находящиеся на разных уровнях.
Нижний двор был хозяйственным, в верхней части разбивали
сад.
Крымские татары — мусульмане-суниты.
Каждый мусульманин стремился иметь дома Коран, который висел в
сумочке недалеко от постели и служил оберегом.
Все важные события в жизни мусульман освещались молитвой. Крымские
татары отмечали главные мусульманские праздники
"Курбан-байрам" (праздник жертвоприношения) и
"Ораза-байрам" (праздник разговения, знаменует
завершение поста в месяце Рамадан).
Главой семьи у крымских татар является мужчина.
В семье существовало четкое разделение обязанностей и рода занятий
между мужчинами и женщинами. В Крыму изначально существовало два
разных уклада семейной жизни — для степных и горно-прибрежных
татар.
Каждый из них имеет свои особенности, но объединяет их единая
религиозная система взглядов.
На фото внизу:
2 - вид села Биюк-Озенбаш (теперь село Счастливое Бахчисарайского района), 1930-е г.
3 - крымскотатарская сакля, начало XX века
4 -7 типы крымскотатарских жилищ, 1920 г.

"... В 1312 году верховную власть в Золотой орде захватывает
хан Узбек, провозгласивший в целях ее укрепления
и централизации официальной религией среди своих подданных
ИСЛАМ.
Столицей Крымского улуса и резиденцией в 14-м веке становится
город "Къырым" или "Крым". Происхождение этого
названия трактуется неоднозначно, но наиболее распространенной
версией является та, в которой слово "къырым" переводится как
"холм". Одновременно город именовался Солхатом (от
итальянского solcata - "борозда", "ров"). Это название было в
основном в ходу у генуэзских торговцев.
В это время в столице улуса начинают возводиться мечети,
медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь
в 1314 г. (в Солхате) было начато сооружение мечети,
названной в честь самого хана Узбека...."[1]
Татарские дома и их
интерьер на старинных картинах, гравюрах и акварелях,
фото.
Южный базар. Картина Премацци Луиджи, 1961 г:

Внутри крымскотатарского жилища. Картина Вильгельма Кизеветтера, 1845-1847 гг:

Крымскотатарский дом в деревне Алупка. Художник Карло Босолли, акварель (середина 19 века):

Татарский дворик в Крыму. Картина Никонора Чернецова:

Интерьер дома у приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:

Кухня приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:

Интерьер крымскотатарского дома в с. Капсихор. Картина Раффе 1837-1846 гг:

Комната в доме мирзы в Байдарской долине. 1856 г:

Внутреннее убранство крымскотатарского дома. 1893 г:

Внутренний вид крымскотатарского дома:

Спальня в доме богатого татарина. Деревня Кизилташ под Ялтой. Фото начала XX в:.

Крымская татарка в доме:

Спальня в крымскотатарском доме. Фото начала XX в.

Кухня (она же – столовая) на верхнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в:

Рабочая комната на нижнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в.:

Фото и картины крымскотатарских жилищ отсюда
И еще две картины и один рисунок известных художников, представляющие скорее художественную ценность, чем описательную.
Крымский вид. В. М. Васнецов (брат А. М. Васнецова):

Сакля в Алупке. Исаак Левитан:

Сакля. Рисунок Ивана Шишкина:

______________________________________
Современный дом крымских татар:

____________________________
Татарские мечети в Крыму воздвигаются или целым обществом, или
одной благотворительной личностью на том основании, что
нет выше блага, чем построить здание для
восхваления имени Аллаха.
Есть татары, которые в одиночку финансируют строительство
храма, обыкновенно они пользуются великим почетом и
называются баниями. Банийством особо дорожат
наследники строителей мечетей, которые несмотря иногда на крайнюю
бедность, охотнее лишатся последнего достояния своего, чем позволят
кому-нибудь другому ремонтировать мечеть, построенную их
предками.
Поэтому в Тавриде не могло быть ни единого поселения татар,
где бы не существовало мечети с необходимым для ее функционирования
составом священнослужителей, который состоял из муллы,
муэзина (дьякона) и мутевели (старосты, клитора).
Все эти священнослужители, по издревле заведенному порядку, не
должны требовать вознаграждения за службу в мечетях, но могут
брать вознаграждение за выполнение религиозных обрядов, и
кроме этого - доходами и процентами с вакуфов -
это или земли, или деньги, завещанные некоторыми
мусульманами после смерти в пользу мечетей.
1 - мечеть Джума-Джами, г. Евпатория; 2 - мечеть село
Керменчик 1950-е годы; 3 - мечеть в г. Алупка начало 20-го
века:

Далее - самые красивые из сохранившихся и отреставрированных мечетей.
Коккоз Джами (село Коккоз – Соколиное)
Мечеть Коккоз-Джами (ее второе название - Юсуповская мечеть), расположена в селе Коккоз (Соколиное). Святыня была построена в 1910 году на средства графа Феликса Юсупова. Стены мечети украшают надписи на арабском языке и двухъярусные стрельчатые окна. Покрывает мечеть черепичная кровля, а рядом с основным зданием расположен минарет. Недавно мечеть отреставрировали.

Большая ханская мечеть (Бахчисарай)
Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она долгое время носила.

Мечеть Джума-Джами (ее второе название - Хан-Джами)
Действующая мусульманская мечеть Кезлева (Евпатории) и один из наиболее интересных памятников архитектуры Крыма. Построена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет Герая I. Ее создателем является выдающийся турецкий зодчий и инженер Ходжа Синан.
Джума-Джами является самой большой и самой красивой мечетью в Крыму. Единственную в Крыму многокупольную (13 куполов) мечеть называют крымской Ай -Софией. Здесь взошли на престол 18 крымских ханов, расписавшись в специальном акте, который хранился в мечети. Окна с витражами с каждой стороны мечети символизируют четыре времени года.

Архитектурный памятник, расположенный в городе Старый Крым. Является старейшей из сохранившихся мечетей полуострова. Была заложена в 1314 году, в начале правления хана Золотой Орды Узбека. В 1332 году к мечети добавили медресе по инициативе богатой женщины Инджибек-хатун, которая там же была похоронена. Медресе на сегодняшний день представляет собой величественные руины, но мечеть сохранилась полностью.

Мечеть Кебир Джами (Акмесджит – Симферополь)
Старейшее здание Акмесджита (Симферополя). Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз.
После Второй мировой войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.

Восстановленная соборная мечеть в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет мечети разрушили еще в начале ХХ века, а само здание мечети было сожжено в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер – крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, он в 1933 году уехал в Турцию. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.

В 2015 году открылась одна из самых красивых мечетей имени Рефата Велиуллы. Спонсор строительства мечети - белогорский меценат Ресуль Велиляев.

Ист инф. о мечетях отсюда.
Список использованной литературы будет приведен во 2-й части поста.
Оставить комментарий
Популярные посты:
- В Крыму прокомментировали стратегию Киева по "возвращению" полуострова РИА Новости
- Крым: Зеленский уже знает, как будет возвращать Крым. Новости Свободная Пресса - Поволжье
- Крым ответил Украине на "стратегию возвращения полуострова" и дал хороший совет Sputnik Латвия
- В Крыму ответили на стратегию Украины по «возвращению» полуострова РБК
- В Крыму оценили стратегию Украины по возвращению полуострова Lenta.ru
- Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"